«84% наших учеников улучшили свои знания»: как мобильные образовательные бригады работают на Донетчине

Что такое мобильные образовательные бригады? Как они помогают ученикам и ученицам Донецкой области наверстывать образовательные потери? Кто за них отвечает? И как родителям подать заявку на участие? Ответы узнал Восточный вариант
Из-за начала полномасштабного вторжения образовательная сфера Донецкой области сильно пострадала. Часть школ разрушены, повреждены или попали в оккупацию. Эвакуированные дети учатся либо онлайн в родной школе, либо переводятся в учебные учреждения громады, где поселились с семьей.
Дети, которые остаются на Донетчины, учатся полностью в онлайн-режиме. Очевидно, это может повлиять на качество образования. Отсутствие живого общения с учителями и одноклассниками может привести к снижению мотивации, ощущению изолированности и даже проблемам с формированием социальных навыков. Возникают и технические трудности: нестабильный интернет, нехватка современных устройств, а иногда и отсутствие безопасных условий.
Новый проект общественной организации “Клуб рыболовов Украины”, которая из Краматорска, призван наверстать образовательные потери для детей Донетчины и найти подход к каждому ученику. Подробнее об этом рассказываем в материале
В чем проблема?
После начала войны в 2014 году образование Донетчины претерпело существенные изменения. Если в 2013 году в области работало 1115 учреждений общего среднего образования, то в 2021 году количество уменьшилось до 491. Сейчас в Донецкой области зарегистрировано 256 школ, лицеев и гимназий. Об этом Восточному варианту рассказала исполняющая обязанности Департамента образования и науки Донецкой областной военной администрации (ОВА) Елена Свидрак.
В 2013 году в Донецкой области обучалось более 337 тысяч учеников и учениц, в 2021 году – уже 168 тысяч, а сейчас – 74,5 тысячи человек.
По предварительным данным, в Донецкой области повреждено или разрушено более тысячи учебных заведений.

Такая катастрофическая ситуация безусловно повлияла на образовательный процесс и привела к массовому переходу на дистанционное обучение. В громадах, которые находятся близко к фронту и постоянно подвергаются обстрелам, невозможно возобновить обучение и поддерживать надлежащий уровень образования. Дети, которые остаются в Донецкой области, нуждаются в улучшении знаний и дополнительных занятиях.
“Во время предварительного исследования мы обнаруживали, что есть дети 9-10 лет, которые не читают, плохо пишут, имеют меньшую мотивацию учиться. Путают печатные и прописные буквы, хотя это программа 1 класса. Официальная позиция власти, что у каждого ребенка есть доступ к обучению, но на самом деле это не так. Перебои со связью и интернетом на Донетчине постоянные, есть отключение света из-за обстрелов, у некоторых детей нет гаджетов — все это негативно влияет на дистанционный учебный процесс”, — рассказывает проектная координаторка ОО “Клуб рыболовов Украины” Анастасия Пономарева.
Какое решение?
С мая в Донецкой области заработали мобильные образовательные бригады, работу которых организовала краматорская организация “Клуб рыболовов Украины”. Группа учителей выезжает в громады и проводит дополнительные занятия с учениками 1–11 классов по математике, украинскому и английскому языкам.

Занятия проводят как онлайн, так и офлайн. Кроме групповых встреч учителя образовательных бригад могут заниматься с ребенком индивидуально. В таком случае учителя приезжают к ученику или ученице домой.
“Мы считаем, что детей нужно обучать не только школьной программе, но и дать механизмы, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно все усваивать. То есть дать навык, как учиться. Наши специалисты рассказывают, как работает память, как ее развивать, как организовывать работу и учебный день. Потому что очень часто за отставанием в учебе стоит неумение организоваться. Поэтому наши специалисты во время выездов рассматривают кейс каждого ребенка и индивидуально дают рекомендации или знания”, — рассказывает Анастасия Пономарева.
Как это работает?
В мобильную бригаду входит учитель-педагог широкого профиля, а также учителя по математике, английскому и украинскому языку. Педагог широкого профиля, которого еще называют педагогический кейс-менеджер, общается с каждым ребенком и составляет для него “дорожную карту” формирования учебных навыков. Кейс-менеджер проводит занятия по развитию Soft Skills, направленные на улучшение памяти, логики, концентрации внимания, управления временем и мотивации к обучению.

При знакомстве команда проводит тестирование, чтобы определить индивидуальные особенности восприятия информации, сильные стороны и зоны для развития каждого ребенка.
Мобильные образовательные бригады работают в отдаленных населенных пунктах Донетчины. Преимущественно это села и поселки. Во время поездок учитывается ситуация с безопасностью — педагоги работают в относительно безопасных местах, чтобы не подвергать опасности себя и детей.
Занятия проводят как групповые, так и индивидуальные. Групповые уроки организовывают в укрытиях. О времени и месте детей информируют незадолго до начала. За такую встречу могут проводить сразу несколько уроков. Если же это индивидуальные занятия, то учитель приезжает к ребенку домой.
“Один курс обучения длится 2 месяца. В нем может быть украинский или математик, или украинский и английский, или английский и математика. То есть, они меняются, чтобы дети постепенно могли изучать предметы, а не все сразу”, — говорит Анастасия.
Особенностью групповых занятий является “Куб идей”. Это специально оборудованный мобильный бокс, который команда использует на встречах. У них есть все для занятий: планшеты, которых хватает на всех участников, проектор и другое современное оборудование. На эти устройства загружен учебный материал с заданиями и тестами.
Какие результаты?
За 3 месяца работы мобильных образовательных бригад на Донетчине занятия посетили 340 детей. Из них 84% уже улучшили свои учебные результаты.
“У нас есть входное в начале курса тестирование и выходное в конце. По результатам такого тестирования, мы делаем вывод, что 84% детей лучше разбираются в предметах и учебном процессе, чем до этого. Мы получаем положительные отзывы от родителей. Если раньше их дети учились дистанционно, то, благодаря занятиям, они могут встретиться со своими сверстниками, пообщаться, провести время в компании”, — говорит проектная менеджерка.
Мобильные образовательные бригады помогают не только улучшить знания, но и социализироваться детям на прифронтовых территориях, говорит Анастасия Пономаренко. В условиях боевых действий можно наверстать образовательные потери и завести друзей.
“Мы понимаем, что остаются родители и остаются дети на Донетчине. И это дети, с которыми нужно заниматься. Конечно, мы не можем покрыть 100% образовательных проблем и полностью заменить школы, но мы стараемся реагировать на актуальные проблемы и найти для них решения”.
Родители могут заполнить регистрационную форму, чтобы оставить заявку для обучения своего ребенка со специалистами мобильных образовательных бригад.
***
Этот материал был профинансирован Европейским Союзом. Его содержание является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.