"Хочу помогать им найти себя": активистка из Донецка о начале оккупации и развитии детей с востока Украины
Благотворительный фонд “Птичка” занимается мариупольскими подростками и помогает им найти свой путь в жизни после оккупации города. Восточный Вариант пообщался с Марией Прониной, активисткой, художницей и основательницей благотворительного фонда о жизни в довоенном Донецке, Донецком Евромайдане, развитии молодежи Мариуполя и истории появления фонда.
Много лет российская пропаганда на востоке Украины насаждала нарратив об “исторически русском Донецке”, а местная власть охотно поддерживали это. В частности, способствовала русификации школьного обучения, местной культуры и т.п. Однако даже в таких условиях молодежь Донецка продолжала увлекаться украинским языком и культурой.
Русификация Донецка и творческий кластер города
Мария Пронина родилась в Донецке. Там она получила среднее образование, а в 2005 поступила в Донецкий национальный университет и начала изучать российскую филологию. Она впервые осознала сущность российской пропаганды, когда исследовала истории украинских диссидентов и шестидесятников. Несмотря на русификацию, которая происходила в Донецке, девушка смогла найти свою украинскую идентичность. Сейчас она всячески поддерживает украинскую армию и помогает детям с востока Украины находить свое призвание. Своей историей Мария поделилась с Восточным Вариантом.
То, как происходила русификация Донецка, Мария почувствовала это на себе еще в школьные годы.
“У нас в школе о русских писателях рассказывала харизматичная учительница русского языка. К сожалению, тогда я также увлекалась русской поэзией. В то же время украинский язык преподавался слабо и неинтересно, как для «галочки»”, — вспоминает Мария.
Окончив школу в 2004 году, через год Мария начала изучать русскую филологию в Донецком национальном университете им.Василя Стуса Хотя она и хотела стать журналисткой, тогда поступить на русскую филологию было гораздо проще, посетив курсы.
В университете Мария познакомилась с сообществом творческих людей, с которыми и начала исследовать украинскую культуру. Она говорит, что в тот период о культурной жизни города почти никто не знал. Ведь главные ассоциации о Донецке — это футбол, шахты и большие заводы. Сообщество организовывало фестивали культуры, “поэтические слэмы” и литературные вечера.
“Мы создали объединение «Арт Альтернатива» и ежемесячно делали различные мероприятия, регулярно собирали сотни людей на набережной и читали свои стихи, пели песни. Мы просто хотели жить, кайфовать и заниматься творчеством. Впоследствии люди завершали обучение и уезжали из города. Потому что для нас здесь не было перспектив. Мы не могли зарабатывать своим творчеством”, — говорит Мария.
Почти все знакомые культурные деятели Марии сейчас творят большие изменения в Украине. Среди них Алексей Чупа, писатель и автор книги “Бомжи Донбасса”, культурные деятели, журналисты и деятели искусства.
Последний проукраинский митинг в Донецке и оккупация
Шлях Марії у громадській діяльності та активізмі починається у 2015 році, коли росіяни вже окупували її рідний Донецьк. У 2014 її друзі Катерина Кострова та Діана Берг організовували марші за свободу «Донецьк — це Україна».
Путь Марии в общественной деятельности и активизме начинается в 2015 году, когда россияне уже оккупировали ее родной Донецк. В 2014 ее друзья Екатерина Кострова и Диана Берг организовывали марши за свободу “Донецк — это Украина”.
Мария вспоминает историю о завезенных россиянах. Так называемые “титушки”, которые выдавали себя за гражданских дончан. На улице Университетской был местный футбольный бар, над ним развевался оранжево-черный флаг футбольного клуба “Шахтер”. “Титушки” сорвали его, подожгли и кричали, что это флаг Украинской Повстанческой Армии.
“«Титушки» два раза нападали на мою близкую подругу Юту Коргун. Один раз еще в конце апреля, а второй раз уже во время оккупации города. Называли ее «бандеровкой» и агенткой из Ивано-Франковска. Мы поняли, что оставаться здесь опасно, и проукраинских активистов искусственно делают врагами. По всему городу они развешивали фотографии моих друзей с угрозами. Не верилось, что это правда”, — говорит Мария.
Два месяца Мария с Ютой провели во временно оккупированном городе, собираясь с другими активистами в “Избе-читальне”, которую основал Богдан Чабан. Оставаться дальше было опасно. Они взяли вещи с расчетом на месяц, кота Юты и кошку Птицу, и поехали в Киев.
В Киеве девушки столкнулись с проблемами аренды квартиры и поиска работы, поэтому Мария решила переехать в другой город.\
“Тогда я поехала в Мариуполь с проектом психологической реабилитации от ЮНИСЕФ для помощи пострадавшим после обстрела микрорайона Восточный. Я работала с детьми и поняла, что это мое призвание”, — рассказывает Мария.
Хочу стать наставницей для детей и помогать найти себя
“В детстве я постоянно встречала взрослых на своем пути, которые видели во мне что-то и поддерживали это. Когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я не могла ответить. В кружке журналистики нас учили писать тексты и верстать материалы. Наставница поддерживала во всем. Впоследствии я посещала кружок юного моряка. Капитан учил нас ходить на яхте и вязать морские узлы. Он раскрывал мой потенциал, ведь я была единственной девушкой в кружке и справлялась лучше других”, — вспоминает Мария.
Эта история из детства стала для Марии новым смыслом в жизни — быть наставницей для детей, как когда-то взрослые развивали ее. Мечта о фонде “Птичка” начинается именно с того периода, но реализовалась она после начала полномасштабного вторжения.
Мария говорит, что в Мариуполе она впервые почувствовала себя на своем месте. В 2021 году она присоединилась в качестве ментора к арт-кластеру “Ось” на базе платформы “ТЮ”. “Ось” — это проект для подростков и молодежи Мариуполя, целью которого было повышение осведомленности и опыта в культурных и креативных индустриях. В сообществе “ТЮ” она реализовала себя как художницу-акционистку и начала осуществлять свою мечту.
“Арткластер стал местом, о котором мы мечтали в свои 15-17 лет. Это было пространство творчества для подростков, которым не хватает семейного тепла, которых не принимает общество. Мы хотели донести молодежи, что не обязательно поступать в университет и изучать то, что не интересно. Можно развивать свои способности и искать себя! Они тянулись к нам, потому что мы их принимали, заботились. И для них было важно доверять кому-то свои проблемы и не быть осужденными, быть принятыми”, — говорит Мария.
В арт-кластере Мария была ментором вместе со своим партнером Денисом Погребным. После знакомства в 2017 году они до сих пор вместе, теперь занимаются подростками в собственном фонде. Неофициально фонд организовался в первый день вторжения. Почти год они помогали подросткам и их семьям выехать из Мариуполя и россии, после депортации. Однако не говорили об этом публично в целях безопасности.
“24 февраля моя жизнь стала на паузу и я поняла, что цель вывезти всех детей — это мой приоритет. Мой восьмилетний опыт переселенки мне пригодился, и я начала «структурировать хаос», — говорит Мария.
Марии удалось быстро собрать большую сеть волонтеров, донаты от неравнодушных, получить гранты экстренного реагирования от доноров и объединить партнеров, в частности сообщество “Freefilmers”, с которым они работают до сих пор. За все время им удалось вывезти из Мариуполя и россии более 100 человек. Европейские волонтеры соглашались предоставить жилье и помощь подросткам. Когда удалось эвакуировать всех, в конце 2022 года официально появился фонд “Птичка”.
“Мы справились. Но теперь встал новый вопрос — как нашим подросткам обеспечивать себя, ведь их родители в трудном положении. Теперь мы должны помочь им «встать на ноги». Было двенадцать подростков, которые нуждались в помощи. Сейчас их уже трое”, — говорит Мария.
Для поддержки этих подростков фонд оплачивает лечение, помогает получить образование благодаря различным курсам, закупает технику для обучения. Цель Марии и Дениса — инвестировать деньги в возможности для подростков, чтобы они становились самостоятельными, образованными и имели базу для старта карьеры.
“Фонд назван в честь нашей донецкой кошки Птички. Ей уже 14 лет, она переселенка с десятилетним опытом. Ее история эвакуации из Донецка не менее героическая, ведь она выезжала в фуре с мебелью. Все эти годы она путешествует со мной и Денисом. Часто дети не хотят принимать помощь, говорят, что кому-то больше нужно. Поэтому мы всегда говорим, что это не от нас помощь, а от Птички. И это работает!”, — делится Мария.
Во Львове Мария вместе с Денисом, Ютой и подругой Стасей проводили волонтерский проект “Лапки-Ляпки”. Они обучали учителей и художников упражнениям по арт-терапии, чтобы помочь детям быстро избавиться от стресса и расслабиться. Последние полгода совместно с общественной организацией “Гарне місце” они организовывают сказкотерапии для детей, которые переехали в Запорожье из Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Вместе с детьми Мария и Денис пишут сборники сказок, учат их рефлексировать и открывают для них уникальность Украины.
«Н" “Наверное, все что произошло в моей жизни, так и должно было быть. Этот опыт сложный, но теперь помогает мне развиваться и двигаться дальше. Мы показали нашим подросткам, что добро существует и люди могут помогать, потому что любят их, а не ради своей выгоды. Теперь мы занимаемся их творческим развитием”, — с уверенностью заключает Мария.
***