"Украинцы и россияне — НЕ один народ": как аутентичная одежда позволяет понять отличия
Российские нарративы про “братские народы” и “одна история на две страны” являются ложными. Они намеренно занесены в массы через СМИ для расшатывания восприятия украинской истории и создания манипуляций. Чтобы доказать фейковость этих заявлений, “Восточный Вариант” пообщался с фольклористом и коллекционером украинского народного костюма — Игорем Перевертнюком, который рассказал об украинских аутентичных костюмах из Донецкой и Луганской области и объяснил различия традиционной одежды в Украине и россии.
Россия распространяет исторические фейки о том, что традиции, быт и аутентичная одежда в Украине и России одинаковые и имеют общее происхождение. А рассказывая псевдофакты об отсутствии украинской старинной одежды на Луганщине и Донетчине россияне пытаются подтвердить, что “Донецк и Луганск исконно русские земли”.
Для чего это делают пропагандистские СМИ и как на самом деле выглядит традиционная одежда Луганской и Донецкой областей “Восточный Вариант” выяснил у Игоря Перевертнюка — фольклориста и коллекционера.
“Еще в подростковом возрасте начал ездить по селам и расспрашивать местных о старинной одежде”
Игорь Перевертнюк по образованию фольклорист, который коллекционирует украинскую народную одежду. Сам родом с Житомирщины, однако в своих коллекциях имеет образцы одежды с севера, востока и центра Украины.
Игорь рассказал, что начал интересоваться традиционной одеждой еще в детстве. Его бабушка вышивала и рассказывала о разной старинной одежде, показывала вещи, которые сохранились.
Еще тогда мужчина начал расспрашивать у соседских жителей и жительниц об их сохранившейся одежде. Иногда были неполные костюмы, а некоторые элементы. Одна из соседок рассказывала, что ее бабушка в церковь завивала наметку (рушникоподобный головной убор — ред.) и он начал расспрашивать других, возможно у кого-то она сохранялась.
“Мы переехали на Позняки в Киев, и в нашем подъезде жили местные люди (сельские позняковцы), которые старинные сундуки с одеждой перевезли к себе на балконы. Мне стало интересно, какую одежду раньше носили на Позняках, а потом и по всей Украине. Поэтому еще в подростковом возрасте начал ездить по селам и расспрашивать местных о старинной одежде”, — рассказал фольклорист.
Коллекция Игоря не посчитана, но насчитывает более нескольких тысяч экспонатов. Полных костюмов более сотни. Преимущественно это наряды с севера, востока и центральной части Украины.
“Когда я начинал этим заниматься, то мне было интересно узнать о тех регионах, откуда мало известно, какие есть наряды. Мне было неинтересно собрать дубликаты из музеев. Хотелось найти то, что малоизвестно, и из тех местностей, откуда неизвестен традиционный костюм. К сожалению, некоторые местности так и останутся белыми пятнами, потому что там, например, перестали носить сельскую традиционную одежду еще в начале 20 века”, — делится коллекционер.
Игорь рассказал, что его коллекция хранится в трех местах. Для сохранения такого количества экспонатов нужна не одна комната, а пространство, больше трехкомнатной квартиры.
“Я не всегда покупал сорочки, а иногда просто записывал информацию. Конечно, когда есть сама вещь, то уже точно понимаешь, о чем идет речь”, — делится фольклорист.
Аутентичная одежда из Луганской и Донецкой областей
По словам мужчины, Луганщину и Донетчину можно условно разделить на север и юг (Слобожанщину и Донбасс).
“Я побывал в северных районах Луганской и Донецкой областей, и имею образцы традиционной одежды из той местности”, — делится Игорь.
Коллекционер рассказал, что традиционная одежда севера Луганщины очень интересная, на сорочках присутствуют региональные черты подобные Полтавщине, Киевщине и Черниговщине. Например, декоративные швы и техника мережки. Однако имеются и индивидуальные черты, которые не похожи ни на один другой регион.
“Во многих регионах долгое время сохранялись не сшитые виды поясного наряда: плахты, запаски. Однако на Слобожанщине преимущественно были юбки, и только с Харьковщины есть образцы плахт. То есть, люди уже больше использовали фабричные ткани для пошива одежды, хотя сорочки были из домотканого полотна. Если говорить о конце 19-го века, то использовали преимущественно качественные и дорогие ткани. Слободские корсетки особенно отличаются, даже от Харьковщины”, — рассказывает фольклорист.
Игорь отметил, что отличительная черта от слободских корсеток, что у них спереди верхней полы делали зубчатые с обеих сторон и украшали пуговицами, а сзади складок было меньше, чем на Полтавщине или Черниговщине.
“А если говорить о луганских корсетках, то там преимущественно они были отрезаны по линии талии и нижняя часть собиралась полностью, но тоже как харьковские — украшены спереди зубчиками. Именно такой наряд хранился в фондах Луганского областного краеведческого музея", — делится коллекционер.
“Эти местности богаты традициями, и по музеям есть образцы одежды, которые можно свободно увидеть”
Игорь рассказал, что фейк об отсутствии аутентичной украинской одежды в Донецкой и Луганской областях усиливает российский нарратив “Донецк и Луганск исконно русские земли ”.
“Аутентичная украинская одежда была на территории Донецкой и Луганской областей. Эти местности богаты традициями, и в музеях есть образцы одежды, которые можно свободно увидеть. В 2015 году продолжался художественный проект «Благословенна Україна: нематеріальна культурна спадщина ЮНЕСКО», который проходил в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины, и там было представлено много образцов из Донецкой и Луганской областей” — делится коллекционер.
По словам мужчины, в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины недавно проходила выставка, посвященная восточным областям, где были представлены образцы аутентичной одежды Луганщины и Донетчины.
“Если в определенном музее нет одежды из каких-то регионов Украины, то это не потому, что этой одежды не существует, а потому, что ее нет именно в этом музее. Коллекция музея формируется в определенные годы и определенными людьми. Например, когда формировался Национальный музей народной архитектуры и быта Украины еще во времена Советского союза, то были выделены средства, и музейные работники и работницы ездили с экспедициями во все регионы Украины. И в то время, конец 70-х, начало 80-х, можно было еще найти аутентичную одежду во всех регионах Украины”, — рассказывает Игорь.
Многие музеи не имеют такого финансирования и возможности, чтобы съездить во все регионы и собрать нужные образцы. Также во время войны большое количество аутентичной одежды было уничтожено из-за российской оккупации.
“Если рассмотреть, то каждый элемент национального костюма — отличается от российского”
Игорь рассказал, что Украина имеет что-то общее в одежде со всеми соседними странами и народами (белорусы, поляки, частично с венграми), особенно в приграничных областях. Однако с россиянами почти нет общего в традиционном наряде.
“У нас на Слобожанщине ничего российского не распространилось. Наоборот, наши слободские корсетки были распространены по обе стороны границы, хотя у русских немного с другой отделкой. Особенно, если говорить о севере или центре россии. Совсем отличается крой и отделка сорочки, колористика и даже само название: у нас “сорочка”, а у них “рубаха””, — объясняет фольклорист.
Мужчина отметил, что у нас в большинстве регионов в старину преобладал несшитый поясной наряд, хотя у россиян тоже был такой вид несшитого наряда, который назывался понева, однако он все же был частично сшит. Понева — это 2-3 куска домотканой ткани, которые на поясе стягивались на шнурок и спереди прикрывали фартуком. Колористика, орнаментика и сам крой — тоже отличается.
“Другая совсем тема — это сарафаны, они у нас тоже не были распространены, даже если на Луганщине были пышные юбки, их называли “шарафан”, вероятно, что от слова сарафан, но это все же была юбка. В россии был именно сарафан, который сверху вниз расширялся. В Украине на Черниговщине была распространена юбка с нагрудником: юбка к которой была пришита камизелька (жилетка), но это отнюдь не сарафан. То есть, у нас совсем нигде этот сарафан с лифом не распространен. Они были у них домотканые, а у нас хоть и были распространены юбки с камизельками, то это довольно поздний вид одежды, которую шили преимущественно из фабричной ткани”, — рассказывает Игорь.
Коллекционер отметил, что поясная одежда и женские головные уборы тоже были совершенно разные. Если рассмотреть, то каждый элемент национального костюма — отличается от российского.
***
Итак, россия распространяет фейк об отсутствии аутентичной украинской одежды в Донецкой и Луганской областях для усиления нарратива “Донецк и Луганск исконно русские земли ”.
Однако у украинцев были “сорочки” и юбки, а у русских — “рубахи” и сарафаны. А территории Донецкой и Луганской областей богаты украинскими традициями, и в музеях есть образцы аутентичной одежды, которые можно свободно увидеть.