Актеры второго плана
Чего уж скрывать, мы все с азартом следим за перечеркнутой судьбой молодого депутата Луганского городского совета Романа Владимировича Ландика. Волнуемся, спорим. Неужели и правда посадят? Или откупят? Ходили слухи, что чуть ли не шесть месяцев будут везти беглеца из Ростовского СИЗО. Так может его прямо сейчас пешком тащат в Луганск, по пыльной южной дороге и в кандалах, как встарь, а мы того не знаем?
И будущее папы-медиамагната тоже нас интересует. А ну как «пролетит» мимо Верховной Рады. И чего доброго, перестанет радовать луганчан резонерскими бенефисами в воскресном эфире телеканала «ИРТА».
Четырнадцать шокирующих минут записи видеокамеры наблюдения из ресторана «Баккара» на наших глазах превращаются в эффектную пилотную серию целого остросюжетного сериала. «Съемки» идут в режиме риал-тайм. И попасть на киноплощадку не так уж и трудно.
Да мы, честно говоря, уже на ней находимся. Наша реакция на происходящее является важной частью съемочного процесса, мы актеры второго плана. Чьи возмущенные реплики, поступки или наоборот, бездействие оттеняют сюжет и правильно расставляют акценты, выявляют замысел неизвестного режиссера. Особенно бездействие. Учитесь на примере посетителей и персонала «Баккары» - за такое мастерское умение держать мхатовскую паузу в момент, когда на твоих глазах избивают и таскают по полу за волосы хрупкую девушку, я бы каждому лично вручил по «Оскару». Какая выдержка! Жаль, что имена этих прекрасных актеров, сыгравших роли отзывчивых простых луганчан, нам неизвестны.
Зато мы знаем имена и фамилии всех-всех коллег Ромы Ландика по депутатскому корпусу. О, как они красноречиво молчат! Признаюсь, я из хулиганских побуждений даже позвонил некоторым своим знакомым из их числа. Попытался заставить этих честных уважаемых людей вымолвить хоть одно словечко в невидимую камеру на нашей съемочной площадке – то есть как-то публично отреагировать на поступок Ромы. Бесполезно. Депутаты сдавленным шепотом просили не «светить» их. Народные избранники играют роль невидимок, тяжелая задача даже для опытного артиста.
Хранят тишину и соратники молодого хулигана по партии. Они работают античными статуями. Их взоры обращены вверх, где на бутафорском облаке восседают боги: Наш и Главный. Оба бога поступок Ландика вроде как осуждают. Но говорят слишком негромко, статуи никак не уловят в этих словах Сигнала, приводящего их конечности в движение.
А вот в нашем углу сцены можно оглохнуть от крика. Мы - «хор». Если отодвинуть микрофон на безопасное расстояние, можно даже расслышать, как мы пытаемся нестройно скандировать что-то про мажоров и беззаконие, и тогда по недвижимой и молчаливой части партийной и депутатской массовки проходит легкая-легкая рябь. Но получается у хора плохо, хор занят выяснением отношений.
Потому что у говорящих актеров второго плана нет общей позиции по поводу истории в «Баккаре».
Часть беспокойно озирается кругом, и говорит, что скандировать про мажоров не надо, потому что нас используют втемную – а нервическому, но порядочному юноше Роме Ландику специально подсунули неправильную девушку, чтобы она его скомпрометировала. Это все подстава Нашего бога, у которого к Ландикам свои счеты. И, непременно добавляют эти беспокойные товарищи, наверняка заводилам в хоре заплатили деньги за их крики. «Этот хор проплачен, о боги!»
Другие – рассудительные – возмущаются ничтожностью повода, заставившего выйти хор на съемочную площадку. Подумаешь, говорят они, эка невидаль, мажор девочку побил. Хороший человек, наверное, а ведь мог бы и убить! У нас в Украине это сплошь и рядом, чтобы мажоры людей убивали, бузить по этому поводу не принято. Есть и более важные темы для криков – пенсионная реформа, например. Почему мы не бузим по поводу пенсионной реформы? Ведь рыба гниет с головы, пока не поменяем всю систему целиком, «кина не будет». Поэтому расходимся, товарищи!
Третьи – я не подберу специального термина, потому что наличие этой группы лично меня приводит в ступор – придерживаются следующей позиции. В любом преступлении, цедят они, виноваты… жертвы. Хороший человек без внутренней червоточинки, по их мнению, никогда не станет объектом насилия. Убили? А нефиг было шляться где попало! Задавили? Смотреть надо по сторонам! Изнасиловали? А зачем платье с разрезом надела! Избили в кафе «Баккара»? А почему сидела так поздно, наверняка проститутка! И фотографии непристойного вида в интернете на нее имеются, ага! А за проститутку заступаться, кричат они хору волшебное слово, за-пад-ло!
В общем, пестрая публика. Стоишь в тесном ряду, и не знаешь, с кем ты плечом к плечу пытаешься призвать беспредельщиков к ответу. Может и правда, проплаченная публика? Может это сотрудники в штатском, а ты с ними рядом под прицелами невидимых камер надрываешься? Может, нормальные люди как раз и должны реагировать, как посетители «Баккары», потому что не стои встревать в мутные чужие расклады?
Не знаю, не знаю. Каждый выбирает себе ту роль, которая наиболее природна его естеству. Я вот, к примеру, влез на эту площадку, потому что мне очень понравилась натуральная игра актеров второго плана в том самом пилотном, четырнадцатиминутном видео. И пусть скептики утверждают, что я на их месте повел бы себя так же, как клиенты «Баккары», мне кажется, нужно потренироваться. Повторюсь, найти бы этих талантов и порепетировать вместе. Помните молниеносный удар графином Ландику младшему по голове? Красивый был эпизод.
А тем временем пойду-ка я еще потолкаю депутатов городского совета, они так потешно прячут глаза в землю. Ну и вы, дорогие зрители, не стесняйтесь, перебирайтесь к нам на съемочную площадку! Вас уже давно снимает скрытая камера.