Из клуба ультрас “Шахтера” до самого узнаваемого символа патриотизма региона. История бренда одежды с Донетчины
Многим украинцам известно выражение “Солнце Украины встает на Донбассе”, а принт с такой надписью стал визитной карточкой патриотического населения Донетчины. Его носят на одежде жители востока, переселенцы, украинцы из других регионов страны. С ним на поле выходил один из самых титулованных футбольных клубов Украины — донецкий “Шахтер”. Этот принт и многие другие патриотические работы были созданы современным брендом патриотической одежды с Донетчины “Забой”, который берет свое начало именно от простых болельщиков донецкого клуба.
Восточный Вариант пообщался с основателем проекта Максимом Лысенко и узнал историю известного бренда Донетчины.
С чего все началось?
Сам Максим родом из города Покровск Донецкой области. Еще задолго до российской агрессии он каждые выходные ездил в Донецк на матчи футбольного клуба “Шахтер”. В 2008 году он впервые попал в сектор болельщиков ультрас, которые уже разрабатывали собственный дизайн для своих участников. В 2012 году Максиму предложили присоединиться к креативной команде “Zaboysultra creative”, и начать заниматься магазином для футбольных ультрас донецкого Шахтера
“На тот момент мы уже делали один из самых лучших дизайнов для ультрас в Украине. Держали свою марку. Тогда мне предложили попробовать заняться магазином”, — вспоминает он.
Так и появился первый бренд, в работе которого Максим активно участвовал, он назывался “Moles Shop”. Он создавал шарфы, чашки и прочую атрибутику исключительно для фанатской аудитории клуба.
2014 год все изменил
Но все изменилось после начала гибридной российской агрессии в 2014 году. Тогда “Магазин кротов”, а именно так переводилось название “Moles Shop”, решил выпустить свой первый патриотический дизайн для того, чтобы показать позицию ультрас “Донецкого Шахтера”.
“В начале 2014 года, когда закончился Евромайдан, мы выпустили первую футболку “Донецк. Солнце Украины встает на Донбассе”. Этим макетом мы хотели показать свою позицию по поводу этих событий. То, что дончане поддерживают Украину, что мы являемся украинцами”, — вспоминает Максим.
И именно этот первый патриотический принт бренда приобрел невероятную популярность. Тогда продажи бренда впервые вышли за пределы фанатской аудитории.
В том же году бренд начал активно помогать представителям ультрас “Шахтера”, которые пошли добровольцами в АТО.
“Такого снабжения для армии, как сейчас, тогда еще не было, многое нужно было покупать за свой счет. Приходилось очень многое докупать ребятам: военную форму, оборудование и прочее”, — говорит Максим.
Рождение “Забоя”
В 2019 году, когда стало понятно, что деятельность бренда вышла за пределы фанатского движения, было решено окончательно переориентировать деятельность магазина для жителей Донетчины и создать свой бренд для того, чтобы “качественно одеть людей, чье сердце принадлежит Донбассу”. Так современный “Забой” окончательно заменил собой “Moles Shop”.
“В 2019 году было решено попытаться создать именно бренд для нашей области, чтобы каждый, кто имеет отношение к нашей области, или симпатизирует ей, или хочет просто взять другим на подарок, мог купить мерч с нашим дизайном”, — говорит основатель бренда.
Название “Забой” при этом было выбрано неслучайно: это шахтерский профессиональный термин, известный большинству жителей востока Украины. Так называется поверхность добычи в шахте.
“Я из Покровска, у нас много шахт. В Донецке также много шахт, многие шахтеры до войны ездили на футбол. “Забой”, по-моему, очень точное название, потому что оно короткая, оно понятное, оно шахтерское. Мы выбрали “Забой”, потому что это название понятно почти для всех дончан”, — рассказывает Максим.
Волонтерство
“Забой” неоднократно организовывал и принимал участие в различных волонтерских и благотворительных акциях. Сейчас бренд сфокусировался на поддержке Вооруженных Сил Украины, но до полномасштабного вторжения на протяжении около 5 лет они посещали и поддерживали детские дома Донецкой области вместе с представителями донецких ультрас, а также посылали помощь малообеспеченным семьям.
По словам Максима, акции поддерживали донатами как обычные клиенты, так и известные личности, в том числе игроки футбольного клуба “Шахтер” и известный телеведущий Андрей Бедняков.
“Очень важно сказать, что вся наша благотворительная деятельность возможна благодаря нашим клиентам. Коммуникация была выстроена отлично, они отзывались на любой призыв. Они отзываются на любой проект, который мы готовим, и всегда стараются поддерживать нас”, — отмечает он.
Ранее учредители бренда планировали создать свой благотворительный фонд, но начало полномасштабного вторжения заставило отложить этот процесс.
Работа после 24 февраля
После полномасштабного вторжения в первые месяцы “Забой” открыл свой самый большой гуманитарный штаб в Донецкой области и помогал украинским военным.
Сам интернет-магазин был вынужден остановить все продажи, потому что 80% производств бренда на момент полномасштабного вторжения находились именно в Донецкой области. Но, несмотря на сложные обстоятельства, все больше людей стали интересоваться брендом и потребность в их дизайне, по словам Максима, только выросла.
“После начала полномасштабного вторжения ко многим нашим людям пришло понимание, что на нас напала именно Россия, и Россия напала на нас не в 2022, а еще в 2014”, — объясняет Максим.
Релокация и новое начало
Сейчас процесс производства полностью переехал в Днепр. Бренд сотрудничает с двумя местными фабриками, у которых заказывает одежду и уже самостоятельно печатает на ней собственный дизайн. На постоянной основе при этом работает всего четыре человека.
“Производство каждой из футболок идет индивидуально. Мы очень тщательно работаем с материалом, из которого шьется наша одежда. Иногда бывает так, что один и тот же поставщик из одной ткани отправляет одежду разного качества, так что работы по этому хватает”, — отмечает основатель бренда.
По словам Максима, сейчас объемы продаж не нуждаются в собственном швейном производстве.
В январе 2023 года Бренд “Забой” принял участие в фестивале релоцированных бизнесов “Check-In” в Днепре. Для бренда это было первое подобное мероприятие, в котором он принял участие. Туда, по словам Максима, они попали случайно, когда один из знакомых просто скинул им ссылку на заявку. При этом участие для них было успешным.
“По нашему мнению и по мнению организаторов, потому что мы собрали фидбеки, получилось очень интересно. Мы видели заинтересованность, большую заинтересованность нашим брендом. После получения фидбека от организаторов, мы поняли, что мы произвели хорошее впечатление, поэтому, если будут еще какие-то такие мероприятия, мы обязательно туда пойдем”, — сказал он.
Акция “Шахтера”
28 августа 2022 на матч второго тура украинского чемпионата по футболу Донецкого “Шахтера” против “Кривбасса” футболисты Донецкого клуба вышли в футболках “Донецк. Солнце Украины встает в Донбассе”. Тогда эта акция была приурочена ко Дню города Донецка.
По словам Максима, такая акция стала возможной благодаря знакомству с представителями администрации клуба, являющимися давними клиентами создателей бренда. Тогда один из сотрудников клуба предложил провести подобную акцию, а клуб поддержал такую идею. Максим подчеркнул, что все было сделано очень быстро.
“Если честно, то и игроки “Шахтера”, они уже давно носят футболки нашего бренда, и я так понимаю, это тоже повлияло на решение Клуба. Они видели, что игроки уже надевают эти футболки, они уже знакомы с брендом, поэтому все получилось быстро”, — отмечает Максим.
Почему “Забой” это не о бизнесе?
В разговоре с нами Максим рассказал, что бренд одежды “Забой” не позиционировал себя как бизнес. По его словам, их главная цель — это не заработок денег, а обеспечение жителей востока Украины качественной, но максимально недорогой одеждой.
“Еще с 2014 года многие дончане остались без жилья, они были вынуждены уехать, или их дома просто уничтожили. Так что мы хотели дать им товар с максимальным качеством, но по минимальной цене. Опять же жилья нет, работы нет, надо все начинать с новой страницы и надо брать новые вещи. Мы хотели дать максимальное качество, но чтобы человек финансово много не вкладывался. С этой философией мы идем с 14 года, уже 9 лет”, — сказал он.
Максим отмечает, что очень многие люди, знакомые с качеством продуктов бренда неоднократно говорили, что их вещи должны стоить дороже. Но бренд продолжает стараться держать минимальную цену для своих товаров, насколько это возможно, а тот заработок, который они имеют, вкладывают в развитие и изготовление собственных продуктов и отдают на благотворительность.
Дальнейшие планы
Сейчас у бренда есть некоторые наработки на будущее. Новый дизайн, по словам Максима, обязательно тоже будет. Но пока они не строят больших планов, потому что продолжается широкомасштабная война и опасность сохраняется постоянно. Однако некоторые идеи на будущее все же есть:
“Возможно где-то там, в будущем, далеко-далеко, хочется создать некую культуру. Сейчас нашими принтами мы стараемся популяризировать нашу Донетчину, украинскую Донетчину, хочется, чтобы какой-то вклад в развитие украинской Донетчины мы внесли”, — подытожил Максим.
***
Если вы хотите поддержать бренд и заказать патриотические вещи с востока Украины, то это можно сделать в онлайн-магазине “Забой” по ссылке.
Автор: Роман Севрюков
***