Европейский Донбасс. Что делали бельгийцы в Лисичанске?
Эта статья на историческую тематику начнется не с прошлого, а с настоящего. Вот фото того, что остается от культурного наследия города Лисичанск.
Здание противотуберкулезного диспансера:
А вот Лисичанская гимназия:
Наследием эти руины считались до того момента, когда сюда ступила кровавая нога россии. Сейчас все это безжалостно уничтожается оккупантами.
На самом деле это не просто здания, это культурное наследие европейцев. Именно они еще в XVIII веке застраивали территорию востока Украины и индустриализировали ее. Сам город Лисичанск считается первопроходцем в зарождении промышленного Донбасса.
Что происходит с уникальной архитектурой города сегодня, вы уже увидели. А как же он возник и развивался? Поговорим дальше в статье.
Сода, промышленность и бельгийцы. Индустриализация козацкого поселения
Ориентировочная дата основания Лисичанска — 1710 год. Эту территорию колонизировали донские, запорожские и слободские казаки. Название, скорее всего, произошло от словосочетания “Лисиный байрак” или “Лисья балка”. Сначала это было просто село.
Приблизительно через 11 лет после возникновения поселения, в 1721-м, здесь обнаружили залежи угля. Но его промышленная добыча — кстати, впервые на Донбассе, — началась только в 1795 году. Поставлялся добытый уголь на Луганский литейный завод. Так зарождалась промышленная сеть восточных регионов Украины — налаживались логистика, строились мощности для добычи и переработки ресурсов.
Постепенно экономический потенциал данной местности рос, возникали новейшие отрасли. Уже в конце XIX века здесь было основано первое в Украине специализированное горное учебное заведение — штейгерское училище. Затем проложили железную дорогу.
Как и в истории города Донецк — вот наше видео о нем — в развитии Лисичанска принимали непосредственное участие европейцы. Только если Донецк — наследие валлийцев, то здесь свой след оставили выходцы из Бельгии. И этот след прямо сейчас безжалостно уничтожает россия.
“Бельгийский городок” в Лисичанске начали строить в конце XIX века. Тогда инженер и предприниматель Эрнест Сольве — разработчик революционного способа получения соды, — вместе с пермским купцом Иваном Любимовым создали акционерное общество «Любимов, Сольве и К°».
Завод построили возле меловой горы в поселке Верхнее — позже он вошел в состав Лисичанска. Рядом были и сырье, и топливо, и дешевая рабочая сила.
Сольве на тот момент уже имел два содовых завода во Франции и один на Урале. При строительстве завода он применил новую передовую технологию производства с использованием аммиака.
До того как в Лисичанске появился содовый завод, в российскую империю практически всю соду завозили — почти не производили.
Завод запустили в апреле 1892 года. По сути этот момент стал началом промышленного развития данной территории. Для обеспечения работы компании владельцы создали целую промышленную линию: построили шахты, железную дорогу. Позже добыча соды стимулировала строительство в Лисичанске завода по производству стекла. Чтобы доставлять мел и уголь на завод, построили самую длинную в Европе проводную канатную дорогу.
Историк Дмитрий Пиркл рассказывает, что бельгийцы системно взялись за развитие Донбасса — сначала создали инфраструктуру, учили людей работать, ведь в этом регионе не было профессиональных металлургов. Украинцы занимались земледелием и очень это любили. Сначала люди работали на предприятиях сезонно — летом шли собирать урожай.
Европейцы хотели развития, мыслили стратегически. Уже тогда они видели перспективу региона. Глядя на динамику, бельгийцы поняли, что можно построить завод тонкого стекла и зеркал. Это были деньги для инвестирования — они существенно развивали Донбасс.
В общей сложности бельгийцы основали около 90 предприятий. Вокруг них застраивались индустриальные поселения, развивалась инфраструктура. Число рабочих в регионе достигло 20 тысяч.
Европейские предприниматели скупали слабо развитые шахты, развивали их благодаря своим технологиям, делали их рентабельными. В то время это были новейшие технологии, которые работают, пожалуй, и по сей день. Из-за того, что импорт из империи облагался большими налогами, все направлялось на развитие внутреннего рынка.
Поселок в городе: как возникла “десятая провинция Бельгии”?
Паралельно з промисловим розвитком Лисичанська відбувається й культурний.
Параллельно с промышленным развитием Лисичанска происходит и культурное.
Для инженеров и рабочих бельгийские архитекторы спроектировали и построили жилой район из красного кирпича. 300 квартир — для семейных пар, а также казармы — для одиноких.
В «городке» были столовая, гостиница, школа и кинозал, здесь устраивали спектакли и концерты духового оркестра. Всего бельгийцы построили 33 здания. Три из них были демонтированы после смещения грунта в 1999 году. Остальные сохранились до наших дней, а два имеют статус памятников архитектуры.
Вершиной инженерных технологий и архитектурного искусства стала заводская больница. Ее строительство завершилось в 1911 году.
Четырехэтажное здание было оборудовано механическим лифтом. Как и все остальные бельгийские сооружения, больницу выполнили в стиле модерн. Окна украсили оригинальными витражами, пол — декоративной плиткой. Крыша была покрыта французской черепицей.
Проработала она почти сто лет и закрылась в 2010-м из-за банкротства содового завода.
В 2017 году Лисичанск получил премию Belgian Heritage Abroad Award. Диплом вручил посол Бельгии в Украине Люк Якобс.
“Десятая провинция Бельгии”, как прозвали этот комплекс зданий, попала в номинацию ежегодного конкурса при поддержке фонда короля Бельгии. Бельгийцы же выразили желание отреставрировать свое «наследство». Для этого требовалась официальная заявка от областных властей, которую они так и не увидели.
Национализированное европейское наследие
Вначале XX века с промышленными мощностями Лисичанска произошло то, что и с остальной оккупированной «советами» территорией Украины после октябрьского переворота Лисичанский содовый завод национализировали. Как и остальные промышленные мощности региона. Теперь они не принадлежали предпринимателям, которые их создавали.
Во время второй мировой войны завод был почти полностью разрушен. Первую партию соды получили только в 1944 году. Проработал содовый завод до 2010 года — пережил приватизацию и перепродажу. Но, в конце концов, был признан банкротом.
Ломать — не строить. Почему-то “русский мир” никак не может этого понять. Весь мир смеется над их “импортозамещением”, но нам, украинцам, не смешно. Промышленность, архитектура, быт людей, который выстраивался веками, сегодня перемалывается имперскими жерновами россии.
Здания, пережившие Вторую мировую, могут не пережить вторжение россии. Здания, к возведению которых приложили усилия именно европейцы, а не “красный пролетариат”, как нас учили во время советской оккупации.
В следующем материале поговорим об украинском городке Нью-Йорк. Как восстанавливалась историческая справедливость в независимой Украине.
***