RU
RU UA
Татьяна Игнатченко: досье украинской журналистки, активистки, военной корреспондентки из Мариуполя
Досьє

Татьяна Игнатченко: досье украинской журналистки, активистки, военной корреспондентки из Мариуполя

Татьяна Игнатченко — журналистка, военная корреспондентка из Мариуполя. Там провела значительную часть своей жизни, строила профессиональную карьеру и проявляла свою проукраинскую позицию. Работала, в частности, в интернет-издании “0629”, на 5 канале и Радио Свобода. С июня 2017-го начала заниматься информационным направлением в Донецкой областной государственной военно-гражданской администрации (ныне — Донецкая областная военная администрация). С октября 2023 года и до сих пор руководит отделом коммуникаций Антимонопольного комитета Украины.

Восточный Вариант пообщался с Татьяной и узнал больше интересных фактов из ее жизни и профессиональной деятельности.

Детство и образование

Татьяна Игнатченко родилась в Ахтырке Сумской области. В конце 80-х ее семья переехала в Мариуполь. И значительную часть своей жизни прожила на Донетчине. Она рассказывает:

Мы переехали в Мариуполь, когда я была первоклассницей. Три первые четверти проучилась в Ахтырке в обычной украиноязычной школе. Когда же приехали в Мариуполь, то выяснилось, что там не было ни одной украиноязычной школы, даже ни одного украиноязычного класса не было. Я в то время не знала русского вообще. Но мама меня успокаивала, говорила, что языки близкие, что будет легко и единственное, где может быть сложнее — это математическая терминология”.

Татьяна вспоминает тот момент, когда она впервые пришла в Мариупольскую школу: дети встретили ее с интересом, расспрашивали, как будет на украинском то или иное слово, ведь все были русскоязычными. И вдруг один парень спросил как пишутся на украинском цифры.

"Мама меня предупреждала, что с математикой могут быть проблемы, поэтому я серьезно восприняла его вопрос, — говорит Татьяна, — подошла к доске и написала единичку, как он просил. Потом двойку, потом — остальные цифры. «А, все, как у нас», — махнул рукой тот мальчик. Эта история для меня очень показательна: она о том, каким русифицированным был Мариуполь в конце восьмидесятых. Тогда казалось, что беспросветно русифицированным. И эта история о том, какой именно язык на самом деле подвергался притеснениям. Уже позже я узнала сотни подобных историй о людях из украиноязычных сел, поселков и городков по всей Донетчине, которых переучивали и русифицировали”.

Высшее образование Татьяна получала на факультете “Украинской и славянской филологии”, изучала украинский, русский и польский языки и литературы.

Профессиональная карьера

Татьяна начала свою карьеру в Мариуполе в возрасте 20 лет — ее взяли работать в штат русскоязычной газеты “Азовский моряк”. Параллельно она училась в университете по индивидуальной программе — тогда был такой эксперимент для студентов, которые могли “потянуть” такие нагрузки. Она рассказывает:

В «АМ» было престижно  работать, поскольку это была одна из самых авторитетных газет в Мариуполе. К тому же безусловным бонусом были зарубежные командировки на судах, как тогда говорили, «дальнего плавания». Журналисты ходили вместе с украинскими экипажами судов Азовского морского пароходства в порты Европы и Соединенных Штатов Америки, писали оттуда репортажи”.

Первый год Татьяна работала корреспондентом, а затем стала ответственным секретарем редакции.

“То есть я уже не только писала свои собственные, авторские материалы, но и планировала литературную работу всей редакции, редактировала тексты других журналистов, знала изнутри всю газетную кухню. «Азовский моряк» в то время еще изготавливался так называемой высокой печатью. Это был очень интересный опыт. К тому же мне повезло с коллективом. Тогда в «Азовском моряке» работали Сергей Кутняков, Рустам Латыпов, редактором был Анатолий Васильевич Кобыляцкий. Это прекрасные люди, которые фактически позволили мне за эти три первых года в журналистике получить хороший опыт и довольно крепко встать на ноги”, — вспоминает Татьяна.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

Со временем журналистка начала работала в газете “Надо!”, которая в то время превратилась из газеты объявлений в популярную в Мариуполе новостную и общественно-аналитическую газету. Здесь Татьяна сначала была журналисткой, а затем — заместительницей главного редактора и редакторкой отдела новостей.

Но самым интересным моим газетярским опытом была газета под названием «Ильичевец», — говорит Татьяна, — Понимаю, как дико сейчас звучит это название для людей, далеких от Мариуполя, поэтому сразу объясню, что название газеты происходит от названия металлургического комбината — «Мариупольский комбинат имени Ильича». Она была основана еще в 1929 году как заводская многотиражка и со временем выросла до влиятельного издания — в то время, когда я там работала, количество ее подписчиков превышало сто тысяч. Тогда электронные медиа еще не приобрели своей нынешней популярности, и, соответственно, бумажные газеты были одним из основных источников информации. «Ильичевец» был знаковым для Мариуполя еще и тем, что некоторое время, в начале двухтысячных, был в довольно жесткой оппозиции к местной власти”.

Впоследствии, когда интернет вошел в широкое употребление, встал вопрос, что медиа должны переформатироваться. По воспоминаниям Татьяны, в 2006 году в Мариуполе появилось первое интернет-издание “0629”. Два года оно существовало как сайт-справочник. Там не было ни одного штатного журналиста, поэтому довольно длительное время новости, которые там появлялись, часто были просто скопированы из городских СМИ, в том числе и из газеты “Ильичевец”, без ссылок или указания на авторство. Ситуация изменилась уже в 2008 году, когда была сформирована журналистская редакция.

Моя коллега, Анна Мурлыкина, была среди первых, кто пошел работать на «0629». А потом, в 2009-м, она пригласила и меня присоединиться к этому проекту”, — говорит Татьяна.

До того, как присоединиться к команде “0629”, параллельно с работой в газете “Ильичевец”, Татьяна вела две авторские программы на местном мариупольском телевидении — МТВ. 

“Из той моей работы запомнился один эпизод: скандал в прямом эфире. В одной из передач, которая называлась «Мы и город», я была соведущей. Моим коллегой в кадре был мой тогдашний руководитель, начальник пресс-центра комбината имени Ильича Сергей Магера. Накануне 9 мая 2009 года он вынес на обсуждение в студию манипулятивный тезис о том, что «бандеровцы хотят запретить 9 мая». Об этой его инициативе знали редакторы и все вовлеченные в процесс подготовки программы. Но мне «забыли» сообщить. Возможно потому, что в то время я была одной из очень немногих украиноязычных журналистов Мариуполя, к тому же не скрывала ни своих проукраинских взглядов, ни своего интереса к истории, — рассказывает Татьяна, — О «теме 9 мая» я узнала за несколько минут до эфира, как только увидела приглашенную гостью — отъявленную коммунистку. Было очевидным, для чего ее пригласил мой «коллега»: никакого обсуждения не будет, будут сплошные штампы и манипуляции. Правда, я предприняла попытку предотвратить скандал и до начала программы попросила гостью быть максимально сдержанной и корректной в выражениях. Но это не подействовало. И когда из ее уст в прямом эфире прозвучало «стрелять надо этих бандеровцев», я довольно спокойно, но твердо попросила ее «внести меня в ее расстрельный список под номером один».

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

Такого никто не ожидал и присутствующие на эфире говорили, что “не то имели в виду”. Но Татьяна подытожила программу, попрощалась со зрителями и ушла. Она уволилась и с телевидения, и из пресс-центра. Журналистка говорит, что не думала куда идет дальше, а просто хотела быть свободной.

Больше всего свободы в то время было именно на сайте 0629. Кроме того, там уже в то время работала Анна Мурлыкина, и мы с ней с удовольствием и азартом развивали мариупольский интернет-сайт и сеть подобных городских сайтов, — говорит Татьяна, — Вместе с Анной мы были ответственными за ленту новостей мариупольского сайта 0629 и ему подобных сайтов в 14 городах Украины. Я взяла в работу украиноязычные сайты плюс Одессу, Аня — русскоязычные. Работу на ленте мариупольских новостей делили поровну. И так “набегало”по 77 новостей на каждую, ежедневно. Это был бешеный темп на грани физических возможностей. Но постепенно в команду приходили новые люди, часть работы забирали на себя, становилось легче и упорядоченнее. Со временем 0629 стал ведущим сайтом города. И я невероятно горжусь тем, что благодаря Ане Мурлыкиной, которая до сих пор его редактирует, сайт не сдает своих позиций и, по моему мнению, до сих пор является самым важным и объективным СМИ нашего города”.

О событиях и деятельности после 2014

Татьяна откровенно говорит, что остаться украинцем в Мариуполе было очень непросто. До 2004 года местные власти достаточно формально воспринимали государственные праздники и атрибуты. По словам журналистки даже на День Независимости украинский флаг был разве что на государственных учреждениях. Флаги на зданиях, балконах “вывешивали разве что люди из местного центра “Просвита” или, каким-то образом вовлеченные в общественно-политическую жизнь”. Представители местной власти чествовали государственную символику скорее “для галочки”.

И так было, что будто живешь в украинском государстве, но не чувствуешь себя по-настоящему дома. Я точно запомнила тот переломный момент, когда поняла, что возможно что-то изменить в стране”, — говорит Татьяна.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

Журналистка вспоминает как в 2004 году в Мариуполь приезжал, тогда еще кандидат в президенты, Виктор Ющенко. По ее словам, местные власти сделали максимум для того, чтобы сорвать его встречу со сторонниками — на площади, где он должен был выступать и в окружающем квартале отключили электричество. Татьяна рассказывает:

Ющенко  знал куда он едет, поэтому его команда привезла с собой всю необходимую автономную аппаратуру, в том числе и освещение. Я в то время работала в оппозиционной газете «Надо!», мы взвешенно и откровенно писали об общественно-политических процессах, которые происходят в стране, — рассказывает Татьяна, — Я освещала приезд Ющенко и этот митинг, который он собрал на обесточенной мариупольской площади. Как вдруг среди этой темноты в свете прожекторов прозвучала фраза, которая как будто была написана и произнесена специально для меня: «Та частичка родной земли становится свободной, где человек поднимается с колен». Она вселила в меня веру в то, что изменения возможны, потому что на самом деле многое зависит от каждого из нас, от тебя лично. Я до сих пор считаю тот митинг и те слова своеобразной точкой отсчета моей осознанной активной борьбы за Украину. До этого мое сопротивление было скорее хаотичным, несистемным, направленным больше на то, чтобы сохранить прежде всего свою идентичность, не раствориться в условиях и обстоятельствах. С 2004 года я поняла, что люди, объединенные идеей, могут сломать систему”.

Впоследствии Татьяна активно освещала события так называемой “русской весны”, пытаясь объяснить людям, что пророссийские митинги навязаны российской федерацией, что на них критически мало местных, а значительно больше привезенных “гастролеров”. Во время одного из них, 23 февраля 2014 года, пророссийские митингующие захватили украинского активиста Евгения Кораблева. Его избили и тащили на сцену “приносить извинения народу” за то, что носит на себе украинскую символику.

Я рванула на сцену и отбила у разъяренной толпы того парня. Это событие тогда еще долго обсуждали в Мариуполе”, — вспоминает журналистка.

Во время событий так называемой “русской весны” Татьяна поняла, что в мариупольских медиа для нее уже крайне мало места. Чувствовала, что уже не сможет говорить во весь голос и на полную мощность. Так она стала военным корреспондентом 5 канала и Радио Свобода, где проработала до июня 2017 года.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

Она вспоминает, что это была насыщенная работа.

С моим напарником — оператором Евгением Гончаренко мы ежедневно делали репортажи с фронта и сюжеты о людях с прифронтовых территорий. С благодарностью и теплотой вспоминаю нашу работу в команде 5 канала и проектов Радио Свобода — «Мы вместе», «Донбасс Реалии», в чешской новостной студии. Бурные были годы, волнительные”, рассказывает Татьяна.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

О работе в Донецкой областной ВГА

В июне 2017 года Татьяну пригласили возглавить информационное направление в Донецкой областной военно-гражданской администрации. Она переехала в Краматорск, поскольку там базировалась Донецкая ВГА. Журналистка говорит, что кто знал ее долгое время, тот искренне улыбался, потому что она была далеко от власти и ее было трудно там представить. 

Меня посоветовал тогдашний глава Мариупольской пресс-службы, Олег Калинин. Он сказал, что эту должность потянет Таня Игнатченко, но добавил, что «она не чиновник, даже больше — она античиновник». Так я пришла во власть", — вспоминает Татьяна.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко. Фото из архива Татьяны

Журналистка отмечает, что там она увидела неисчерпаемый источник информации, где можно просто применять журналистские стандарты и делать обычную интересную информативную работу. В Донецкой областной ВГА Татьяна проработала с тремя руководителями администрации. 

“Я благодарна каждому из них, прежде всего за то, что мы работали на государство и честно говорили с людьми даже тогда, когда прибегали к непопулярным шагам”, — поделилась Татьяна.

После начала полномасштабного вторжения

После широкомасштабного вторжения россиян, 24 февраля 2022 года, Татьяне пришлось нарабатывать систему информационной работы фактически в условиях боевых действий, находить пути донесения информации туда, где не было связи — в окруженные российскими оккупантами Волноваху, Мариуполь, Святогорск, Лиман, вести на Донетчине информационную кампанию по эвакуации. Это для нее стало вызовом. Она рассказывает:

Мы работали в бешеном темпе из подвалов, бункеров и укрытий. Ставка делалась на социальные сети плюс внутренние коммуникации по линии ГСЧС, полиции, спецслужб. Плюс — “Украинское радио”, которое тоже “доставало” до территорий, окруженных или захваченных рашистами, но, к сожалению, не все люди знали, что оно работает”.

Тетяна Ігнатченко
Татьяна Игнатченко с коллегой Евгением Гончаренко во время переезда с Донетчины в Киев. Фото предоставила Татьяна

Татьяна говорит, что в администрации она с коллегами занималась не только журналистикой и новостями. Они развернули работу по почтению памяти погибших — выпустили “Книгу памяти” и “Летопись российско-украинской войны”, реализовали ряд проектов в честь защитников и защитниц Донетчины. Один из них — “Город героев”, в котором о каждом погибшем писали портрет. Татьяна рассказывает, что оригиналы отдавали родственникам погибших, а на их цифровых копиях делали борды и клеили их по области.

С августа 2023 года Татьяна почувствовала, что ее ресурс в работе исчерпывается — она проживала моральное и физическое выгорание. Через пару месяцев переехала с Донетчины в Киев. Там изменила свою деятельность и возглавила отдел коммуникаций в Антимонопольном комитете Украины, где работает до сих пор. Татьяна говорит:

Мне постоянно звонят мои коллеги с Донетчины. Я постоянно консультирую и помогаю тем, кто остался в моем бывшем управлении. И представителям военных администрации помогаю коммуницировать с журналистами. Могу сказать, что уже восстановилась и снова чувствую силы работать”.

Семья

Муж Татьяны служит в силах обороны. Ее родные и близкие после начала полномасштабного российского вторжения оказались в блокаде, но, к счастью, впоследствии им удалось выехать. Татьяна говорит:

Вся моя семья после Мариупольской блокады выехала в Польшу. Мы видимся с ними крайне редко. Они мечтают о том, чтобы вернуться”.

Социальные сети

Личная страница Татьяны Игнатченко в Facebook

Официальный сайт Антимонопольного комитета Украины по ссылке.

***

Эта публикация осуществлена при поддержке Фонда “Партнерство для устойчивости Украины”, который финансируется правительствами Великобритании, Канады, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Швейцарии и Швеции. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью медиа и необязательно отражает позицию Фонда и/или его финансовых партнеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что происходит

"Весь город в грязи, а мы еще и в дерьме": реалии оккупированных Донецка и Макеевки

Антифейк

"Вы нам — деньги, мы вам — сына": как российские мошенники обманывают украинцев

Важно

"Предотвратить. Спасти. Помочь": как сегодня работают спасатели ГСЧС Донецкой и Луганской области

Что происходит

"От россиян не знаешь, чего ожидать": как живет временно оккупированный Алчевск на Луганщине

Дата

День Конституции Украины: как его праздновали на Донетчине и Луганщине

Несокрушимые

Пережили бомбежки, тяжелые роды и оккупацию: история семьи из Мариуполя, которая открыла собственное дело в Черновцах

Что происходит

Без полевых дорог и порядка: к чему на Старобельщине привела оккупация

Что происходит

"Мертвая вода" в кранах, канализационные озера и фантазии администрации "днр" об отселении: чем живет оккупированный Мариуполь

30 июня Воскресенье
09:07

Еще 1 140 российских оккупантов и 53 единиц их артиллерии обезвредили Силы обороны Украины

08:52

8 жителей Донетчины погибли за прошедшие сутки в результате российской агрессии

29 июня Суббота
23:02

Спецназовцы СБУ уничтожили восемь зенитных комплексов российской армии (видео)

22:48

Покровский остается самым горячим направлением на фронте с начала суток

22:07

Зеленский призвал страны Запада помочь Украине с защитой энергосистемы

21:38

Заочно осужден бывший правоохранитель со Старобельщины, ставший коллаборантом

21:26

Зеленский назвал то, что поможет преодолеть террор рф

20:39

Разминирование: в Украине 30 тысяч квадратных километров деоккупированных территорий признаны безопасными

20:28

Кулеба обсудил с помощником госсекретаря США поставки дополнительных систем Patriot

20:16

На фронте количество боев увеличилось до 90, — Генштаб

20:05

За время полномасштабного вторжения из российского плена освобождены 3 310 украинцев

19:43

Во время большой войны погиб 551 ребенок, полторы тысячи получили ранения

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: