Как после ошибок стать сильнее. Уроки от создательницы "Азовской фабрики кухни"
От магазина на рынке с капиталом в две тысячи гривен до собственного цеха — какой путь прошла мариупольская предпринимательница
В Мариуполе Марию Бубнову знают многие. Она основательница общественной организации «Сила предпринимателей», вместе с мужем ведет собственный бизнес по продаже обработанных овощей и фруктов, воспитывает двоих детей, ведет открытый диалог с властью по вопросам частного предпринимательства и образования.
Со стороны кажется, что Мария всегда добивается желаемого, о таких говорят «излучает уверенность». Сама она признается, что всегда идет по сложному пути, на протяжении которого приходится не раз падать, ошибаться в людях, отказываться от мечты и «влетать на деньги».
Финансовый кризис подтолкнул начать собственное дело
В 2005 году Мария закончила сварочный факультет Приазовского государственного университета и устроилась на работу в «Азовмаш» — тогда еще крупнейшее машиностроительное предприятие Украины. Там она проработала около года, затем ушла в декрет.
Приближался 2008 год, мировая экономика оказалась под угрозой глобального кризиса. На предприятиях-гигантах люди быстро теряли рабочие места. Мария также попала под сокращение, но затем устроилась менеджером по продажам в службу доставки. Не ощущая перспектив, Мария перешла на работу в кадровое агентство.
«В это время мой муж Сергей работал в “Азовмаше”, но уже тогда понимал, что дело идет к закрытию предприятия. Тогда мы впервые всерьез задумались о собственном деле. Хотелось что-то свое, мы думали о разных направлениях, прикидывали — а может гвозди делать, а может ОСМД обслуживать, а может игрушки делать? В итоге выбрали торговлю овощами», — рассказывает Мария.
Утром на рынок, днем на завод, вечером снова на рынок
Как и сама Мария, ее муж, Сергей Бубнов, попробовал себя на разных должностях — от продавца-консультанта до инженера-конструктора. Он «подсматривал», как устроены бизнес-процессы, необходимые для ведения собственного дела. Уверенность в себе росла, амбиции крепли.
Первую точку по продаже овощей они открыли на рынке. Сергей по утрам ездил на рынок, выставлял товар, затем на основную работу, на завод. Вечером после работы снова на рынок — забирать товар.
Товара на точке тогда было всего на две тысячи, поэтому семье не понадобился даже стартовый капитал. Постепенно прибыль от нового маленького бизнеса и зарплата Сергея позволили Марии уйти с работы. Идею бизнеса не одобряли родители супругов.
«Активно они не были против, но не понимали, зачем он уходит с должности с соцпакетом, пенсией и стажем. И при том, уходит с завода на рынок. Вообще не логично казалось им», — говорит Мария.
В семье до Сергея и Марии не было предпринимателей, учиться было не у кого — весь путь проб и ошибок пришлось бы пройти самостоятельно. И они прошли.
Клубничное вино за 50 тысяч гривен
Бизнес набирал обороты, Мария и Сергей наладили розничную и оптовую торговлю. Хотя не обошлось без неприятностей и денежных потерь.
«Мы настроились играть “вдолгую”, вырабатывали стратегии. Постепенно захватывали рынок: начали с яблок, потом стали возить огурцы, картофель. Крупные оптовики, в основном, занимаются одним видом товара, а мы начали захватывать все сегменты, выигрывая качеством. Это было сложно, были "влеты".
Однажды мы закупили пять тонн клубники. Ее грузят горячей с поля в рефрижератор. Когда мы открыли холодильник, там была клубничная жижа, клубника стекла. Помню, как мы раздавали клубнику по друзьям и знакомым на самогон, наливку и так далее. Мы до сих пор допиваем вино это клубничное», — со смехом сейчас вспоминает Мария.
Но тогда было не до смеха — они закупили клубники на 50 тысяч гривен, а продали из нее только два процента.
Параллельно семья работала с крупными торговыми сетями «Амстор» и «Абсолют». По несколько 20-тонных фур уходило еженедельно в Луганск и Донецк.
«Только работа хоть немного наладилась, процессы оптимизировались, как началась война. “Абсолют” нам остался должен 440 тысяч, они закрылись и выехали из Луганска. Долг отдавали холодильными сэндвич-панелями. Мы из них собрали себе большой холодильник на складе. Тогда же приняли решение не закрываться в Мариуполе, посчитав, что выживет сильнейший», — говорит Мария.
О переезде в Киев “насовсем” и возвращении в Мариуполь
Бизнес удалось перестроить на внутренний рынок Мариуполя. И в середине 2015 года Бубновы решили покорять новые вершины, расширяться в других городах. Замахнулись сразу на столицу. В Мариуполе за уже созданным предприятием следили родственники и бизнес-партнеры семьи.
1 сентября Бубновы переехала в Киеве, как они тогда думали, навсегда. Сняли склад на оптовом рынке «Столичный», хотели работать по той же схеме, что и в Мариуполе — поставлять овощной опт в местные магазины.
«Мы сами находили людей, нанимали сотрудников по объявлению, склад снимали, искали оптовые базы. Вдвоем мотались по всему городу, по GPS искали рынки», — рассказывает Мария.
Через полгода Бубновы поняли, что Киев сейчас «не возьмут». Вокруг города было много мелких садов, которые сами поставляли продукцию в Киев, без посредника. А посредники — это как раз бизнес Марии и Сергея.
Бизнес-стратегия, которая прекрасно работала в Мариуполе, совсем не накладывалась на киевские реалии. В Киеве бизнес Бубновых потерял около 100 тысяч. В 2016 году, на Рождество, они вернулись в Мариуполь.
«Я очень расстроилась. Я уже уехала в Киев навсегда мысленно. Дочь училась в украиноязычной школе, у нее там появились друзья. Мы жили на Теремках, рядом с нами строился жилой комплекс, на нашем микрорайоне было все, что нужно для жизни. Я уже никуда оттуда уезжать не хотела. Сергей это пережил не так эмоционально, потому что у него был расчет, что мы вернемся в Киев еще», — твердо говорит Мария.
Сэкономили городу миллион гривен в Prozorro
В марте 2016 года Мария зарегистрировала общественную организацию «Сила предпринимателей», знакомилась с активными мариупольцами и депутатами, вникала в работу местных департаментов, чтобы в горсовете знали — в городе есть предприниматели, они хотят возможностей для развития.
Местные школы и детские сады закупали у Бубновых сырье для столовых. Как говорит Мария, ее семье удалось сэкономить городу миллион гривен на закупках в Prozorro. Но потом на уровне города было принято решение, что теперь образовательные учреждения не будут сами готовить, а будут покупать эту услугу у подрядчиков.
Взяли «куркуля» со второй попытки
В 2018 году Мария с мужем решили заняться новым направлением и подали заявку на финансирование по программе «Украинский донецкий куркуль». Идея заключалась в том, чтобы мыть, очищать, измельчать и продавать овощные заготовки и готовые салаты.
Муж Марии сам защищал проект в Краматорске, но ему отказали, не объяснив почему. Она написала пост в Facebook, и в итоге их пригласили в следующий раз защищать проект вместе. «Куркуль» поддался двойному усилию Бубновых, они успешно защитили проект, и получили 500 тысяч гривен.
Деньги уплачены, а здание недоступно
Для нового бизнеса нужно было новое здание, и подходящий вариант быстро нашелся. Бывшее предприятие «Донбассэлектромонтаж» проходило процедуру банкротства, а его здания распродавали на аукционах. Хотя здание требовало серьезного ремонта, это был идеальный вариант, еще и при цене в 235 тысяч гривен.
По результатам аукциона Мария Бубнова стала официальным победителем. Когда Бубновы перечислили полную стоимость предприятия на счет биржи, которая проводила торги, арбитражный управляющий, назначенный судом по этому ликвидационному процессу, отказался ставить свою подпись на документах. Отказ мотивировал тем, что не признает аукцион законным и имеет претензии к бирже.
Мария решила судиться, проиграла первый суд, апелляцию и кассацию. Спустя месяцы судебной волокиты ликвидатор сам позвонил и сказал, что все-таки готов поставить свою подпись. Но за это время законодательство изменилось, документооборот перешел в электронный вид, и теперь ни один нотариус в Мариуполе не знает, как довести процедуру до конца законным путем. Ситуация зависла — деньги уплачены, но здание так и не принадлежит Бубновым.
Наперекор всем невзгодам
Семья бизнесменов не опустили руки и, будто назло судьбе, решили арендовать здание прямо возле того, которое не смогли купить. Есть все сложится хорошо, у них есть перспектива расширения бизнеса, наращивания производственных мощностей и увеличения рабочих мест.
В арендованном здании сейчас завершается ремонт. Сергей занимается основным бизнесом — оптовой торговлей, а Мария готовится к запуску производства овощных заготовок и салатов от «Азовская фабрика кухня».
Общая продуктивность будущего цеха по предварительной обработке овощей — две тонны в день, а в месяц можно делать 44 тонны салатов. С готовыми салатами Мария и Сергей планируют во второй раз покорять Киев, но позже.
«Все ниши заняты сейчас везде. Но кофейни тоже везде существуют и кофе везде продают. Надо довести нашу задумку до конца, проработать все риски и тогда мы будем готовы», — уверена Мария.
“Знали бы, где упадешь, подстелили бы соломки”: советы от предпринимателя
📌 Не полагайтесь на 100% на теорию. Теоретические знания помогут разложить по полочками вашу бизнес-идею, но остальное придется делать путем проб и ошибок. Каждая история уникальна, как и опыт, который вы из нее получите.
📌 Из двух возможных решений, простого и сложного, всегда выбирайте сложное. Простое решение может казаться заманчивым, но в то же время оно обманчиво. Если, например, не можете решить, купить оборудование подороже и позже или подешевле и сейчас, лучше накопите денег и купите качественный продукт. То же самое касается взяток и откатов — это легкий путь, но вы всегда будете ходить по краю.
📌 Поймите и примите тот факт, что не все зависит от вас. Вы можете создать идеальные условия для успеха, подстроиться под других людей, жертвовать своими интересами, но не получите желаемого результата. Другие люди тоже могут ошибаться, но не принимайте их ошибки за свои.
📌 Приготовьтесь играть вдолгую во всем. Продумывайте стратегию до мелочей, изучайте рынок, рассчитывайте прибыль. Определите конечную цель, которой вы хотите достичь, но не останавливайтесь на этом. Прикиньте, как могут развиваться события после этого при хорошем и плохом сценарии.
📌 Привейте себе свободу от «директора свыше». И вспоминайте об этом каждый раз, когда хочется опустить руки в бизнесе. Вспоминайте, ради чего все затевали и какие преимущества имеете сейчас по сравнению с другими людьми. Да, возможно сейчас ваш бизнес переживает не лучшие времена, но вы сами зависите от себя, никто не распоряжается вашей судьбой.
“Успех — это еще не точка, неудача — это ещё не конец: единственное, что имеет значение, — это мужество продолжать борьбу”
Вера в свои силы и настойчивость — важная часть продвижения к цели. Мария не опускала руки, потому что понимала, что даже успешные предприниматели, создавшие компании, известные на весь мир, терпели неудачи. И на “десерт” мы собрали для вас 3 вдохновляющие истории знаменитых бизнесменов
Например, основатель Alibaba Group Джек Ма с трудом смог вывести компанию на самоокупаемость спустя несколько лет убытков. Первый доход он получил в 2002 году — это был всего 1 доллар. Достигнуть этого удалось благодаря введению комиссии для продавцов за право размещения товаров на сайте.
Бывший председатель совета директоров «Starbucks» Говард Шульц закрывал глаза на убытки компании, заявляя, что нужно продолжать терять деньги, пока компания не расширит штат, не построит собственный обжарочный завод и не создадут компьютерную систему для контроля сотен кофеен по всей стране. Инвесторы были в ужасе, но оказалось, что своевременная подготовка позволила сэкономить в будущем гораздо больше.
Основательница онлайн-медиа Huffington Post Арианна Хаффингтон терпела насмешки медиакритиков. Поначалу Huffington Post задумывался, как блог-платформа, где обычные американцы писали наряду с Бараком Обамой, Алеком Болдуином и Биллом Гейтсом. Другие медиа относили к этому скептически и читатели теряли интерес. А потом Арианна предложила обычным пользователям освещать президентскую гонку в США на выборах 2008-го года. Тогда-то аудитория сайта и выросла на 500 процентов.