304 собаки и 60 кошек: как в прифронтовом Мирнограде работает большой приют для животных
В городе Мирноград Покровского района работает большой приют для животных. Его содержит местная жительница, глава Мирноградского общества защиты животных Светлана Остапкова. Ее приют стал пристанищем для многих бездомных животных, а также тех, кого во время войны бросили хозяева.
Как сейчас живет приют, сколько имеет питомцев и в какой помощи они нуждаются — Светлана Остапкова рассказала Восточному Варианту.
Все начиналось с 40 собак, а сейчас их более 300
Приют Светланы Остапковой работает с 2018 года. Чтобы помогать бездомным, больным и травмированным животным, женщина продала свой магазин и приобрела частный дом на окраине города. Там она и обустроила приют для животных.
Когда приют только открылся, в нем проживало около 40 собак. С началом полномасштабной войны эта цифра существенно увеличилась. Сейчас в приюте живут 304 собаки и до 60 котов.
“Когда началась полномасштабная война, люди начали выезжать и оставлять своих собак. Где-то на сотню у нас их прибавилось. Бывало, что люди просто высаживали животных под приютом, привязывали возле него. Некоторых брошенных животных я и сама забирала. Также в городе есть проблема с собаками, которых сбивают машины. Сейчас в Мирнограде стало более интенсивным движение машин, автомобили “летят” и, спеша уехать, сбивают собак. За последние два месяца таких животных точно где-то 40 было”, — рассказывает владелица приюта.
Вместе с количеством животных увеличилось и количество работы, которую надо выполнять ежедневно.
“Я бы не сказала, что наша работа сильно изменилась с началом полномасштабной войны. Мы, как и раньше, даем приют и лечим животных. Изменилось просто количество собак. Животных стало больше, а с этим и работы прибавилось. Потому что за каждым надо убрать, приготовить им еду, накормить, полечить тех, кто в этом нуждается и так далее”, — отмечает Светлана.
Ухаживать за таким количеством животных — непосильное дело для одного человека. Поэтому в приюте работает целая команда специалистов. Это сама владелица Светлана Остапкова, ее помощница Лариса, работница, которая ухаживает за котами, и двое ночных сторожей.
Вывозить животных из зоны боевых действий помогают военные
Среди воспитанников приюта есть не только местные животные, но и привезенные из зоны боевых действий. Их Светлана лично забирала из-под Авдеевки, возле Константиновки и в других населенных пунктах. С эвакуацией животных ей помогают украинские военные.
“Животные из зоны боевых действий или прифронтовых населенных пунктов ко мне попадают чуть ли не каждый день. Я сама часто езжу забирать оттуда животных. Конечно, не прямо на военные позиции, а в места, куда можно доехать. Поскольку в саму зону, где ведутся бои, я заезжать не могу, то еду туда, куда позволяют военные. Они мне привозят или приносят животных, и я их забираю в приют. Обычно мы обсуждаем все эти детали, чтобы и для меня это было безопасно, и военные могли туда добраться”, — рассказывает Светлана.
Нередки и случаи, когда сами военные приезжают в приют с животными.
“Военные буквально через день привозят брошенных и бездомных животных. Вот, например, позавчера парень привез из Карловки большую собаку-лайку. Говорит, что животное было домашнее, хозяева выпустили его и уехали. Но бойцы прикормили пса, а потом привезли ко мне. Также недавно к нам привезли семерых маленьких щенков. Собака родила у них в блиндаже и убежала, оставив детей. Чтобы щенки не погибли, их привезли ко мне”, — говорит Светлана Остапкова.
Есть в приюте и настоящая собака-герой, которая спасла жизнь четырем бойцам.
“Нашей трехсотой собакой была та, которую привезли военные. Он жил с ними на позиции. Как-то они шли — собака была впереди, а четверо ребят позади — и пес наступил на “лепесток”. Собака осталась жива, но ей оторвало лапу. Можно сказать, что он спас жизнь и здоровье четырех человек. Чтобы спасти и самого пса, военные ночью привезли его ко мне. Мы вылечили, выходили его и он до сих пор живет в нашем приюте”, — рассказывает Светлана.
За собаками с инвалидностью нужен постоянный уход
Многие животные, которые попадают в приют Светланы Остапковой, — это животные, которые получили травмы. Сбитые автомобилями, покусанные собаками, животные с ампутациями. Помогать им, лечить и создавать комфортные условия для жизни — миссия Светланы. Но, к сожалению, в Мирнограде нет качественных условий для лечения животных.
“У нас в Мирнограде нет ветеринарных центров и круглосуточных клиник, нет даже круглосуточного стационара. Есть клиника, которая работает с 9:00 до 16:00, а после этого хоть волком вой. Но у меня уже есть большой опыт работы с собаками с инвалидностью, поэтому помогаю им всеми силами. Лечим как можем, делаем все для их нормальной жизни”, — говорит Светлана.
Сейчас в приюте живут 24 собаки, у которых в результате травм парализована задняя часть тела. Чтобы они могли жить дальше, Светлана постоянно за ними ухаживает и создает комфортные условия.
“У меня 24 спинальника. 17 из них не ходят самостоятельно в туалет, из них нужно сцеживать мочу минимум по 5 раз в сутки. Постоянно за ними ухаживаем и следим, чтобы не было застоя мочи и не “полетели” почки. Эти собаки ползают по полу, как-то двигаются, и здесь тоже нужно следить за ними — обрабатываем им лапки присыпками, кремами, чтобы они не стирали их. Также есть собаки в подгузниках, которые нужно постоянно менять. А еще спинальникам нужен специальный корм. Они не едят все подряд, им нужен холистик (полностью сбалансированные и натуральные корма, продукция высокого качества среди всех предложений — прим.), потому что их пищеварительная система отличается от пищеварительной системы здоровых собак”, — рассказывает Светлана.
Рассматривают вопрос эвакуации
К сожалению, война все ближе и ближе подкрадывается к Мирнограду. После захвата россиянами Авдеевки линия фронта стала еще ближе к городу. Сейчас расстояние от Мирнограда до линии столкновения составляет менее 20 километров.
Город часто страдает от вражеских обстрелов. Страдают от этого и животные.
“Прилеты у нас постоянно. Недавно, тьфу-тьфу, стало немного спокойнее, а в целом ситуация в городе неспокойная. Животные, конечно, тоже боятся всего этого, но есть собаки разные. Они же как люди — у каждого свой характер, свой темперамент и реакция на стресс. Есть собаки, которые спокойно реагируют на взрывы. А те, например, которые вывезены из зоны боевых действий или с военных позиций, очень напуганы, они сильно всего боятся. У нас в приюте есть даже две собаки-эпилептиков. Они тоже вывезены из зоны боевых действий, и эта эпилепсия у них приобретена в условиях сильного стресса”, — говорит владелица приюта.
Сейчас Светлана рассматривает вопрос эвакуации животных. Но учитывая такое большое количество собак и кошек, это требует больших средств. Женщина уже имеет сбережения на “черный день”, но говорит, что этого мало.
“Сейчас я думаю, ищу возможности и мониторю ситуацию. Конечно, мы рассматриваем вариант эвакуации животных. У нас уже собрана определенная сумма, но ее не хватит даже для того, чтобы куда-то доехать с таким количеством животных. Сейчас я в поиске вариантов, куда их вывезти. Но пока то, что нам предлагают, нам не по карману”, — отмечает Светлана.
Сама же владелица приюта выезжать из Мирнограда не планирует. Говорит, что она будет нужна здесь.
“Животных я, конечно, хочу вывезти, ведь я ответственный человек. Подвергать их опасности я не хочу. И сама планирую оставаться в городе, ведь здесь, я уверена, будет много брошенных и бездомных животных. Предполагаю, что ситуация может быть такой, как в начале полномасштабной войны — пустой город и одни только животные. Я тогда тоже здесь была, багажниками возила еду для животных. Кого могла — кормила, где могла — разбрасывала еду. В случае обострения ситуации буду продолжать свое дело”, — говорит женщина.
“Приют — это как дом, сюда надо все”
Свой приют Светлана Остапкова содержит за свой счет и благодаря пожертвованиям неравнодушных людей. Помогают приюту и волонтеры, хотя не так активно, как в первые дни войны.
“Я заметила, что объемы помощи уменьшились. В начале полномасштабной войны очень все помогали, сейчас же с этим сложно. Волонтеры помогают, но не на постоянной основе. Когда у них есть возможность, тогда привозят корм. Так, чтобы полностью обеспечивать кормом — нет, ведь его надо очень много, ежедневно уходит минимум 8 мешков корма. Волонтеры же могут привезти 3 мешка, кто-то 5, но мы и за это благодарны”, — отмечает Светлана.
А вот на местную власть женщина жалуется. Говорит, что за все годы работы приюта помощи от них почти не получала.
“Местная власть, к сожалению, никак нам не помогает. Это за все время существования приюта, не только во время войны. И это при том, что я постоянно проводила в городе какие-то мероприятия — стерилизовала животных, устраивала бездомных животных в семьи, налаживала связи с различными организациями. По собственной инициативе я трижды организовывала стерилизации по 300 животных. Дважды они проходили в нашем приюте, а в последний раз нам выделили часть здания, где мы смогли простерилизовать 350 животных. К сожалению, местные власти не очень озабочены судьбой бездомных животных”, — подчеркивает Светлана Остапкова.
Сейчас приют в Мирнограде очень нуждается в помощи неравнодушных людей. Поддержать животных из прифронтового города может каждый желающий. И это не только финансовая помощь, каждый может пожертвовать животным все, чего не жалко.
“Нам нужна любая помощь, мы ни от чего не отказываемся. Ведь приют — это как настоящий дом, сюда надо все. Даже если человек хочет отправить какое-то старое полотенце на подстилки для спинальников — мы очень рады и этому. Веники, совки, моющие средства, антисептики, любые каши, корма — мы принимаем все. Собакам с инвалидностью также нужно пеленки, мази, кремы. Если же кто-то хочет прийти и физически помочь, тоже будем очень рады. Главное не средства, а желание помочь братьям нашим меньшим”, — отмечает Светлана Остапкова.
Также животному из приюта можно подарить дом. Но к выбору новых хозяев собак и кошек Светлана относится придирчиво. Это должен быть настоящий друг для этих хвостатых.
“"Сейчас животных никто не берет, поэтому найти им новый дом почти невозможно. Люди отсюда выезжают, поэтому логично, что они не хотят брать в семью собак или кошек. Да и отдавать их кому-то в ситуации, когда мы не знаем, что будет дальше, я тоже не хочу. Человек может взять животное, поиграть с ним 3 дня, а потом решит выехать и бросит его. Я этого не хочу. Я не отдаю собак на цепь, на охрану дач. Не отдаю людям старше 70 лет, ведь бабушка или дедушка умрут, дом продадут, а собаку ногой под хвост выбросят. Эти животные для меня важны, их спасение мне трудно дается. Поэтому я не хочу, чтобы они за кусок хлеба на цепи сидели. Отдать животное адекватным людям — пожалуйста, я только “за”, чтобы оно попало в любящую семью. А тем, кому собаки что-то должны — лаять или что-то охранять — нет, не отдаю. Собака — это полноценный член семьи, друг, она не должна жить на привязи и есть помои”, — говорит Светлана.
Как поддержать?
Финансово поддержать приют Светланы Остапковой можно, перечислив средства на одну из карточек: 5168 7554 3391 5689 (ПриватБанк) или 5375 4141 2368 2220 (Монобанк).
Если хотите отправить какие-то вещи или корм, или взять животное к себе в семью, обращайтесь с сообщением в Instagram.
***