АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК ОПОЗДАЛ НА МИТИНГ
За три часа до приезда Яценюка на «Лугансктепловоз» регионалы провели там митинг против политики правительства. А в ходе встречи с избирателями на Арсения смотрел… Янукович
Самый молодой кандидат в Президенты Арсений Яценюк посетил Луганскую область с рабочей поездкой. В рамках визита он посетил два города – Луганск и Северодонецк, еще с двумя десятками общался во время телемоста на митинге.
В Луганске Яценюк первым делом сообщил журналистам, что 28 ноября в Киеве состоится съезд его новой партии – поэтому о своей команде решил пока не распространяться, отделавшись фразой «все сами увидите». Однако при этом пообещал, что места в списках свой партии на выборах продавать не будет – не хочет уподобляться нынешним партийным боссам. Однако для Яценюка есть разница между формулировкой «заплатить за место в списке» и «заплатить в партийную казну», однако тому, кто согласится на второй вариант, придется еще и доказывать, «что он в состоянии попасть в политику».
Лидер общественной организации «Фронт перемен» уверен, что добровольной сдачи власти после выборов не будет – кто бы ни победил – то ли «он», то ли «она», проигравший кандидат будет бороться. Судя по всему, говоря «он» Яценюк подразумевал Януковича, а не себя, потому что «ему» досталась еще и порция критики за контроль электорального ресурса и медиапространства, а также существенные замечания по поводу построения партий в Украине. Яценюк прогнозирует, что фракция проигравшего кандидата посыплется, и часть ее депутатов обязательно перейдут в стан победителя. Высказав этот тезис, Яценюк автоматически переключился на выполнение рекомендаций политтехнологов и начал говорить, какие примет решения сразу после избрания президентом – а если такое чудо и случится, то первым делом Арсений Петрович распустит парламент, который, по его мнению, уже давно превратился в ЗАО и нежизнеспособен. Систему выборов депутатов Яценюк считает нужным изменить – отменить неприкосновенность и выбирать депутатов по открытым спискам. После этого Яценюк снова отвлекся от построения планов на президентство и сказал, что кого будет поддерживать во втором туре – видимо забыв, что планирует выиграть выборы – еще не решил, однако обещает не торговаться, потому что ставит перед собой «исторические цели».
Он рассчитывает «на хорошие результаты» кампании в Луганской области и считает своей главной задачей «разрушить устоявшуюся политическую картину, преодолеть страх к переменам».
В Луганске он встречался и с бизнесменами – их собралось не больше 30 человек - казалось бы, потенциальными избирателями, среди которых было много молодых и успешных – но большая их часть на встрече в диалог вступать не спешила. Яценюк, прочитав собравшимся лекцию на тему грядущего экономического коллапса Украины, обратился к присутствующим с предложением не сидеть с грустными лицами.
МАЛОПРОДУКТИВНЫЙ РАЗГОВОР
Яценюк не берется прогнозировать, когда закончится кризис, и не считает некоторое оживление на внешних рынках особым поводом радоваться и делать глобальные выводы. Провел он короткий ликбез для луганского бизнеса, рассказав о валютной политике США, внешних долгах, «долларовой игле», на которую посадили экономику и про новые геополитические акценты – про отказ США от гегемонии, поиски новой резервной мировой валюты и то, как нужно брать пример с китайцев. «Мы брали долларовый кредит в банке, покупали земельный участок и перепродавали участок еще кому-то, взявшему кредит. Теперь все это накрылось медным тазом и стало понятно, что необходимо исключительно производство – такое как у китайцев. Они тоже брали кредиты, но построили на них производство». Если Россия не изменит своей политики, то Яценюк прогнозирует, что через лет 10-15 все товары, потребляемые в РФ, будут с пометкой «сделано в Китае».
- Я могу дальше рассказывать об экономической и налоговой реформах, реформе суда – могу повторить то, что вы слышите уже лет 15. Понятно, что надо реформировать, понятно что нужно бороться с коррупцией. Если в стране не провести политических перемен, то мы так и дальше будем деградировать – каждый в своем болоте, - сказал Яценюк. И добавил: - Что-то оптимизмом от вас не веет.
- От вас тоже, - резонно заметил кто-то из зала.
- Ну вы же в Президенты не баллотируетесь, вам этого разгребать не придется – а мне придется,- смеясь, сказал Яценюк
Первый вопрос ему был о том, на какой сырьевой базе можно объявлять промышленную революцию. Яценюк в ответ предложил разобраться, что есть – и оказалось, что есть все, что нужно. Только вот государству оно уже не принадлежит.
- Добыча газа - 23 млрд. кубометров в год. Это как раз столько, сколько потребляет экономика Польши, которая в три раза больше чем экономика Украины. Я уже не говорю электроэнергетики – у нас один из мощнейших потенциалов, не говорю о полезных ископаемых - начиная с того, что у нас самые большие залежи урана и заканчивая углем. Вы знаете, сейчас в мире идет война на ресурсы – воду и землю – в Украине все это есть.
- Но все это в государственной собственности, а денег на их разработку нет, - ответил ему один из бизнесменов.
- Что у нас в госсобственности? Полезные ископаемые? - изумился бывший спикер парламента. - Все уже растащили – вы посмотрите, кому выданы лицензии на промышленную разработку недр. Все лицензии в Полтавской и Харьковской областях принадлежат бывшим депутатам еще с 2000 года, какое государство? Государства нету! Государство при-вати-зи-ро-ва-но, - для пущей ясности по слогами произнес кандидат. Получается, он предложил сорока луганским бизнесменам средней руки поддержать идею промреволюции на базе чьего-то сырья. Но тут же перешел к своим программным тезисам – дескать, государство обязано контролировать хотя бы основные, сверхприбыльные секторы экономики.
- Чем олигархи отличатся от государства – ну их пять человек, они растащили это полезные ископаемые, кроме угля, сейчас выберут еще и своего Президента, - начал было формулировать вопрос Яценюку один из бизнесменов.
- Вот за это я и борюсь, – включил Арсений Петрович программный слоган, – если просто поменять персоналии, ничего не изменится, без изменения системы не произойдет какого-то качественного прорыва.
- …Нам деньги не нужны, - закончил вопрос бизнесмен.
- А что ж вам надо? - с недоумением спросил Яценюк
- Ресурсы, – многозначительно ответил бизнесмен.
- Какие? – допытывался кандидат.
- Те, которые вы назвали.
- Ну, я так просто ресурсы раздавать не буду. Под что они вам нужны? Какие нужны? Что выбудете с ними делать? – разговор явно терял смысл, но Яценюк не отступал.
Тут в разговор вступил еще один бизнесмен.
- Ну почему нет. Есть газ в области…
Но договорить ему не дали. Яценюк таки хотел услышать хоть какой-то внятный ответ от своего первого собеседника.
- Вы, наверное, представьтесь, а то вы меня знаете а я вас – нет. Мне было бы интересно услышать кто вы и какие ресурсы вам нужны.
- Меня зовут Борис…Я занимаюсь бизнесом, - продолжил Борис.
- Каким? – выжимал Яценюк.
- Контрабандой, торговлей оружием, наркотиками не занимаемся, остальным – занимаемся, - «сострил» Борис.
- Так какие вам тогда нужны ресурсы. Вы производитель? - Яценюк пытался спасти бесперспективный разговор.
- Мы производим.
- Что? - не без раздражения уточнил Яценюк.
- Угольную продукцию. – Борис снова был краток. В зале уже начали посмеиваться.
- То есть уголь вы имеете…
- Лично я ничего не хочу. Хочу только понять, как вы как кандидат собираетесь ломать эту замкнутую систему, - наконец-то родил Борис.
- Я четко могу ответить на этот вопрос, – Яценюк почувствовал привычную почву под ногами. – Я так делал в 2003-2004 году. Задача такая: дайте из центрального банка длинный и низкий по стоимости ресурс, при этом ограничьте валютный рынок, чтобы он не ушел на спекуляции. Другой модели нет. Может быть еще дополнение в виде компенсации процентной ставки по кредитам из бюджета. Больше ничего не дано – это работало и дальше будет работать.
В зале воцарилась тишина – комментировать выступление Арсения Петровича не хотел никто. Судя по всему, народ хотел услышать что-то другое.
- Чтобы изменить модель работы, может, стоит пойти по пути Венесуэлы? – Вступил в разговор другой бизнесмен, который также представиться нужным не посчитал. – Какое у вас видение вопроса перераспределения ресурсов? Их часть уже уплыла из рук государства.
- Я четко заявил, что государство обязано контролировать все сверхприбыльные отрасли. Нефть, газ. Мне говорят, что я не либерал – да, я не либерал. Да, я не рыночник – а запад что, рыночный? С какого времени «Рургаз» и «Газ де Франс» перестали контролироваться государством? Или США перестали контролировать законсервированные резервы нефти? Нам рассказывают как жить, а сами почему-то живут по-другому. Да и модернизацию стране невозможно осуществлять за счет частного капитала. Сейчас в Европе правительства прямо финансируют национальные экономики, проводят скупки компания, де-факто, кризисную национализацию, на целый ряд активов возвращается госуправление – тогда я не понимаю, что это за либерализм такой. Важнейший вопрос – кому принадлежит государство? Тут государство принадлежит власти, а власть – двум партиям. И все. Я могу очень много рассказать, то если за дело возьмется то ли «он», то ли «она», то вы увидите что активы компаний, которые приближены либо к Януковичу, либо Тимошенко, будут чувствовать себя неплохо, потому что они у власти. Без изменений политической системы ничего не получится – вы будут стоять десятыми в ряду, если не сотыми.
- Но сегодня власть в стране не принадлежит ни одному из перечисленных вами людей, - снова активизировался тот самый Борис.
- А кому, можно узнать? - Яценюк переспросил таким тоном, будто говорил с ребенком.
- Фамилия президента не прозвучала, – напомнил Борис.
- Тимошенко и Янукович дважды были премьерами, и их кандидатуры вносил Ющенко, - согласился Яценюк.
- Лично я думаю, что и следующий президент Украины будет таким же, - заключил Борис.
- А вы так не думайте! Если ничего не делать, сидеть и говорить как будет, то так и будет, - утвердительным тоном изрек Яценюк.
- Арсений Петрович, мы работаем, мы создаем рабочие места, не втягивайте нас в киевскую политик, нам далеко до нее.
- Я вас вообще никуда не втягиваю.
- Мы создаем рабочие места, разрабатываем месторождения…, - продолжал бизнесмен
- Значит, у вас все хорошо? - с раздражением спросил Яценюк.
Тут народу надоело слушать малосодержательную беседу.
- Говорите о себе, у вас на предприятии все хорошо? – не выдержал другой коммерсант, видимо, еще не определившийся за кого будет голосовать.
- Спасибо за беспокойство, да. – ответил ему Борис.
- Вы мне напоминаете среднестатистического украинца, который говорит, что его ничего не интересует. Не будет у вас, уважаемый, хорошо, вы никуда не спрячетесь. И до вас доберутся, даже несмотря на то, что вы с кем-то из действующей власти договорились. У вас есть какие-то требования к власти– нет? Вы счастливый человек, дайте мне автобиографию, я расскажу всем, что в стране есть счастливые бизнесмены. Не все так плохо! – попытался уйти от этого разговора Яценюк.
- Я лично думаю что наше дело проголосовать и идти работать, в межвыборный период нам политическую активность проявлять не нужно, – снова присоединился к диалогу Борис.
- Ну да, поел-поспал, поел-поспал, заработал на то, чтобы поесть-поспать, да? - съязвил Яценюк. И добавил:
- Давайте отдельно поговорим.
Яценюка бизнесмены еще спрашивали про отмену депутатской неприкосновенности – отвечая на вопрос, он высказал уверенность, что до выборов такого решения электорату не видать и вспомнил, что во время, когда он руководил парламентом, депутаты 226-ю голосами приняли закон об отмене неприкосновенности. Дальше по процедуре он был направлен в Конституционный суд и с его одобрения должен был быть рассмотрен во втором чтении поддержан конституционным большинством – 300 голосами. Однако сейчас там рассматривается другой законопроект на эту тему – Яценюк называет это игрой с электоратом и затягиванием времени перед выборами.
ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ЯНУКОВИЧА
После своеобразной презентации Яценюка луганским бизнесменам он отправился на ОАО «Сталь» (бывший стальцех «Лугансктепловоза»), там пообщался с рабочими. Правда, за три часа на «Лугансктепловозе» провели митинг протеста против политики правительства по отношению к заводу. Причем показательно, что анонс митинга появился уже после обнародования программы визита Яценюка – можно предположить, что регионалы просто не хотели, чтобы «посторонний кандидат» получил «свободные заводские уши» просто так и поэтому не стали проводить митинг когда Арсений Петрович находился на территории завода. А если бы они провели его после – могло бы показаться, что Яценюк их на это как-то вдохновил. Вообще, «опека» ПР была видна на только на заводе.
Вечером Яценюк провел уже свой собственный митинг на Театральной площади Луганска. Там Яценюк говорил в основном о том, что все проблемы поднимаемые сегодня простыми жителями региона – «бородатые», которые власти уже по нескольку раз обещали решить, но избирателей обманули. Этот – видимо, ключевой для него тезис – Яценюк повторил много раз в разных интерпретациях.
Народу собралось немного, а напротив сцены Яценюка (ее установили со стороны памятника Ленину) на фасаде русского драматического театра висел огромный баннер с изображением Виктора Януковича. Виктор Федорович как бы наблюдал за народом и смотрел Яценюку в глаза.
Виктория Матвеева,
фото - с официального сайта "Фронта перемен"