Как творческая мастерская "Бахмутский оберег" почти 20 лет развивает украинскую культуру на востоке Украины
Светлана Кравченко — основательница и руководительница творческой мастерской “Бахмутский оберег”, которая работает с 2005 года. Она объединила мастериц, которые создают уникальные работы украинской народной культуры. Народные куклы, рушники, вышиванки, украшения из бисера — каждое изделие с каплей собственного сердца и любви. Светлана Кравченко рассказала Восточному Варианту, как полномасштабное вторжение изменило их работу и как они работают сейчас.
Кроме воспроизведения национального строя, деятельность мастериц “Бахмутского оберега” в очередной раз доказывает — на Донетчине всегда был активный центр украинской культуры, которая развивалась и крепла. Пока не пришли россияне, разрушив Бахмут и его творческую мастерскую.
Российские пропагандисты уже десятки лет рассказывают мифы о “русском Донбассе” и распространяют фейки о неприятии местным населением всего украинского. Однако история Светланы Кравченко доказывает обратное.
Более 20 лет развивают украинскую культуру
Светлане Кравченко — 59 лет. Она — коренная жительница Бахмута, которая помнит и ценит настоящую историю своего города. Светлана имеет документальные свидетельства, что ее прапрапрадед также родился и женился в Бахмуте. Ее семья последние 100 лет проживала в одном и том же доме, который нес в себе столетнюю историю семьи.
С самого детства, вспоминает Светлана, ее окружала украинская культура и ментальность. Ее отец, дедушка и бабушка разговаривали на украинском языке. Постепенно ему училась и маленькая Светлана. У дедушки был Кобзарь и он с удовольствием читал внучке стихи Шевченко.
Мама Светланы, которая была преподавательницей педагогического училища и Заслуженной учительницей Украины, хоть и уважала украинский язык, но всегда говорила детям, как важно знать русский. Светлана вспоминает, как мама говорила ее старшей сестре: “Без хорошего русского языка не будет карьеры, не будет будущего”.
С детства Светлана понемногу училась искусству: шила, вышивала и т.д. В 2005 году она стала основательницей и руководительницей творческой мастерской “Бахмутский оберег”.
“Удалось собрать женщин, чтобы осваивать рукоделие: шить, вышивать, вязать на спицах и крючком. А потом, когда уже начал распространяться интернет, мы увидели там народную куклу. И мы начали исследовать именно направление народной традиционной куклы. Сначала это были куклы всех народов, и постепенно мы научились, как создавать именно нашу — украинскую”, — делится Светлана.
В 2010 году в Бахмутском краеведческом музее мастерицы “Бахмутского оберега” устроили выставку, на которой представили более 300 кукол. Все были разными, уникальными и утонченными. Выставка имела большой успех, ее пригласили и в другие музеи Донетчины. За два года экспонаты кукол побывали в Донецке, Енакиево, Краматорске, Славянске, Константиновке, Дружковке.
“Был большой «бум» интереса именно к народной кукле. Мы проводили мастер-классы, экскурсии на этих выставках. Это была полностью работа наших мастериц. Мы самостоятельно находили и покупали материалы, создавали, перевозили выставку, делали рамки — все за собственные средства. Это мы делаем и сегодня. Далее было развитие нашего национального сознания, и с его ростом все больше интересовались именно украинскими узорами и орнаментами кукол. И тогда мы уже выделили украинскую народную куклу, которая стала нашим центральным направлением”, — говорит Светлана Кравченко.
Когда в 2014 году началась российско-украинская война, значимость хранения и распространения украинской культуры существенно выросла. Особенно на востоке, где шли бои. Мастерицы “Бахмутского оберега” занимались волонтерством, помогали армии и постоянно устраивали выставки.
“Начало событий на Майдане и активные действия вокруг Бахмута в 2014 году, я могу точно сказать, совпадают с максимальной активностью нашей творческой мастерской. Я, как руководительница, считала, что мы можем остановить российскую агрессию влиянием культуры. Возможно, сейчас это выглядит наивно. Но тогда, каждый месяц с декабря 2013 года мы приезжали в школы в Бахмуте, организовывали выставки в спортивных залах, работали, как волонтерки, экскурсоводы, проводили мастер-классы. Мы приобщали к украинской культуре детей. Рассказывали об истории Украины, искусстве, о мощности наших корней”, — рассказывает руководительница творческой мастерской.
“Нас вырвали с корнями из нашего культурного пространства, которое мы нарабатывали 15 лет”
Когда началось полномасштабное вторжение россии, одна из выставок “Бахмутского оберега” экспонировалась в Лиманском музее. К сожалению, вывезти ее так и не удалось. Мастерицы не смогли связаться с руководством музея после начала боевых действий. А в марте в него было прямое попадание вражеской ракеты — все сгорело.
“Выставка состояла из многих экспонатов. Ее основу составили вышивки сел Чернобыльской зоны, которые погибли после трагедии 1986 года. Это была итоговая работа после научных исследований этнографов и ученых. Был вышитый образ каждого села”, — рассказывает Светлана.
Кроме этой выставки, творческая мастерская “Бахмутский оберег” утратила большую часть своей коллекции, которую не удалось эвакуировать: керамические изделия, предметы быта, собранные в селах вокруг Бахмута и в бахмутских домах, а именно прялки, деревянные и чугунные утюги, стулья, зеркальца и т.п.
“Все, что отражало причастность к глубокой и высокой культуре украинского народа, что было собрано, оно погибло в Бахмуте. Погибла наша коллекция народных традиционных кукол. Только с десяток я успела вывезти с собой. И мы отходили от этого очень долго. Было ощущение, что тебя оторвали от твоих корней. Это был очень тяжелый период для наших мастериц. Нас вырвали с корнями из нашего культурного пространства, которое мы нарабатывали 15 лет”.
Светлана эвакуировалась в Днепр. И хотя другие мастерицы разбросаны по миру, ей удалось вдохновить девушек, чтобы возобновить творческую деятельность. Стимулом стал заказ их изделий в США, где все они были распроданы среди американцев, которые хотели поддержать украинских мастериц и наших защитников.
“Сейчас мы продолжаем творить свои изделия. В основном, это куклы, рушники, сумки. Мы отправляем их, чтобы, с одной стороны, распространить украинскую культуру, а с другой, чтобы поддержать мастериц, которым нужны деньги на аренду домов”, — делится Светлана Кравченко.
В Днепре Светлана объединила еще одну группу женщин, которые выехали с временно оккупированных территорий и имеют травматический опыт войны. Возможность творить и делать что-то своими руками поддержала их в эти тяжелые времена — так начался очередной этап восстановления мастерской.
“Они никогда не шили. Волновались, боялись. Но дружеская атмосфера, мотивация и очень теплые условия нашей мастерской вдохновили их. Потому что каждая приходила, потому что хотела помочь нашим защитникам. Мы работаем, учимся, помогаем друг другу. Я также учусь у каждой из девушек, которые приходят. Мы шьем адаптивную одежду. Параллельно начали пробовать создавать джинсовые сумки на продажу, используя технологию апсайклинг, которая позволяет давать вторую жизнь подержанным вещам”, — говорит руководительница мастерской.
Светлана говорит, что Бахмут — был и есть уникальным городом украинской культуры. Будучи основанным козаками, он смог сохранить в себе естественное украинство, которое бахмутчане передавали друг другу через поколения.
“Для меня интересным и важным является то, что Бахмут — это действительно культурный исторический центр востока Украины. Это один из небольших городов Донетчины, который был основан и развивался все свое время гармонично. Это украинский город, который весь период своего существования был русифицирован, но в критическое время своей истории, в 2014 году, его сердце с большей силой почувствовало в себе украинские корни. Людям, которые здесь проживают, украинская культура — блюда, песни, обычаи, обряды, традиции, являются близкими и родными. И это является подтверждением того, что Бахмут всегда был и будет украинским городом”, — подытоживает Светлана.
Ознакомиться и увидеть изделия творческой мастерской “Бахмутский оберег” можно на странице в Facebook.
***