"Мужчины используют ресурсы, женщины их улучшают": две истории бизнесвумен из Мариуполя
Как открыть бизнес на карантине и что для этого нужно — узнал Восточный вариант
В Мариуполе прошла виртуальная ярмарка товаров и услуг выпускниц программы «Экономические проекты для женщины Восточной Украины».
«Восточный вариант» поговорил с бизнесвумен Мариуполя, об их идеях и попросил несколько советов для новичков предпринимательства.
Виртуальная ярмарка услуг
Тренинговый проект «Экономические возможности для женщин Восточной Украины» запустился в декабре 2019 года. 60 женщин из разных городов Донетчины и Луганщины изучали основы ведения бизнеса — создание бизнес-плана, взаимодействие с клиентом, продвижение товаров и услуг. Большинство из них до этого не имела опыта в бизнесе.
Обучением занимались местные центры поддержки предпринимательства в Краматорске (ул. Парковая, 9), Мариуполе (ул. Архитектора Нильсена, 60) и Северодонецке (ул. Гагарина, 78). В конце декабря в центрах прошел виртуальный выпускной с новогодней ярмаркой. Посмотреть на товары и услуги, которые реализуют выпускницы можно, отсканировав QR-код на елочной игрушке. Такие бизнес-елки стоят в каждом из трех центров поддержки предпринимательства.
«Мамина кухня» от Ольги Олифиренко
Выпускница тренинговой программы Ольга Олифиренко запустила свой бизнес как раз после обучения. Она говорит, что получила на курсах все, что знает о бизнесе сейчас.
«Мы бизнес-план написали, мы продумали маркетинг, название, бухгалтерию, юридический моменты. Абсолютно вся подготовка к бизнесу была проделана здесь», — рассказывает Ольга.
Сейчас она работает по бизнес-плану тренинговый программы и на собственном опыте подтверждает — план реальный и рабочий.
Ее бизнес «Mamas Küche», что в переводе с немецкого означает просто «Мамина кухня», изготавливает домашние полуфабрикаты, разрабатывает индивидуальные меню для правильного питания и доставляет их в офис или на дом по заказу клиента.
«Мы такие же точные и драйвовые, как немцы», — объясняет название своего предпринимательства Ольга.
Секреты своих блюд она не раскрывает, лишь говорит, что это семейные рецепты, отработанные годами и добавляет, что вкусно покушать в ее семье любят. Поэтому одно из направлений ее работы — это изготовление ПП-блюд.
На страничке бизнеса в Инстаграме она опубликовала свою фотографию до и после похудения и написала: «Я не диетолог и не претендую на это, но я понимаю насколько важно питаться вкусно, когда ты худеешь. А о сбалансированном питании думает диетолог, когда составляет вам рацион».
Диетолог «Маминой кухни» сам продумывает индивидуальное меню для каждого клиента, исходя из его данных, образа жизни и других особенностей. Также в меню больше 15 наименований полуфабрикатов — блины, пельмени, вареники, драники и так далее. Она говорит, что лучше продвижения в соцсетях работает «сарафанное радио».
«Востребовано потому, что невозможно купить домашние полуфабрикаты вкусные. Я такого, по крайней мере, не встретила. Большинство производителей пытаются удешевить свое производство в ущерб качеству. В наших пельменях нет хрящиков и костей. У нас и цены не дешевые поэтому. Как можно купить килограмм пельменей за 100 гривен, если ты понимаешь, что килограмм нормального мяса стоит 100 гривен», — говорит Ольга.
В будущем Ольга планирует открыть собственную точку выдачи своей продукции.
Бизнес-советы от Ольги Олиференко
☑️ Верить в себя и в свою идею — это самое основное. И лучше настроить себя так, что если в тебя никто не верит, значит это обязательно сработает. Бизнес можно открыть и на карантине, если правильно все просчитать, но нужно быть готовым к тому, что все не прочитаешь. Все равно будут какие-то нюансы.
☑️ Принять для себя: хочешь ли ты идти в бизнес или тебе легче работать наемным сотрудников, потому что тогда можно прийти домой и не думать об этом. И выработать понимание, что если ты идешь заниматься своим делом, то это работа круглосуточная. Стоит подумать «на миллион».
☑️ Если не любишь фантазировать, нет смысла заниматься бизнесом.
«О, как подрос» от Алины Божко
Фотограф Алина Божко уже четыре года занимается семейными фотосессиями. В будущем она планирует запустить проект «О, как подрос» по выпуску дневников взросления ребенка.
«В дневнике будут описаны годы взросления ребенка от беременности и до пятилетнего возраста. Мама будет заполнять его по мере взросления малыша», — рассказывает Алина.
Девушка воспитывает сына и говорит, что с появлением ребенка в семье, поняла всю ценность фотографий в семейном фотоальбоме.
«Фотографии показывают, как растет и развивается твой ребенок. У семей есть потребность в общих фото, где все в сборе. То есть, мама сама может сфотографировать ребенка, но сделать фото вдвоем уже сложнее, а ведь нужно еще и папу взять в кадр. Из моей потребности выросла бизнес-идея», — объясняет Алина.
В будущем Алина мечтает открыть фотостудию, но признается, что решиться на собственное дело непросто.
«Как говорят менторы, действительно женщина смотрит очень глобально, со всех сторон. И, по правде говоря, так и происходит, что очень сложно решиться, потому что кажется, что если сейчас уйдешь с основной работы, то что-то пойдет не так. Есть некие страхи, которые очень сложно преодолеть. Ну и также сложность в поддержке. Мужчины, наверное, не очень склонны к поддержке женщин. Даже если это любимые. Так и происходит: осталась одна со страхами, начать тяжело. Тем не менее очень много девочек, которые с нами были, очень вдохновились на обучении», — подводит итог Алина.
Бизнес-совет от Алины Божко
☑️ Оглянитесь вокруг себя, возможно идея лежит на поверхности и вас к ней интуитивно тянет.
Я начинала с хобби для себя и своей семьи, а затем подумала, что в семейных фото могут нуждаться и другие люди. Так из потребности выросла бизнес-идея.
5 бизнес-инсайтов от менторов тренинговой программы Людмилы Завалий и Дениса Лаврищева
1️⃣ Женщины являются более уязвимой группой, которой сложнее начать бизнес. Они сразу думают обо всем, считая себя основой и опорой, которая не может подвести семью, взяв семейные деньги. Женщины, начиная бизнес, развивают все вокруг себя, а мужчины используют ресурсы.
2️⃣ Люди не знают, как находить идеи, которые будут срабатывать. Идей много. Бывает, что человек нашел идею, считает, что она такая сокровенная, и нельзя ею ни с кем делиться. По их мнению тогда все получится. У нас это называется “продать себе идею”. Человек влюбился в идею, а она нерабочая. И в то же время простые идеи, которые лежат на поверхности, срабатывают лучше.
3️⃣ Все поняли, что Советский Союз закончился, и если ты отработаешь 30-40 лет на заводе, ты все равно не получишь достаточного уровня для того, чтобы жить безбедно. Но если хочешь заниматься чем-то, не обязательно даже бросать завод, можно, работая на заводе, заниматься своим делом.
4️⃣ Карантин хорошо подходит для продаж в интернете и расширения онлайн-реализации услуг и товаров. Не замыкайтесь только на продаже на рынках и в оффлайне. Для продажи в онлайне не нужны большие финансовые вложения.
5️⃣ В моногородах, больших и маленьких, очень выгодно развивать бизнес, потому что люди нуждаются в разных услугах, а многие ниши еще не заняты, поэтому клиентам будет интересна ваша продукция.
Читайте также:
Магниты для IT: 10 стартапов, родившихся в Мариуполе
Как после ошибок стать сильнее. Уроки от создательницы "Азовской фабрики кухни"