<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Общество

Память

Мозаичный восток: как художница и диссидентка Алла Горская «раскрашивала» Донецкую область

Обложка: Восточный Вариант

Алла Горская навсегда вошла в историю нашей культуры и искусства. За свою жизнь она создала ряд монументальных и художественных работ, которые сейчас известны не только в Украине, но и в мире. Часть из них художница создала на Донетчине. Произведения ее и коллег украшали общественные и образовательные учреждения на востоке.

Помимо искусства, Алла Горская занимала сознательную гражданскую позицию. Была диссиденткой, шестидесятницей, выступала за свободу слова и права человека. 28 ноября 1970 года 41-летнюю Аллу убили в городе Василькове Киевской области. Есть все основания полагать, что это была спланированная операция советского руководства, однако окончательно дело до сих пор не раскрыто.


В годовщину ее смерти Восточный Вариант вспоминает, как Алла Горская творила на Донетчине и что произошло с ее произведениями сегодня.

Дипломная работа, посвященная шахтерам, и экспериментальная школа №5 в Донецке

Алла Горская родилась 18 сентября 1929 года в Ялте в семье Александра Горского — известного организатора кинопроизводства того времени. За свою жизнь Александр был директором Ленфильма, Ялтинской, Киевской, Одесской киностудий.

Алла Горская. Фото из Украинского института национальной памяти

В ранние годы ее детства семья несколько раз переезжала из-за работы отца: сначала в Москву, затем в Ленинград, где Алла с матерью пережили две блокадные зимы времен Второй мировой войны. Летом 1943 года Горские эвакуировались в Алматы. В конце того же года ее отец получил должность директора Киевской киностудии, и семья окончательно поселилась в Киеве. Такие моменты жизненного пути упоминаются в издании “Жизнеописание языком писем” Людмилы Огневой, которая исследовала творчество художницы. Редактором издания стал Алексей Зарецкий — сын Аллы Горской.

Алла Горская на Донетчине, 1955 год. Фото из издания “Жизнеописание языком писем” Людмилы Огневой

После школы Алла поступает в Киевский художественный институт. Именно в этот период она впервые знакомится с Донетчиной и ее промышленным миром. Выпускную творческую работу Алла Горская посвящает шахтерам и стремится показать, насколько это ответственная и тяжелая работа.

Портрет В. Кривинца, Алла Горская. 1950-е годы. Из издания “Жизнеописание языком писем” Людмилы Огневой

“В 1959 году Алла Горская создает серию работ, посвященную шахтерам и шахтерскому труду. Они выполнены в стиле соцреализма. Это изображение такого рабочего, шахтера, который выходит из лавы, который изображен весь в угольной пыли. Художнице удалось передать всю специфику и тяжесть такой работы. Если посмотреть на картины этого цикла, то шахтер предстает как человек, который как будто выходит из лавы. То есть первое такое знакомство с Донетчиной у  Аллы произошло еще во время обучения”, — рассказывает кандидатка исторических наук, доцентка кафедры истории и археологии Донецкого национального университета им. В. Стуса Ирина Пятницкова.

Алла Горская “Три богатыря”, 1957 год. Из издания “Жизнеописание языком писем” Людмилы Огневой
Алла Горская, “Песня о Донбассе”, 1957 год. Из издания «Жизнеописание языком писем» Людмилы Огневой

В 1960-х годах Алла Горская вместе с другими художниками начинает работать над оформлением экспериментальной школы №5 в Донецке. Ее экспериментальность заключалась в форме строительства — учебное заведение состояло из комплекса павильонов, которые объединяли общие переходы и спортивный зал. Для этого построили восемь одноэтажных зданий, в каждом по пять классов. Над экстерьерным оформлением начали работать Григорий Синица и его последователи Алла Горская, Виктор Зарецкий (супруг Аллы), Галина Зубченко и Геннадий Марченко.

Алла Горская, 1965 год. Город Донецк, школа №5. Фото из издания “Жизнеописание языком писем” Людмилы Огневой

Людмила Огнева в издании “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” рассказывает:

“Впервые художники-профессионалы работали по законам народного, а не академического искусства. Тема комплекса мозаик, расположенных в экстерьере школы №5 — труженики земли Донецкой и животворная природа. Поклонение перед ней, ее неисчерпаемыми силами прослеживается на каждом шагу. Человек всегда учился у природы, жил с ней в гармонии и взаимопонимании”.

Комплекс мозаик в экстерьере школы занимает общую площадь около 220 кв. м, пишет Людмила Огнева. Самое большое панно “Прометеи” — 132 кв. м — расположено на фасаде, а на боковых торцах зданий — восемь панно по 12-14 кв. м: “Космос”, “Вода”, “Огонь”, “Земля”, “Жизнь”», “Недра”, “Солнце”, “Воздух”.

“Эти мозаики выполнены в стиле колористики. Если посмотреть на каждую из них, то они имеют чисто украинские традиционные символы цветовым наполнением, цветовое наполнение. Было много синего и желтого цветов. Мотивы связаны именно с украинским фольклором и традиционной культурой. Мы помним, что это были годы прославления полета Гагарина и покорителей Космоса. Но если посмотреть на панно «Космос», то что мы видим? Две птицы, одна синего, другая — желтого цвета, которые летят навстречу друг другу”, — рассказывает Ирина Пятницкова.

Панно “Космо”. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине”
Панно “Вода”. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине”

Главной мозаикой школы была “Прометеи”, которая размещалась на центральном фасаде. Сначала художники планировали разместить здесь мозаику “Украина”, однако разрешения на это не получили. Галина Зубченко об этом писала в своих воспоминаниях:

“Синица, Горская и я пошли к директору (Академии архитектуры — авт.) утверждать эскизы. Директор эскизы не утвердил, потому что не соглашался, чтобы на главном фасаде был образ Украины. Из-за этого произошел страшный скандал”.
Алла Горская и Геннадий Марченко работают над панно “Прометеи”». 1966 год. Фото из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине”

Постепенно, как писала Галина Зубченко, украинских художников и культурных деятелей начали вызывать на допросы или арестовывать. Из Донецка в Киев вызвали телеграммами Александра Коровая, Ивана Кулика, Аллу Горскую. Арестовали общественного деятеля с Луганщины Ивана Светличного и Опанаса Заливаху. В комнатах гостиницы, где проживали художники, были “странные розетки”. Надежда Светличная, сестра Ивана, объясняла, что так устанавливают “прослушку”. Все начали ощущать над собой своеобразный “колпак”.

“В Донецке к нам приходил Василий Стус, и мы бывали у него дома. Небогатая хатка — одноэтажный домик, родственники Василия. Сидели у него, разговаривали. Встречались мы с Василием и в Киеве, в доме Светличных. Это было, вероятно, после первого ареста Ивана. И Алла, и я делали с Василия и с Ивана наброски. Совсем не чувствовалось, что Василий молодой. К нему мы относились с большим уважением и как к равному”, — писала Галина.

Алла Горская, Григорий Синица, Василий Стус и Виктор Зарецкий в Донецке. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

В конце концов работа над школой была завершена, как и ее центральная мозаика. Соисполнитель Геннадий Марченко позже так описывал панно “Прометеи”:

“В центре мозаики два великана — «Прометеи» шахтер и металлург, которые держат в руках добытое ими из недр пламя — символ энергии угля и расплавленного металла. Труженики изображены на фоне яйцеобразного огненного символа Вселенной, окруженного космическо-атомными орбитами, которые объединяют в один круговорот цветовую симфонию: галактики, планеты, космические спутники, земные цветы и растения. В произведении воплощена идея вечного движения, единства Природы и Человека”.
Панно “Прометеи”. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

Когда художники работали в Донецке, к ним приезжал из Мариуполя художник-монументалист Виктор Арнаутов с женой Нонной, который одобрил мозаики экспериментальной школы.

“Впоследствии мы были у Арнаутова и дома, в Мариуполе. Он рассказывал нам о Диего Ривере. Было интересно. Мариупольские художники встретили нас очень гостеприимно. На своих машинах отвезли нас на море. Мы были очень уставшие, а там купались, ловили рыбу. Тогда еще рыба была. Приготовили двойную уху, ели. Арбузы огромные были. Кроме нас, приезжали Анатолий Лымарев с женой, мариупольские художники Юрий Злыдень и греки Валентин Константинов и Лель Кузьминков”, — вспоминала Галина Зубченко.

Панно “Огонь”. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

Поэтому, помимо монументального искусства в Донецке, Алла Горская вместе с коллегами активно общалась и поддерживала связи с местными диссидентами. Из-за этого уже тогда она подвергалась дополнительному вниманию и слежке со стороны советских органов безопасности.

Из российских источников известно, что в настоящее время школа №5 во временно оккупированном Донецке продолжает функционировать, как учебное заведение. В 2023 году здесь провели ремонт, мозаики сохранили.

“Женщина-птица”, “Дерево жизни” и “Боривитер”

В конце апреля 1966 года в новом здании на тогдашней площади Ленина в Донецке открыли ювелирный магазин “Рубин”, для которого Григорий Синица, Виктор Зарецкий и Алла Горская выполнили мозаичное панно “Женщина-Птица”.

Во время «перестройки» магазин не работал, перешел в частную собственность, поэтому о мозаике надолго забыли. В 2002 году в помещении «Рубина» планировали построить ресторан МакДональдз. Долго думали, что делать с мозаикой, но в конце концов решили ее уничтожить. Однако на ее защиту встали общественные активисты, и она была сохранена. До оккупации Донецка мозаика была достаточно удачно имплементирована в пространство заведения. Что с ней сейчас — сказать довольно сложно”, — рассказывает Ирина Пятницкова.
“Женщина-птица”. Из издания “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

В следующем 1967 году Алла Горская участвовала в создании ряда мозаик в Мариуполе. Вместе с другими художниками-монументалистами расписала ресторан “Украина”, создав панно “Боривитер” и “Дерево жизни”.

“Алла Горская уже тогда интересовалась мариупольской школой монументалистов, общалась с Виктором Арнаутовым. Тогда они получили заказ от местных властей оформить местный ресторан, добавив художественный компонент для помещения. И в это время появляются два объекта, которые являются уникальными по своей художественности. Один из них — это «Дерево жизни». Его авторы — Алла Горская, ее муж Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Григорий Пришедько. Это мозаичное панно размещено на 35 квадратных метрах. И снова же творческий коллектив обратился здесь к традиционной украинской культуре. Изображение дерева как символ всемирного порядка. Его корни погружены в землю, ствол, который символизирует настоящее и соединение между прошлым и будущим. То есть символ всемирного порядка, единства, света. Это архаичный символ, характерный для украинского фольклора”, — рассказывает Ирина Пятницкова.

“Дерево жизни” в Мариуполе. Фото: Иван Станиславский
Мозаика после боев в 2022 году. Фото: esthetegazeta.com

Вторая мозаика в мариупольском ресторане — “Боривитер”, размещена на 18 кв. м. Авторами являются Алла Горская, Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Григорий Пришедько, Борис Плаксий. Выполнялась совместно с авторами Василием Парахиным и Надеждой Светличной.

На этом панно изображена птица, которая символизирует порыв ветра. И здесь воплощается не только украинская символика, но и специфика региона. Боривитер — это птица из рода соколов. И на панно мы видим, как будто птичку держит ветерок, навеянный морем. Кто-то говорит, что это попытка передать специфику региона: морской ветер и степь через сочетание желтого, серого, синего цветов. Кто-то видит в «Боривитере» нечто большее, говорит, что это символ свободы. То есть здесь за птицей стоит символ свободы, который пытается выйти за пределы этой системы”, — анализирует кандидатка исторических наук Ирина Пятницкова.
“Боривитер”. Фото: Иван Станиславский
“Боривитер” после боев за город в 2022 году. Фото: esthetegazeta.com

Во время боев за Мариуполь в 2022 году российские оккупанты уничтожили помещение бывшего ресторана, где находились мозаики. “Боривитер” и “Дерево жизни” сильно пострадали. Дальнейшая их судьба сейчас неизвестна.

Преследование и убийство Аллы Горской

Помимо художественной работы, Алла Горская вела активную общественную и правозащитную деятельность. Представляла сообщество диссидентов и шестидесятников. Именно шестидесятники впервые в 1960-х годах начали изучать захоронения в Быковнянском лесу недалеко от Киева, где сталинские сторонники во время репрессий похоронили не менее 18,5 тысяч человек.

В 1962 году Алла Горская вместе с режиссером Лесем Танюком и поэтом Василием Симоненко посетили Быковнянский лес и задокументировали доказательства массовых захоронений. Именно из-за этого активистов начали преследовать. Ведь по официальной советской версии, в лесу возле Киева были похоронены жертвы фашизма.

Летом 1962 года Василия Симоненко жестоко избили сотрудники милиции железнодорожной станции “Им. Тараса Шевченко” в Смеле. Полученные травмы обострили и без того тяжелую болезнь — рак почек. Поэт скончался в декабре 1963 года в 28-летнем возрасте.

Алла Горская убили 28 ноября 1970 года в Василькове Киевской области. В тот день Алла утром выехала на автобусе из Киева в Васильков, хотела забрать швейную машинку у свекра Ивана Зарецкого. На следующий день возле железнодорожной станции Фастова на путях обнаружили тело Ивана Зарецкого с оторванной головой. Через три дня возле его дома нашли мертвую Аллу с переломом черепа от удара топора.

Неоднократно высказывались предположения, что ее заказали в Комитете государственной безопасности СССР (КГБ СССР), но прямых доказательств этому нет. Дело расследования ее смерти долгое время было засекречено, а часть документов уничтожена. При этом само расследование проводилось с нарушением уголовно-процессуального кодекса. В частности, после обнаружения тела погибшей милиция опросила свидетелей Надежду Светличную и Евгения Сверстюка, однако показания не зафиксировали. Об этом писал Алексей Зарецкий, сын Аллы и Виктора Зарецких.

В последующие месяцы после убийства художницы, как стало известно уже в наше время, КГБ внимательно отслеживало реакцию общества и упоминания об этом в изданиях.

Советское следствие пришло к выводу, что Иван Зарецкий убил невестку из-за личной неприязни, а затем совершил самоубийство. Однако окончательный заказчик и имя убийцы неизвестны до сих пор.

***

Восстановление правды. Какой была роль Донетчины в провозглашении украинской независимости
Каким было проукраинское движение на Донетчине накануне провозглашения независимости Украины в 1989-1991 годах? В чем оно заключалось? И как повлияло на ситуацию в стране? Восточный Вариант вспоминает о событиях того времени в рамках исторического проекта “Деколонизация. Восстановление правды” “Роль Донетчины в проукраинском движении накануне провозглашения независимости очень недооценена”, — говорит докторка исторических наук и профессорка Донецкого национального университета им. В. Стуса Над
І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку
Мозаичный восток: как художница и диссидентка Алла Горская «раскрашивала» Донецкую область