"Поддались едва ли не самой большой мифологизации": основные фейки о деятельности ОУН УПА на Донетчине и Луганщине
Руководство советского союза тратило кучу сил и времени, чтобы сформировать демонический образ участников Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии. В течение десятилетий сознание советских, в том числе и украинских, граждан обрабатывалось относительно ложной истории и деятельности повстанцев. Вместе с доктором исторических наук и профессором кафедры истории Украины и специальных отраслей исторической науки ДонНУ имени В. Стуса Надеждой Романовной Темировой разбираемся, что является мифом, а что — правдой.
Официальной датой создания УПА считается 14 октября 1942 года. Согласно этой исторической даты, каждый год в независимой Украине 14 октября отмечается День Украинской повстанческой армии. В День УПА, в очередной раз развенчиваем мифы, которые советские и пророссийские силы формировали об украинских националистах.
“Доминирующая часть мифов имеют советско-российское происхождение”
Деятельность ОУН и УПА больше всего подверглись мифологизации, рассказывает Надежда Темирова. Такие мифы являются инструментированными, одиозными и последовательными, из-за чего запечатлелись в память не одного поколения, в том числе и современных граждан Украины.
Украинская повстанческая армия сопротивлялась советскому режиму вплоть до середины 1950-х годов. По словам доктора исторических наук, важной основой такого длительного сопротивления является не что иное, как поддержка украинского населения. И не только западных регионов, но и восточных.
Дело в том, что активная деятельность УПА, а это годы Второй мировой войны, пришлись на период, когда украинцы с востока и центра еще не забыли о массовых репрессиях 1930-х годов, а особенно — об искусственно созданных голодоморах.
“Население это помнило, им это болело, и поэтому они приобщались к тем идеям, которые предлагали оуновцы. Если бы поддержки населения не было, то вряд ли это движение продержалось бы так долго”, — говорит Надежда Темирова.
Поэтому советская власть начала дискредитировать и преследовать участников ОУН и УПА. Перед службами стояла задача сформировать максимально униженный, позорный и одиозный образ повстанца. Для этого формировались специальные методические рекомендации, где четко прописывалась заранее определенная история ОУН и УПА. Также были установки, как подавать участников движения для общества.
“Один из ключевых методов — это дискредитация лидеров ОУН. Для этого выдергивались интерпретации, отдельные факты и случаи. Например, из биографии того же Степана Бандеры. Подчеркивалось, что он сын попа. А он действительно был сыном священника Украинской греко-католической церкви. Но советский союз позиционировался как атеистическое государство. Поэтому факт, что Бандера — сын попа, был сформирован как унижение. Конечно, в учебники попадали клише, что это нацистские прислужники, бандеровцы. Годами транслировались эти мифы, на которых росло не одно поколение”, — рассказывает доктор наук.
Поэтому в День Украинской повстанческой армии еще раз вспомним об основных мифах, которые советская власть распространяла против борцов за украинскую независимость.
Миф № 1. ОУН и УПА — это террористические группировки
Этот нарратив активно использовался для оправдания силовых действий советских органов против повстанцев. Ведь, как известно, “с террористами переговоров никто не ведет”.
Говоря об этом мифе нужно отметить, что украинские повстанцы действительно организовывали покушения на польских и советских деятелей, когда те выступали против украинской независимости. Главной целью ОУН и УПА было служить интересам украинцам и Украинского Государства. Покушения на польских и советских деятелей были актами, скорее, индивидуального террора, но все равно это не было их основным методом.
“Они прибегали к таким актам, когда соответствующие органы или должностные лица не реагировали на их запросы, предложения или предупреждения. По мнению членов ОУН, если чиновник поступал неправильно, его сначала предупреждали, а если не было никакой реакции, то они прибегали к силе. Но это не был ключевой метод”, — говорит Надежда Темирова.
Советская власть намеренно ставит акцент именно на террор ОУН и УПА, не объясняя мотивы или другие направления деятельности повстанцев.
Миф № 2. Организация украинских националистов — это сугубо галицкое явление
Советская власть постоянно убеждала, что движение ОУН и УПА имеет “региональный характер”, то есть пыталась его провинциализировать. Жителям восточных регионов современной Украины объяснялось, что “это где-то на западе, это где-то далеко и к нам никогда не придет”. Но это было неправдой.
После начала немецко-советской войны ОУН двинулись походными группами в восточные регионы Украины. В начале октября 1941 года первая походная группа прибыла в Мариуполь. Тогда в ней было 12 человек, которых возглавлял Василий Болгарский-Булавский. Почти сразу они начали агитационно-пропагандистскую работу. Главной целью таких походных групп было показать, что народ всей страны выступает за независимость и самостоятельность.
Как говорилось выше, местное население восточных регионов поддерживало повстанческое движение. По словам Надежды Темировой, около половины от всех участников ОУН на востоке были местными жителями.
Стоит отметить, что походные группы пришли в восточные регионы тогда, когда они были уже под оккупацией немецких националистов. И это подводит нас к третьему мифу.
Миф №3. ОУН и УПА поддерживали немецких нацистов и были прислужником Гитлера
Один из ключевых мифов советского происхождения и едва ли не основной элемент пропаганды. Ведь даже в начале 2022 года россия вторглась в Украину с лозунгами “Освободить от нацистской власти”. Согласно этому мифу, лидеры ОУН были агентами немецких спецслужб, а отнюдь не самостоятельными деятелями.
“Это ситуация, когда для мифологии выхватили реальный факт, но выхватили из реального контекста, обыгрывая так, как нужно мифологизаторам. Действительно, связи украинских националистов с немецкими спецслужбами имели место. Эти контакты начались еще до прихода к власти нацистов в Германии. Стоит понимать, что вторым оппонентом наряду с советской государственной для ОУН была Польша, которая тоже имела планы на земли Украины. Поэтому оуновцы делали ставку на Германию, как возможности противостоять Польше и советскому союзу. Они надеялись, что немцы освободят Украину от поляков и русских, и дадут независимость, но этого не произошло. Они ошиблись. И когда это поняли, начали действовать и против немецких националистов”, — рассказывает Надежда Темирова.
Миф № 4. ОУН осудили на Нюрнбергском трибунале
Нюрнбергский трибунал был достаточно демонстративным событием, где осуждению подверглись главные нацистские лидеры за их антигуманные преступления. Советский союз после трибунала запустил информацию, что там были осуждены участники ОУН, в том числе и Степан Бандера.
Дело в том, что советский союз публиковал и переводил на русский только те части судебного процесса, которые ему было выгодно. Полного издания же в союзе не было.
В материалах трибунала действительно есть упоминания о Степане Бандере и ОУН. В частности, сообщается, что они “выступали за государственную самостоятельность Украины”. В этих же текстах упоминается о репрессиях немцев против участников повстанческого движения. Поэтому материалы трибунала наоборот опровергают постоянное сотрудничество ОУН и немецких нацистов.
Организации ОУН или УПА, а также личности Степан Бандера или Роман Шухевич не были осуждены Международным военным трибуналом в городе Нюрнберг.
Миф № 5. Степан Бандера является лишь символом восстания и на самом деле не сделал ничего выдающегося
Надежда Темирова относит формирование такого мифа уже больше к современному периоду Украины. По ее словам, в украинском обществе действительно циркулирует видение того, что Степан Бандера был больше символом, чем прямым участником восстания.
“Здесь можно обратиться к таким фактам. Степан Бандера своей деятельностью практически завершил формирование структуры Организации украинских националистов. Эта структура формировалась с 1929 года, а завершена была через 10 лет. В частности, речь идет о включении Украинской военной организации в состав ОУН”, — объясняет доктор исторических наук.
К тому же Степан Бандера продвигал в массы украинский язык, был одним из авторов Акта восстановления Украинского Государства, проводил агитационные кампании.
“Своей деятельностью он показал пример рядовым украинцам, что можно противостоять, бороться и говорить то, что хочешь говорить. Это потом он стал символом, особенно после своего убийства. Но в свои годы он активно работал”, — говорит Надежда Романовна.
Как вывод, Надежда Темирова отмечает, что такое сложное явление, как Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия, надо рассматривать в контексте соответствующей эпохи. Только тогда можно понимать их мотивы и деятельность.
“Мы не должны идеализировать Организацию украинских националистов, но и не должны игнорировать и недооценивать их вклад в развитие украинской национальности и идеи украинской государственности”, — подчеркнула ученая.
***