Бюджет Украины на 2026 год: какие изменения для Донетчины и Луганщины

Верховная Рада уже приняла законопроект о государственном бюджете на 2026 год за основу. После ряда поправок документ готовится к голосованию во втором чтении.
Восточный Вариант вместе с экспертом по вопросам местных бюджетов Программы Polaris Игорем Онищуком проанализировал его и определил, как он повлияет на жителей Донетчины и Луганщины.
Общий бюджет Украины на 2026 год — 4,7 трлн грн
Согласно законопроекту, расходы бюджета Украины на следующий год составляют 4,7 трлн грн. Из них на оборону и безопасность выделили рекордные 2,8 трлн грн. Также с 1 января 2026 года прожиточный минимум на одного человека в месяц составит 3209 грн. Минимальная зарплата с 1 января будет составлять 8647 грн или 52 грн в час.

На охрану здоровья выделяется 254 млрд грн, из них 191,6 млрд грн на Программу медицинских гарантий. На социальную защиту предусмотрено 465 млрд грн. Из них на программу социальной защиты граждан, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, выделили 102,7 млрд грн. Эти средства также направят на субсидии на аренду жилья для переселенцев и компенсацию расходов, связанных с размещением ВПЛ.
Финансирование областного и местных бюджетов Донетчины и Луганщины
Окончательные бюджеты Донецкой, Луганской областей, а также местных громад станут известны после их утверждения на областном и местном уровне. Обычно это происходит в конце календарного года в декабре.
А пока что в проекте госбюджета предусмотрены дополнительные дотации в областные и местные бюджеты. Таким образом, Донецкая область получит дополнительное финансирование в размере 1,9 млрд грн в дополнение к своему основному областному бюджету. Эти средства область сможет использовать по собственному назначению.
Лиманская громада дополнительно к своему местному бюджету получит 144 млн грн, Соледарская — 62,5 млн грн, Северская — 45 млн грн, Бахмутская — 290 млн грн, Покровская — 200 млн грн, Великоновоселковская поселковая — 79 млн грн, Добропольская — 5 млн грн, Дружковская — 200 млн грн, Константиновская — 261 млн грн, Краматорская — 287 млн грн, Мирноградская — 197 млн грн, Славянская — 324 млн грн, Торецкая — 236 млн грн.
Сколько средств выделят на программы восстановления и компенсации за жилье?
Напомним, что в прошлом году на программу “єВідновлення” в бюджете утвердили сумму в размере 4 млрд грн. Через некоторое время за счет сэкономленных средств Минсоцу еще 15 млрд грн выделили на восстановление жилья для вынужденных переселенцев. Об этом рассказывала глава партии “Слуга народа” Елена Шуляк. Таким образом, в прошлом году общее финансирование программы составило 19 млрд грн.
В этом году на компенсации за уничтоженное жилье выделили 3 млрд грн. На компенсацию за уничтоженное жилье в рамках программы HOME выделили еще 2,5 млрд грн. На компенсацию для восстановления жилья с использованием услуги “єВідновлення” выделили 1,2 млрд грн. Таким образом, общая сумма, выделенная на компенсации за уничтоженное жилье, в следующем году составит минимум 6,6 млрд грн.
“Также в бюджете на следующий год планируется предусмотреть отдельно компенсации за жилье для семей ветеранов и лиц с инвалидностью I и II группы, которые защищали страну, — 5,7 млрд грн. Проект также содержит норму, которая предусматривает изъятие остатков средств местных бюджетов громад на временно оккупированных территориях (кроме оккупированных до 24.02.2022). Остатки в дальнейшем будут направляться на обеспечение жильем ВПЛ. Громады, конечно, настаивают, что имеют свои потребности и понимают, на что направить эти остатки. И хотя принятие этой нормы действительно увеличит финансирование жилья для переселенцев, важно не забывать и о таких громадах: их проблемы никуда не исчезли, и остатки средств также являются критически необходимыми для их будущего восстановления. Здесь необходим взвешенный баланс”, — рассказывает эксперт по вопросам местных бюджетов шведско-украинской программы Polaris “Поддержка многоуровневого управления в Украине” Игорь Онищук.
Также в бюджете предусмотрели статью расходов “ремонт жилья для восстановления прав и возможностей людей” в рамках проекта HOPE. На это выделено еще 41,8 млн грн.
Сколько выделено на “єОселю”?
Государственная программа доступного ипотечного кредитования “єОселя” действует в Украине с октября 2022 года. Ее реализуют Министерство экономики и Министерство цифровой трансформации совместно с “Укрінфінжитлом”. По замыслу, украинцы благодаря программе смогут проще приобрести собственное жилье в кредит.

Игорь Онищук также отмечает, что проект бюджета на следующий год предусматривает предоставление финансовой поддержки в размере 1,3 млрд грн ЧАО “Укрфінжитло”, которое реализует программу «єОселя». В то же время Елена Шуляк сообщала, что на программу в 2026 году выделили 15 млрд грн и намерены ее докапитализировать.
“Согласно программе, на нее могут привлекать средства не только государства, но и облигации внутреннего государственного займа. И поэтому реальные обороты программы «єОселя» значительно больше”, — объясняет Игорь Онищук.
Также эксперт отмечает, что в бюджете на следующий год предусмотрено 100 млн грн на обеспечение жильем медицинских работников для заполнения вакантных должностей в сельской местности и на прифронтовых территориях. А это не менее важно.
“В проекте бюджета предусмотрено 1,5 млрд грн субвенции для местных бюджетов на формирование фондов жилья для временного или поддержанного проживания эвакуированных и внутренне перемещенных лиц, а также на обеспечение их жильем в сельской местности. Это решение — не просто о цифрах. Оно о возможности для людей, которые были вынуждены покинуть свои дома, наконец обрести чувство стабильности и безопасности там, где сегодня формируется новая жизнь”.
Сколько выделено на социальную помощь переселенцам?
На отдых и оздоровление детей военнослужащих и ветеранов на следующий год выделено 250 млн грн.
На сегодняшний день законопроект о государственном бюджете на следующий год находится в ожидании рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде. По словам Игоря Онищука, скорее всего, документ будет принят уже в начале декабря.
В соответствии с Регламентом, после подготовки законопроекта ко второму чтению внесение новых поправок невозможно. В то же время в сессионном зале депутаты все еще могут настаивать на рассмотрении отдельных ранее отклоненных предложений — и парламент имеет право голосовать за них непосредственно во время рассмотрения.
Основные параметры и статьи расходов на этом этапе фактически уже определены.
***















