Вышиванка — код нации: как дончанка возрождает вышитые сорочки выдающихся украинцев
Дончанка Татьяна Зез уже более 10 лет исследует уникальные орнаменты вышиванок украинской интеллигенции прошлых веков. Женщина считает, что вышиванки — это настоящий код уникальности и неповторимости украинской нации. Восточный Вариант пообщался с Татьяной Зез, главой ОО “Вышивка в одежде выдающихся украинцев” об увлечении вышивкой, воспроизведении вышиванок известных деятелей и роли вышиванки в борьбе за украинскую идентичность.
Татьяна Зез родом из Донецка. Там она преподавала игру на фортепиано в музыкальной школе. В 2013 году Татьяна вышла на пенсию по выслуге лет. Тогда и начала искать для себя новое хобби, которое теперь является ее призванием.
“Мне захотелось самостоятельно вышить мужу сорочку на юбилей 50 лет, поскольку то, что продавалось в Донецке, мне не нравилось. В городе тогда собирался кружок вышивальщиц в научной библиотеке имени Н. К. Крупской, поэтому я присоединилась к ним и начала изучать традиционную вышивку. Уже в 2013 году в интернете появилось первое украиноязычное сообщество вышивальщиц. Это был единственный сайт для общения по вышивке, я зарегистрировалась там и познакомилась с вышивальщицами из разных уголков Украины. Впоследствии решили, что надо сделать развиртуализацию и мы встретились вживую в Киеве. Кстати, именно девушки с сайта “Общение за вышивкой” помогли сделать первую схему вышивки, это была вышивка сорочки, которую создала киевская мастерская “Шляхетний одяг”.
Я вышила первую сорочку, однако не учла особенности кроя — на мужа она оказалась маловата! Поэтому подарила ее зятю, он ее до сих пор носит с радостью”, — рассказывает Татьяна Зез.
“Исследование вышиванок интересное и сложное дело. Это визуальное знакомство с исторической элитой Украины”
После оккупации города россиянами в 2014 году женщине пришлось уехать из родного города в Киев. В то время она решила создать собственное ателье “ZETA_atelier” и активно занималась, действующим в то время, всеукраинским проектом “Вышивка этнографическая”. Проект охватывал мастеров вышивки со всей Украины и был посвящен книге орнаментов Елены Пчилки.
Затем реализовывала проект “Гадячская сорочка” в сотрудничестве с Национальным историко-этнографическим заповедником “Переяслав”. А в начале 2019 года запустила проект “Вышивка в одежде выдающихся украинцев”. В Киеве Татьяна познакомилась с научной сотрудницей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии Мариной Олейник, которая стала научной кураторкой проекта. Тогда Марина писала диссертацию на тему вышивки в городской среде, а вышивальщицы помогали исследовать особенности вышивки на одежде городской интеллигенции 18-19 веков.
В рамках проекта Татьяна Зез вместе с вышивальщицами выискивают в музеях экспонаты вышиванок выдающихся писателей, деятелей искусства и ученых, а дальше воспроизводят схемы вышивки и создают идентичные вышиванки. Вышивальщицы из Киева, Львова, Тернополя, Черновцов присоединяются, чтобы собственноручно вышивать сорочки выдающихся людей — это как прикоснуться к живой истории. Проект охватывает заинтересованных мастериц вышивки из разных регионов и городов Украины.
Сначала команда работала как волонтерский проект. Два года назад, после начала полномасштабного вторжения, Татьяна переехала во Львов и зарегистрировала общественную организацию. Вышивальщицы плодотворно сотрудничают с литературно-мемориальным музеем Тараса Шевченко, музеем Выдающихся деятелей украинской культуры и Леси Украинки, Максима Рыльского и другими мемориальными музеями Украины, а также готовят проекты совместно с ОО “Всесвітній день вишиванки” и издают книги.
“Наша команда это настоящая современная интеллигенция, как правило, преподаватели, ученые, исследователи и работники музеев. Мы создаем и регулярно дополняем собственное художественно-творческое издание с одноименным названием проекта «Вышивка в одежде выдающихся украинцев». Собираем издание в украшенную папку с файлами, которую мы дополняем печатными страницами. Таким образом собирала свое издание о вышивке Елена Пчилка. На страницах есть статьи музейных работников и ученых с биографиями людей, а также фотографии воспроизведенных вышиванок с вложенными открытками схем, которые могут использовать мастера. Сейчас уже есть 35 страниц с готовыми сорочками", — делится Татьяна Зез.
Именные сорочки — носители исторической памяти
Татьяна рассказывает, что сорочки известных украинцев являются именно именными, они отличаются от просто народных вышитых сорочек тем, что принадлежали именно выдающимся представителям украинской элиты исторического прошлого. Этот термин для проекта подарил журналист Виталий Гайдукевич. В рамках проектных исследований вышивальщицы уже воссоздали сорочки Марии Заньковецкой, Николая Садовского, Ивана Франко, Тараса Шевченко, Леси Украинки, Олены Пчилки, Михаила Старицкого, Степана Бандеры и других.
“Вышиванка — это дорогая вещь и очень кропотливая работа мастерицы. Чтобы создать одну вышиванку, необходимо около двух месяцев работать над ней. Обычно вышивальщицы соглашаются на создание сорочки, которые могут забрать себе или подарить кому-то. Однако перед тем дают разрешение на ее фотосессию для нашего издания. Есть сорочки, которые заказали сами амбассадоры — наши сорочки есть у Игоря Козловского, Анжелики и Виктора Гирич, Ахтема Сеитаблаева, М.Г.Рыльского, Владимира Вятровича, Валерия Залужного, некоторые сорочки приобрели Музей Максима Рыльского и Музей Вышиванки”, — рассказывает Татьяна Зез.
Для презентации сорочек команда проекта приглашает стать амбассадорами выдающихся украинцев современности, которые на себе демонстрируют вышиванки деятелей прошлого. Амбассадорами проекта стали: украинские актрисы Римма Зюбина и Ирма Витовская, режиссер Ахтем Сеитаблаев, историк Владимир Вятрович, народная депутатка София Федина, журналист Виталий Гайдукевич, муфтий Саид Исмагилов, религиовед Игорь Козловский, заслуженная артистка Украины Анжелика Гирич, театральный режиссер Виктор Гирич, певец Иван Леньо и Максим Рыльский, внук Максима Фадеевича Рыльского.
Сорочка Бандеры — это новый символ борьбы
Первая воссозданная вышиванка Степана Бандеры в 2022 году стала настоящим феноменом. Когда Татьяна совместно с вышивальщицами вышили первую сорочку с орнаментом, как на фото Степана Бандеры, появился большой спрос на эту вышиванку.
Благодаря сотрудничеству с ОО “Всесвітній день вишиванки” и ее основательницей Лесей Воронюк и благотворительному розыгрышу сорочки во Всемирный день вышиванки в 2022 году, мастерицам удалось приобрести 100 бронежилетов для защитников. Впоследствии военные начали заказывать сорочки для себя. Татьяна говорит, что дух Бандеры до сих пор воюет за независимость Украины. Позже сорочку Бандеры вышили в милитари стиле на ткани оливкового цвета как оберег для Главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного.
“Когда началось вторжение, мы и многие ученые перебрались во Львов. Однажды мне звонит директор музея Максима Рыльского Виктория Колесник и говорит «приезжайте в Стрый, здесь сорочка Степана Бандеры!». Я быстро собралась, приехала в Стрыйский краеведческий музей и вижу перед собой оригинальную фотографию вышиванки С.Бандеры, которую мы раньше видели только в интернете — но оригинал сорочки не сохранился! В этом особенность работы с учеными, ведь они находят орнаменты в различных изданиях, о которых мы и не догадываемся. Именно Марина Олейник нашла много орнаментов, которые идентичны тем, что были присущи региону, где жил Степан Бандера. Присоединились также мастерицы по вышивке, в частности Леся Демчук, с которой не один день мы шили и сверяли образцы вышивки, прежде чем мы возродили сорочку Бандеры”, — говорит Татьяна Зез.
Олена Пчилка, которую мы не знали
“Вспоминаю свои школьные годы и понимаю, что мы в Донецке не изучали, кто такая Олена Пчилка. Я познакомилась с ее историей уже имея двоих детей, когда мы поехали в Звягель (ранее Новоград-Волынский) на экскурсию в музей Леси Украинки, в дом, где она родилась. Некоторое время там жила семья Косачей, и я узнала, что Пчилка была этнографкой, занималась сбором народных орнаментов и издала первый научный-этнографический сборник «Украинский народный орнамент»! Олена Пчилка не только сохраняла народное наследие, но и переносила народную вышивку на современные вещи того времени. Это были вышитые воротнички, уникальные манжеты, рукава, юбки — словом, настоящая история эмансипированной моды. Она большую часть своей жизни посвятила исследованию орнаментов и сделала весомый вклад, в мемориальных музеях Леси Украинки сохранено наибольшее количество вышитых вещей, по сравнению с общим количеством именных вышиванок”, — делится Татьяна Зез.
Все дети Олены Пчилки были искусными вышивальщицами, у них было правило дарить вышитые ими сорочки друзьям и близким. Долгие годы украинцы боролись за то, чтобы демонстрировать свою идентичность через вышиванку. Из исследований Марины Олейник (канд.ист.наук) известен случай в истории Киева на рубеже веков, когда главный полицмейстер издал приказ, согласно которому все проститутки города должны были одеваться в вышиванки. Таким образом российская империя пыталась унизить украинцев из-за их национальной одежды, унижая украинскую идентичность и сравнивая ее с низостью.
“Для донецких вышиванок присуща брокаровская вышивка — вышивка на обертках от мыла. Обычно на сорочках вышивали пышные розы, тюльпаны, маки, калину, листья каштана или дуба. Вышивали обычным крестиком. Однажды я увидела пышную белую сорочку традиционного кроя, рукава которой были расшиты тюльпанами, а также рушник, на котором были терриконы. Донетчина всегда была промышленным и индустриальным регионом, поэтому вероятно люди и пытались искать новое и придумывали эти формы. Это странно, но одновременно интересно”, — объясняет Татьяна Зез.
Исторически вышиванки на востоке Украины вобрали в себя традиции разных регионов, однако имеют свои особенности. Им также свойственны красные и черные цвета, которые символизируют любовь и плодородную землю. Донетчина активно заселялась с конца 18 века, когда стремительно развивались шахты и промышленность, тогда в регионе появилось многообразие вышиванок из разных поселков.
“Некоторые орнаменты похожи на характерные для западных регионов Украины. Переселяясь сюда, люди привезли свои вышиванки. А уже в Донецке сорочки приспосабливались к общей моде. Пример тому, вышиванки с брокаровскими орнаментами, а манжеты их были на западноукраинский лад. Олена Пчилка боролась с брокаровской вышивкой, потому что считала, что эта вышивальная мода уничтожает самобытные украинские узоры. То есть это не присущая народному искусству вышивка”, — рассказывает Татьяна Зез.
Особенности орнаментов Донетчины и Луганщины
“Для донецких вышиванок присуща брокаровская вышивка — вышивка на оберткахот мыла. Обычно на сорочках вышивали пышные розы, тюльпаны, маки, калину, листья каштана или дуба. Вышивали обычным крестиком. Однажды я увидела пышную белую сорочку традиционного кроя, рукава которой были расшиты тюльпанами, а также рушник, на котором были терриконы. Донетчина всегда была промышленным и индустриальным регионом, поэтому вероятно люди и пытались искать новое и придумывали эти формы. Это странно, но одновременно интересно”, — объясняет Татьяна Зез.
Исторически вышиванки на востоке Украины вобрали в себя традиции разных регионов, однако имеют свои особенности. Им также свойственны красные и черные цвета, которые символизируют любовь и плодородную землю. Донетчина активно заселялась с конца 18 века, когда стремительно развивались шахты и промышленность, тогда в регионе появилось многообразие вышиванок из разных поселков.
“Некоторые орнаменты похожи на характерные для западных регионов Украины. Переселяясь сюда, люди привезли свои вышиванки. А уже в Донецке сорочки приспосабливались к общей моде. Пример тому, вышиванки с брокаровскими орнаментами, а манжеты их были на западноукраинский лад. Олена Пчилка боролась с брокаровской вышивкой, потому что считала, что эта вышивальная мода уничтожает самобытные украинские узоры. То есть это не присущая народному искусству вышивка”, — рассказывает Татьяна Зез.
Для украинцев вышиванка не просто одежда — это наряд
“Наша интеллигенция боролась за право носить народную одежду. Сергея Ефремова, публициста, литературоведа и критика уволили из университета. Павла Чубинского, этнографа и автора текста гимна Украины сослали в Архангельскую губернию. Несмотря на все люди рисковали и надевали вышиванки. Даже в наше время, мы имеем кейсы, когда в 2014 году дончан убивали за одевание вышиванок. Именно это мы хотим распространять через проект — роль вышиванки в распространении украинской идентичности”, — сказала Татьяна Зез.
Татьяна вспоминает, что в наше время в Донецке горожане не носили сорочки, как во Львове или Киеве. В основном вышиванки надевали несколько раз в год на праздники и хранили их в шкафу. Она отмечает, что раньше в обществе не существовало привычки и ассоциации вышиванки со своей народностью. Однако эта тенденция меняется сейчас, во времена войны, когда украинцы исследуют свою идентичность и возвращаются к ней. Поэтому все больше людей ищут для себя свою уникальную вышиванку.
“Наша научная кураторка Марина Олейник постоянно говорит, орнамент должен развиваться. Сейчас, во время войны, существует проект «Сорочка для защитника». Мастера украшают сорочки оливкового цвета нашивками, шевронами и т.п. Это совсем другая форма вышиванок, которая кому-то может не понравиться. Однако вышивальщицы так видят. Некоторые вышивают дроны, я даже видела байрактары. Развитие вышивки идет, сейчас, как и раньше, мастера вышивают то, что видят в настоящем. Главное, чтобы вышиванка отражала сущность человека и ее оформление служило для него оберегом”, — заключает Татьяна Зез.
Где следить за проектом?
Следите за деятельностью проекта “Вышивка в одежде выдающихся украинцев” на странице в Facebook.
Купить вышитую одежду от “Zeta_atelier” можно на странице в Instagram.
***