Присоединить подконтрольные территории Донетчины и Луганщины к другим областям Украины: в чем суть предложения

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

В Верховной Раде зарегистрировали проект постановления, которое  предусматривает изменения административно-территориального устройства Донецкой и Луганской областей. Его инициаторкой стала народная депутат Анна Скороход.


В пояснительной записке постановления отмечается: “на территории Донецкой и Луганской областей осуществляются меры, необходимые для обеспечения обороны Украины. Такая ситуация негативно повлияла на состояние финансового обеспечения учреждений образования и охраны здоровья. Также это касается предоставления социальной помощи населению. Для урегулирования ситуации и недопущения гуманитарной катастрофы на территориях, подконтрольных украинской власти, необходимо изменить административно-территориальное устройство отдельных территорий Донецкой и Луганской областей”.

Восточный Вариант собрал разные мнения, чтобы узнать больше о плюсах и минусах такого предложения.

Краматорск — к Харьковщине, Покровск — к Днепропетровщине

Проектом постановления предлагается присоединить неоккупированные территории Краматорского и Бахмутского районов Донетчины, Сватовский и Северскодонецкий районы Луганщины к Харьковской области. А Волновахский и Покровский район Донетчины — к Днепропетровской области.

Другими словами, Краматорск, Славянск, Дружковка, Часов Яр, Лиман, Северск предлагается передать в состав Харьковской области, а Покровск, Мирноград, Доброполье — к Днепропетровской.

Проект Постановления с сайта itd.rada.gov.ua

“Почему это важно? Во-первых, мы должны действовать исключительно в интересах наших людей и дать им гарантию: эти территории останутся украинскими. Во-вторых, содержание Луганской и Донецкой ОГА (областной государственной администрации) стоит государству более 50 миллионов гривен ежемесячно. Это нерациональные расходы, ведь их функции могут эффективно выполнять Харьковская и Днепропетровская области. Этот шаг позволит и защитить наших граждан, и сэкономить средства бюджета. Теперь будем смотреть, кто и как в парламенте поддержит эту инициативу”, — писала инициаторка проекта постановления Анна Скороход в социальных сетях.

Восточный Вариант обратился к Анне Скороход за комментарием, однако на момент публикации материала так и не получил его.

Депутатка Анна Скороход, фото с сайта glavcom.ua

Оптимизация государственных расходов или сигнал отказа от ВОТ?

Вопрос изменений административных границ Донецкой и Луганской области не новый. Его поднимали с 2014 года. Об этом напоминает общественный деятель и глава Международного благотворительного фонда “Руки друзей” Станислав Черногор. С самого начала российской агрессии и оккупации значительной части Донетчины и Луганщины велись дискуссии о целесообразности передачи Приазовья в Запорожскую область, а Краматорска и Славянска — в Харьковскую.

“Надеяться, что россия остановится, если подконтрольные территории Донетчины отнести к другой области, бессмысленно. Такого не будет. При этом в самой области сейчас остается 120-150 тысяч населения. И поэтому полностью иметь структуру областной администрации, которая якобы руководит остатками населения, я не вижу смысла. К тому же, это могло бы оптимизировать государственные расходы”, — рассказывает Станислав Черногор.

Станислав Черногор. Фото с его страницы в Facebook

Хотя власть Украины уверяет, что не откажутся от временно оккупированных территорий даже в случае заморозки войны, изменение административного устройства Донетчины и Луганщины может восприниматься прямым сигналом об этом. К тому же, после ликвидации Министерства реинтеграции, областные военные администрации фактически являются единственными органами, которые целенаправленно работают с переселенцами своих регионов и поддерживают связи с гражданами в оккупации.

Станислав Черногор отмечает, что помощь для переселенцев от областных администраций также нуждается в доработке. Станислав переселился из Краматорска и сейчас проживает в Кропивницком. Хабы Краматорской громады работают только в Киеве и Днепре. Поэтому у него нет возможности обратиться туда лично. А если приходит в центр помощи переселенцам “ЯМариуполь” в Кропивницком, получает отказ в обслуживании, ведь он не из Мариупольской громады.

“Какой смысл от ОВА, если они будут управлять фактически несколькими крупными городами и в то же время получать зарплаты 80–100 тысяч гривен? У нас есть областная администрация, а еще районные и городские администрации. Слишком много чиновников, которые выполняют фактически одни и те же функции. Поэтому реорганизация, по моему мнению, нужна точно”, — говорит Станислав.

Напомним, что годовой бюджет Донецкой области в 2024 составлял 7,618 млрд гривен, в 2025 году — 4,260 млрд гривен. Годовой бюджет Луганщины в 2024 году составил 1,209 млрд гривен, в 2025 году — 1,037 млрд гривен. В своих материалах Восточный Вариант рассказывал подробнее, куда идут эти средства.

“Административно-территориальные изменения в Украине могут определяться исключительно законами Украины”

Инициатива об изменении административного устройства Донецкой и Луганской областей не может даже теоретически иметь правовые последствия и быть принятой в Парламенте, рассказывает координатор общественной организации “Сильные громады” и союза “На линии столкновения” Андрей Грудкин:

“Если подавать это под соусом, что подконтрольные территории Донетчины будут в других областях и поэтому путин от них откажется, то это абсурд. С точки зрения законодательства — это также абсурд, ведь административно-территориальные изменения в Украине могут определяться исключительно законами Украины. Никакие постановления Верховной Рады или другой подобный нормативно правовой акт не могут изменить их правовой статус”.

Андрей Грудкин. Фото с его страницы в Facebook

В то же время Андрей признает, что реорганизация областных органов власти Донетчины и Луганщины действительно нужна:

“Мы давно говорим о том, что нужно реформировать эти органы и адаптировать их под задачи и функции, которые они имеют в результате внутреннего перемещения сотен тысяч людей. В этом контексте должно быть сокращение расходов, пересмотр функционала власти, ее структуры. Но полная ликвидация этих институций несет для нас угрозу. Эти органы представляют Донецкую и Луганскую области в экосистеме органов управления. Если мы их ликвидируем, к тому же самостоятельно, то в кремле, я уверен, поднимут бокал и будут нам аплодировать”.

Историческое измерение вопроса

Даже на уровне идеи включения неоккупированных частей Донецкой и Луганской областей в состав Днепропетровской и Харьковской областей является крайне опасным для настоящего и будущего Украинского государства. Об этом рассказывает докторка исторических наук, профессорка Надежда Темирова. Ученая предлагает посмотреть на ситуацию с точки зрения исторического измерения.

“В разрезе исторической ретроспективы следует учесть, что до 20-х годов XX в. территория современных Донецкой и Луганской областей находилась в составе Екатеринославской и Харьковской губерний и Области Войска Донского. Такая конфигурация была прямым следствием ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. и стала ярким проявлением имперской политики, направленной на уничтожение украинских институций, колонизацию стратегических территорий, идеологическое утверждение российского господства. Таким образом Российская империя стремилась уничтожить козацкую автономию, которая представляла угрозу для централизованной имперской власти, являясь центром украинской жизни. А вместе с ней вытеснялась и память о героическом прошлом украинства. За почти столетие существования Донецкой и Луганской областей как отдельных административных единиц они развились в мощный самобытный индустриальный регион и к моменту провозглашения Независимости вместе со всей Украиной их население поддержало судьбоносный Акт 24 августа 1991 года”, — рассказывает Надежда Темирова.

В настоящее время оккупировано более 65% Донецкой области и более 95% Луганской. Источник: DeepState

По словам докторки исторических наук, депутатская инициатива по пересмотру действующего административного устройства может быть расценена как отказ от суверенитета временного оккупированных территорий. Такой шаг может создать впечатление, что государство “отрекается” от части своих граждан, что, в свою очередь, может подорвать национальное единство. Многие жители Донецкой и Луганской областей, как те, кто выехал, так и те, кто остался на оккупированных территориях, будут расценивать такой шаг как предательство, что может привести к социальной деморализации.

“Следует учитывать и экономическое измерение: хотя значительная часть инфраструктуры Донецкой и Луганской областей разрушена российским агрессором, у них все еще есть значительный экономический потенциал, который Украина может утратить окончательно. В статье 133 Конституции Украины зафиксировано внутреннее административное устройство Украины, элементами которого, в частности, определено Донецкую и Луганскую области. Пересмотр границ областей требует внесения изменений в Конституцию, что является сложным, длительным и непродуктивно изнурительным процессом. Другие государства, прежде всего союзники Украины в противостоянии российскому нашествию, могут воспринимать такой шаг как подтверждение оккупации, что может осложнить работу по возвращению временно оккупированных территорий. Подобные инициативы могут быть использованы (и, безусловно, будут использованы!) российской пропагандой для создания образа «расколотой» Украины”, — говорит Надежда Темирова.

Надежда Темирова. Фото: сайт Донецкого национального университета им. Василия Стуса

Однако ученая не отрицает, что сейчас уместно уточнить функционал областных администраций Донецкой и Луганской областей в условиях военного положения:

“Возможно, стоит работать не только на нужды имеющегося населения в двух областях, но и оказывать поддержку выходцам из региона в статусе ВПЛ, релоцированным предприятиям, заведениям, учреждениям с целью сохранения человеческого и экономического потенциала для восстановления Донецко-Луганского региона. А этот момент обязательно наступит!”.

***

Вполне ожидаемо, что на 13-й год российско-украинской войны и оккупации частей Донетчины и Луганщины подняли вопросы реорганизации их областных администраций. Однако перед этим следует решить ряд важных вопросов: кто будет поддерживать связи с временно оккупированными территориями этих областей, кто будет помогать переселенцам и как именно, как будет работать центр занятости и фискальная служба и т.д.

К тому же непонятно, почему постановление предлагает изменения только для Донецкой и Луганской областей, а не для Херсонской и Запорожской, значительная часть которых также контролируется врагом.

Восточный Вариант будет следить за развитием событий.

Читайте також: 50 тысяч гривен «подъемных»: как их оформить детям, которые возвращаются с ВОТ или российской депортации

І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку