Битва за Донетчину: что ждать в ближайшее время и почему роль HIMARS ключевая
Россияне не отказываются от цели выйти на административные границы Донецкой области. Но есть ли у них для этого ресурсы? Вместе с военным экспертом журналисты “Восточного варианта” попытались спрогнозировать, что ждет восток Украины в военном плане.
Политическую цель полностью захватить Луганскую и Донецкую области президент страны-агрессорки ввладимир путин фактически объявил еще 22 февраля — за два дня до полномасштабного вторжения. Сейчас подходит к завершению пятый месяц войны, а цель рашистов благодаря отчаянным и слаженным действиям ВСУ остается недостижимой.
Формально россияне пока не захватили даже Луганскую область — в частности, в Белогоровке еще продолжаются бои. Но то, что в ближайшем будущем оккупанты захотят взять под контроль Славянск и Краматорск, выглядит очевидным.
Журналисты «Восточного варианта» спросили эксперта Defense Express Ивана Киричевского о тактике россиян, их будущих действиях и способности ВСУ отражать атаки врага на Краматорск, Славянск, Бахмут и другие города.
Нелогичные преступления россиян на Донетчине, вероятно, будут продолжаться
Российские военные продолжают бить по гражданским объектам на Донетчине, уничтожая гражданскую инфраструктуру и, что больнее всего, унося жизнь людей. Как бы прискорбно ни было это признавать, но рашисты вряд ли будут отступать от своей тактики войны с мирным населением, несмотря на то, что в военном плане это не приносит им никаких дивидендов.
9 июля рашисты выпустили сразу четыре ракеты по пятиэтажке в Часовом Яру. В ГСЧС сообщили о 48 погибших гражданских.
«Россияне совершили совершенно нелогичное преступление, — говорит Иван Киричевский. — Эти комплексы Искандер, из которых выпустили ракеты, предназначены для ударов вглубь территории. А россияне решили всадить целых 4 ракеты с боеголовками по 500 кг по общежитию в небольшом городке, который находится за пару десятков километров от линии фронта».
Эксперт называет две возможные причины для этого. Первая — ошибка агентуры или умышленная дезинформация своих кураторов, чтобы получить от врага деньги за разведданные.
«СБУ время от времени заявляют, что поймали очередного предателя, который шпионил, выполняя задачи российских спецслужб, пытался разведать наши позиции. Это происходит так: куратор дает задачу найти позицию нацбата. Агент, который не в состоянии решить эту задачу, приводит огонь на случайный объект, передавая куратору, мол, вот по этому адресу базируются 200 человек. И по версии штабистов они действительно попали по помещению, где стояли так называемые националисты», — объясняет эксперт.
Вторая вероятная причина — умышленное уничтожение гражданских объектов с целью сеять панику среди населения.
«Не секрет, что украинское общество достаточно чувствительно к потерям среди гражданского населения. Если представить, что у россиян остался один реактивный снаряд, с большой вероятностью, он полетит именно по гражданскому объекту. Они так будут поступать и дальше», — предполагает Иван Киричевский.
Еще один важный нюанс состоит в том, что украинская противовоздушная оборона уже гораздо эффективнее сбивает летящие по военным объектам ракеты. Поскольку в таком случае гораздо легче рассчитать траекторию полета ракеты.
А вот когда удар наносится «куда-нибудь», то ПВО сложнее сработать. Именно поэтому ракеты россиян так часто долетают до гражданских объектов украинских городов, в частности, на Донбассе.
HIMARS в действии. Вместе с боеприпасами на складах взрываются и планы россиян на захват Донетчины
Основные силы российских военных ныне задействованы на Донбассе и имеют задачу в ближайшее время атаковать крупные города Донетчины — Славянск, Краматорск, Бахмут. Об этом заявляют в британской разведке, отмечая, что бои за Краматорск будут ключевыми во всем сражении за Донбасс.
Но достаточно ли у россиян ресурсов для этого?
Американские ракетные артиллерийские системы HIMARS, благодаря которым ВСУ нанесли уже десятки точных ударов по рашистским складам с боеприпасами, позволяют надеяться на положительный для нас ответ на этот вопрос.
Иван Киричевский говорит, что роль этих систем в боях на Донбассе полностью осознать пока сложно, но она ключевая. По его словам, россияне привыкли, что имеют преимущество в боеприпасах: есть постоянный подвоз снарядов, постоянный подвоз горючего, никаких препятствий логистике.
А когда системы HIMARS заработали, как пример, ударили по складам в Луганске, с логистикой у врага начались значительные проблемы.
«Со складов в Луганске россияне планировали поставлять боекомплекты попаснянской группировке войск, — объясняет Иван Киричевский. — Следует понимать, что на таком складе может храниться до 20 тысяч тонн разного рода боеприпасов. Это и снаряды, и ракеты для РСЗО, и противотанковые ракеты, и боеприпасы для БМП. Чтобы изготовить 20 тысяч тонн боеприпасов, россии нужно не менее полумесяца. Они чувствуют неладное, не зря мы их орками называем, и они начинают высаживать по мирным объектам все, что имеют под рукой».
Еще один аргумент, подвергающий сомнению успешное наступление россиян на крупные города Донбасса — большие потери живой силы. Элитные части, говорит Киричевский, у россиян закончились. Второй армейский корпус наполовину перебит. В ход идут так называемые «мобики» — принудительно мобилизованные.
Единственное, что есть у россиян, это возможность отстреливать по 60 тысяч снарядов в сутки по украинским позициям. Поэтому удары по складам с боекомплектами со стороны ВСУ выглядят более чем логичными и способными по меньшей мере притормозить планы врага.
Ивана Киричевского это наталкивает на исторические параллели со Второй Мировой войной:
«Американские союзники в августе 1944 года начали бить по заводам Третьего Рейха, производившим синтетический бензин. Это был роковой удар для гитлеровского режима. У них тогда была тысяча тяжелых бомбардировщиков, которыми гитлеровцы могли бы атаковать Лондон, но это потеряло смысл, когда эти бомбардировщики нечем было заправлять. Также ВСУ сейчас хорошо отрабатывают по складам боеприпасов противника, и это срывает планы россиян на полный захват Донецкой области».
Изматывать рашистов на востоке означает освобождать территории на юге
Украинцы довольно часто слышат от Генерального штаба, что ВСУ проводят контрнаступательные действия на юге Украины, в частности на оккупированной Херсонщине. Очевидно, говорит военный эксперт, большая заслуга в этом наших военных на востоке, которые не отдают Донбасс, несмотря на большое желание россиян его захватить.
По словам Ивана Киричевского, все наиболее боеспособные подразделения были брошены именно на восток, в то время как на юге остаются менее боеспособные.
«Оборону на юге удерживают 15 батальонных групп россиян. Пробелы в обороне у них есть и это позволяет ВСУ одерживать промежуточные успехи. Россияне пытаются в ответ атаковать. Наши официальные лица вынуждены просить людей эвакуироваться, поскольку бои могут перейти в более масштабный формат», — говорит Киричевский.
Сдерживать рашистов на востоке Украины, навязывать им бои, изматывать их и одновременно постепенно вытеснять с юга Украины — именно такой тактики придерживаются ВСУ. И, как говорит Киричевский, это вполне логично, поскольку освобождение Херсона будет для россиян ощутимым моральным поражением. А для Донбасса это будет означать пополнение ресурса для защиты.