Ближе к народу
Современным политикам приходится так или иначе заниматься социальными сетями – если они этого не делают, то социальные сети сами берутся за них.
Луганский городской голова Сергей Кравченко говорил, что размышляет над идеей создания собственного блога в интернете. Правда, заявление это появилось уже после появления на одном из местных ресурсов блога от имени луганского мэра, в котором «он» сам себя и высмеивает. Дискуссии в этом блоге дошли уже до матюгов. Но лиха беда - начало. Вслед за первым появился и второй "блог мэра".
ШАГ К ОТКРЫТОСТИ
Большая часть фотографий скандального депутата Луганского горсовета Романа Ландика, которыми печатные и интернет-СМИ иллюстрировали статьи и тексты о нем и его «героическом» поступке в «Баккаре» были взяли либо из страницы Романа на сайте «Одноклассники», либо из блога артиста Станислава Садальского. Напомним, актера, который приезжал в Луганск с гастролями, пригласили на свадьбу Ландика-младшего, видимо, просто для «статуса», чтобы гости могли с ним фотографироваться. Садальский выпил лишнего и написал в блоге про Кристину Агилеру, которая якобы пела на свадьбе и «первых лиц страны», чем придал событию резонанс. Наверное, чуть позже Садальскому объяснили, что Голенко и Пристюк далеки от статуса «первых лиц страны», а появление нардепов на такого рода мероприятии не делает его каким-то особенным. Но дело уже было сделано – материалы попали в интернет. Когда Садальский выкладывал в своем ЖЖ фотографии со свадьбы, он наверняка не предполагал, что уже через пару месяцев они станут основанием для огромного количества издевательских демотиваторов.
Информация, выложенная в социальных сетях, согласно регламенту тех же «Одноклассников» является общедоступной – человек выкладывает ее сам, таким образом давая разрешение на ее просмотр другим.
Среди известных в регионе политиков и чиновников в тех же «Одноклассниках» можно найти не только Рому Ландика. К примеру, из числа руководства города есть заместители Луганского городского головы Манолис Пилавов (всего 2 фото, 102 друга), Александр Ткаченко (больше 30 фото, 147 друзей), Заза Зухбая (на страничке был еще в 2009 году – судя про всему, к соцсетям особого интереса не проявляет, в аккаунте только 1 фото – из боулинг-клуба). Экс-заместитель Луганского городского головы Эльвира Михайленко выложила в сеть всего несколько семейных фото и добавила 17 друзей, а вот мэр Александровска Николай Греков опубликовал множество снимков – и курсантских, и депутатских, и семейных.
Глава Луганской областной госадминистрации Владимир Пристюк также давно не заглядывал на свою страничку в "Одноклассниках" – с 2009 года. Фотографий там всего 2 – портрет самого Пристюка и фото его дачи и машины – двухтажного деревянного сруба и черного мерседеса с подписью «На даче в Трехизбенке». Друзей в соцсети у Пристюка всего 2. Зато активизировался губернатор в Facebook. По словам советника губернатора Андрея Дихтяренко, Пристюк сам пользуется соцсетью. "Он сам заходит на страницу и отвечает на комментарии. Но пароль от страницы есть и у сотрудников пресс-службы", - говорит советник Пристюка.
Ищет своих одноклассников и первый замгубернатора Эдуард Лозовский – правда, ни одного пока нет. У Лозовского в аккаунте несколько фотографий, есть даже школьная фотография, на которой Лозовского можно легко узнать. У бывшего замгубернатора, а сейчас гендиректора Луганской областной гостелерадиокомпании Родиона Мирошника есть аккауанты и в "Одноклассниках", и в Facebook. В "Одноклассниках" Мирошник выкладывает в основном "отпускные" фото. А вот председателя Луганского областного совета Валерий Голенко в "Одноклассниках" нет – зато можно найти аккаунт его супруги Галины, которая выложила в сеть несколько фотографий, сделанных во время путешествий, в том числе с мужем. Игнорируют "Одноклассники" и Луганский городской голова Сергей Кравченко, и глава областной организации "Фронта змін" Игорь Лиски, и нардеп от БЮТ Виталий Курило.
Активны луганские политики в Facebook – там есть аккаунты Александра Кобитева, Владислава Кривобокова, Спиридона Килинкарова и Валерия Голенко. Показательно, что последний в графе "интересы" указал, кроме "Луганского областного совета", еще и "Дмитрий Медведев".
Один из друзей главы луганской областной организации "Фронта змін", депутата горсовета Игоря Лиски в Facebook Дмитрий Острецов утверждает, что политик ведет свою страницу сам.
«Да, он ведет свою страницу сам, пишет посты и комментарии. Для него это способ общения с электоратом и друзьями. Он часто выезжает за территорию Украины, компьютером можно воспользоваться не всегда, мы часто обмениваемся сообщениями в Facebook», - говорит Острецов.
ЧТО ВИЖУ ТО И ПОЮ
Экспериментируют политики и с блогами. Правда, в большинстве своем эти эксперименты неудачны, хотя есть и показательные примеры. Например, твиттер Юлии Тимошенко стал темой для обсуждения в ходе судебного заседания. Блог Анатолия Близнюка – бывшего донецкого губернатора, а сейчас – министра регионального развития, строительства и ЖКХ довольно официален, зато регулярно обновляется. Также в качестве примера удачного можно привести и блог мэра Черкасс Сергея Одарича, и правительственного уполномоченного по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаила Бродского. Есть блог и у Сергея Тигипко (туда выкладывают в основном партийные видео и тексты). Что-то похожее вели раньше и помощники председателя Луганского облсовета Валерия Голенко. Правда, все посты в жж – исключительно дубли его «статей», которые можно прочесть на официальном сайте Луганского областного совета (заголовки транслируются и в твиттер). Читали Голенко в основном луганские журналисты и политически активные граждане, коих в целом немного. Сейчас ЖЖ Голенко заброшен и не обновляется.
Владислав Тертышников, глава луганской областной организации Партии зеленых Украины и активный пользователь Facebook отмечает, что динамичное развитие социальных сетей вынуждает политиков работать с избирателем и при помощи этих инструментов. Однако политику превращения аккаунта в социальной сети в площадку для публикации официальных заявлений и пресс-релизов Тертышников считает ошибкочной.
«В социальных сетях нужно общаться более индивидуально, душевно, а для официальных заявлений и пресс-релизов есть отдельные площадки, средства массовой информации. Политики просто еще не научились использовать такой инструмент, как социальные сети», - говорит Тертышников.
Примером правильного пиара в соцсетях можно считать протоиерея Александра Авдюгина из Украинской православной церкви Московского патриархата. Авдюгин ведет Живой журнал, имеет аккаунты во всех социальных сетях и активно общается со своими читателями. Отследив его страницы можно заметить, что часто люди обращаются к нему за элементарными разъяснениями, которых почему-то не могут получить в реале, и Авдюгин охотно их дает.
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Перед местными выборами год назад многие из луганчан наверняка получали приглашение «дружить» от «Идунамэра» Григория Пригебы, сейчас у него 540 друзей в «Одноклассниках». Также в рамках предвыборной кампании в социальных сетях появился и кандидат на пост городского головы, нардеп от КПУ Спиридон Килинкаров – аккаунтами занимался штаб кандидата, потому что даже рабы социальных сетей не могут «сидеть» в них круглосуточно - он постоянно был он-лайн и активно «френдил» жителей Луганска. После выборов из профайла нардепа-коммуниста «Вконтакте» удалили все фото, забросили и его ЖЖ. В то же предвыборное время "Вконтакте" появился аккаунт Сергея Кравченко, однако сейчас «мэр» неактивен. Спиридон Килинкаров остался в "Одноклассниках" (620 друзей) Facebook, где «дружит» с Валерием Голенко, а Голенко с националистом Игорем Швайкой.
«Килинкаров хорошо засветился в социальных сетях на прошлых выборах, и я на 100% уверен, что через социальные сети он получил дополнительное количество голосов. Посчитать их невозможно, однако я слышал, что Килинкаров совершил в социальных сетях 10-15 тысяч контактов – это вход на странички других пользователей, оставленные сообщения, приглашения в друзья и группы, добавление ссылок и так далее. Но серьезной ошибкой было сворачивание этой работы сразу же после завершения выборов. Избирателям нужна площадка для дискуссий и поисков ответов на вопросы, и если после выборов уйти из социальных сетей, это может настроить против политика даже его бывших «друзей», - говорит Владислав Тертышников.
Пока местные политики «нагрузили» работой в социальных сетях своих пиарщиков и помощников. Однако если, например, премьер-министр Николай Азаров имеет представление о том, что пишут в его странице, то вероятность, что Сергей Кравченко знает значение лова «логин» крайне невелика.
«Агитация в социальных сетях – это наиболее дешевый способ общения с потенциальным избирателем, - считает Тертышников. - Главная задача политика - донести до избирателя свои идеи, обещания и программу, а избирателя – отдать свой голос. Наиболее эффективна сейчас такая работа через социальные сети. Потому что такой контакт остается в памяти и на страничке, и избиратель, который в определенный момент не добавился в друзья, неправильно повел себя, может передумать после другого контакта – визуальной агитации, через СМИ или телевидение, в результате встречи. У нас «выбирают сердцем», программы кандидатов зачастую ничем не отличаются, если не принимать во внимание какие-то радикальные силы».
44% пользователей интернета в Украине утверждают, что основной их целью являются социальные сети. Этот факт должен и будет использован в предвыборных кампаниях. Те луганские политики, кто применял этот инструмент хотя бы краткосрочно и на примитивном уровне – Пригеба и особенно Килинкаров – увидели результаты. Остальные же либо используют социальные сети в личных целях, либо зарегистрировались там из любопытства.