"Пропаганда делает свое черное дело": как россияне врут о "налаженной жизни" в оккупированном Старобельске
Почти два года Старобельск находится в оккупации. Россияне не прекращают распространять фейки и пропаганду о счастливой жизни в городе. Но правда ли это? Восточный Вариант узнал у начальницы Старобельской городской военной администрации Яны Николаевны Литвиновой.
“В Старобельске наладилась жизнь”, “добровольная паспортизация” и “добровольная мобилизация” — такие и другие фейки распространяют российские пропагандисты. Их опровержение уже в материале.
Фейк: “В Старобельске наладилась жизнь”
Старобельск был оккупирован российской армией в первую неделю полномасштабного вторжения. Начальница городской военной администрации Яна Литвинова рассказывает, что произошла условно “тихая оккупация”:
“В Старобельске произошла не такая оккупация, как в Лисичанске или Северодонецке. Тысячи военных с техникой просто зашли на нашу территорию. Я понимаю, что от нас отошли наши военные для того, чтобы сделать линию укрепления и удержать это российское нашествие, которое шло. Со стороны пропагандистских СМИ и оккупированной власти это говорилось так, что «вас бросила Украина» и «вы там не нужны». Но в то время ребятам удалось удержать это нашествие за нашим городом. К сожалению, на нашу территорию зашли 28 февраля. А в другие громады — еще раньше”.
Сразу после оккупации громады, пропагандисты начали распространять информацию якобы о восстановлении города и возвращении жизни на довоенный уровень. Но Яна Николаевна говорит, что это не соответствует действительности:
“Их пропагандистские СМИ не стесняются вбрасывать ту информацию, которую они хотят, чтобы вливать в уши обычным людям. Последние две недели в городе дали Интернет. И те люди, которые молчали до этого два года, сейчас пытаются быть активными и говорить: «Возвращайтесь, кто вас держит без жилья, вы там не нужны Украине, возвращайтесь домой». Но я вам скажу, что такая позиция именно у тех, кто с самого начала ждал оккупацию. Я знаю другую сторону медали о том, что происходит в городе”.
По словам начальницы Старобельской МВА, в городе сейчас есть проблема с получением медицинских услуг. За консультациями узкопрофильных врачей жителей посылают в Луганск. Людям приходится преодолевать расстояние в 90 км для того, чтобы просто получить талон на другой день.
К тому же долгое время существовала проблема с передвижением через блокпосты. Чтобы выехать с определенной территории, нужно было получить пропуск. Но далеко не все его получали. Особенно те, у кого могли быть родственники или знакомые в украинских правоохранительных или военных службах.
“Люди очень жаловались на то, что невозможно быстро получить услуги в городе. Все вернулось в те времена, когда надо стоять в больших очередях в банках, на почте, в государственных учреждениях, чтобы получить услугу или справку”, — рассказывает Яна Николаевна.
Фейк о добровольной паспортизации
Российские пропагандисты говорят, что паспортизация на оккупированной территории Луганщины добровольная. При этом публикуют фото и видео больших очередей из людей, желающих получить паспорт рф. Но Яна Литвинова рассказывает, что все далеко не так прекрасно, как рассказывают на той стороне, а люди идут за российскими паспортами для того, чтобы выжить.
“Невозможно получить любую услугу, в том числе медицинского направления, если у тебя нет паспорта рф. Тебе просто отказывают. Это про гуманность, это про международное право, это про права людей, которые там постоянно нарушают. Из тех, кто кричит, что «у нас все хорошо», умалчивают то, что у многих людей есть жалобы на комендатуру. Многих людей могут просто приехать и забрать. И даже не сообщить родственникам, где те находятся”, — говорит Яна Литвинова.
Ранее Генштаб ВСУ сообщал, что в Старобельске за отказ от российского паспорта граждан выселяют из собственных домов и отправляют в фильтрационные пункты. Россияне приходят в помещение местных с требованием получить паспорт не более двух раз. За отказ от паспорта в третий раз, людей и их вещи силой выбрасывают на улицу.
До Старобельской МВА доходит информация о военнослужащих, которые принимали участие в АТО и ООС, а на момент оккупации были в Старобельске. Они сейчас находятся под следствием и ждут приговоров суда. Но ждать справедливого приговора от оккупационных структур не стоит. Ведь справедливости, как и закона, на тех территориях просто нет.
Кроме этого, в Старобельске россияне проводят мероприятия принудительной мобилизации. Об этом также сообщал Генштаб ВСУ. Мужчины из оккупированного города пытаются любыми способами избегать призыва на военную службу оккупантов: они увольняются с работы, скрываются, выезжают с места жительства. Мобилизованных граждан, которые не смогли уклониться, отправляют на военную подготовку, а затем — в армию рф.
Фейк о налаживании жизни в Старобельске
Россияне хвастаются тем, что в оккупированном городе все хорошо. В то же время распространяют информацию о дарении Старобельску старого оборудования. Например, в 2022 году пропагандисты выпустили новость о дарении больнице Старобельска автомобиля УАЗ-471. Яна Литвинова говорит, что для нее это загадка — как можно хвастаться тем, что подарили старую машину больнице. При этом до полномасштабного вторжения медицинские учреждения города имели современные реанимобили.
“Очень многое из того, что они называли пропагандистской помощью, они позабирали на Луганск. А для меня это просто взяли и украли все ненавистное им. Потому что когда, к сожалению, пообщалась с одним из их военных, находясь еще в городе под оккупацией, он мне сказал, что не может провинция жить лучше, чем живет центр области”, — рассказывает начальница Старобельской МВА.
Оккупантская власть на местах снесенных ими многоэтажек (которые разрушила их же армия) готовится возводить новые здания. Но они умалчивают то, что такой жилой фонд предусмотрен для жителей рф, а не для тех старобельчан, которые здесь потеряли свое жилье.
“Потому что они осуществляют политику переселения малых народов на нашу территорию, пытаясь таким образом уничтожить украинскую нацию. Те люди из рф, которых они туда заселяют, с таким восторгом реагируют на те блага, которые были сделаны при Украине, и они говорят, что «в таких шикарных условиях мы не жили»”, — сообщает Яна Литвинова.
Россияне активно задействуют пропаганду, чтобы показать как бы “идеальную жизнь” на оккупированных территориях. Но на самом деле это далеко не так.
“Пропаганда, к сожалению, действует. Особенно с детским поколением. В школах каждый день детям пытаются в головы вложить то, что «все то, о чем вам рассказывали в Украине, это ложь, а мы сейчас вам откроем глаза». Но я верю, что Луганщина вернется под контроль Украины. Если посмотреть пропагандистские СМИ, то складывается впечатление, что там нас уже не ждут, но если общаться с местными через определенные каналы, то понимаешь, что люди нас там ждут и верят в то, что все будет Украина”, — уверяет Яна Николаевна.
И это действительно так. Например, активисты “Желтой ленты” время от времени проводят скрытые акции, чтобы напомнить оккупантам, что Старобельск, как и другие города оккупированных Донетчины и Луганщины, — это Украина.
***