Под прицелом вражеской пропаганды: как российские захватчики создают информационный вакуум в оккупации
Заблокированный интернет, отсутствие украинских телевизионных и радиоканалов, а часто и телефонной связи... В таких условиях живут люди на временно оккупированной территории востока Украины. Ограниченный доступ к правдивым новостям и независимым медиаресурсам делают людей уязвимыми перед влиянием оккупационной пропаганды.
Восточный Вариант узнал, что происходит сейчас в информационном пространстве на временно оккупированных территориях, какие антиукраинские нарративы транслируются больше всего, и менялась ли риторика контента за весь период оккупации на востоке Украины.
Оккупационная власть активно работает над созданием альтернативного медиапространства на временно оккупированных территориях, блокируя доступ к украинским и международным источникам информации.
Согласно отчету Гражданской сети ОПОРА, россияне захватывают офисы и техническое оборудование украинских интернет-провайдеров, операторов мобильной связи, в то время, как интернет-трафик переадресовывается к российским провайдерам через Крым для осуществления цензуры.
Кроме того, рф ограничивает доступ к украинским информационным веб-сайтам и официальным ресурсам государственной власти. Это касается тысяч украинских онлайн-ресурсов, большинство из которых стали недоступными после полномасштабного вторжения. В частности, и наше онлайн-медиа Восточный Вариант. Однако для того, чтобы украинцы и украинки в оккупации могли читать правдивую информацию, Восточный Вариант создал сайт-зеркало, который обходит блокировку рашистов.
Также жители временно оккупированных территорий лишены возможности пользоваться социальными сетями, такими как Viber, Instagram, Twitter, Google и YouTube. Вместо этого, россия пропагандирует использование ВКонтакте и Telegram.
Специалист по мониторингу соцсетей Гражданской сети ОПОРА, Анастасия Романюк, рассказывает, что Телеграмм в основном используют как площадку для перехода к ВКонтакте, с целью полного контроля и получения данных от пользователей.
“Россияне очень сильно связывают между собой Вконтакте и Телеграм. Мы можем часто проследить, что все страницы и контент дублируются в обеих соцсетях. Для того, чтобы как-то продолжить взаимодействие или что-то написать в Телеграме, оккупанты призывают зарегистрироваться в ВКонтакте. Они его полностью контролируют и там выгоднее работать. Если ВКонтакте станет основным мессенджером — то для них это просто золото, потому что они будут иметь полный доступ к переписке пользователей и любых данных”, — говорит Анастасия.
Специалист отмечает, что по результатам исследований, весь российский информационный контент признается достаточно низким качеством, и даже визуальные материалы, которые они используют, часто выглядят, как будто созданные в программе Paint.
По словам Романюк, местным коллаборантам часто не хватает кадров, и они пытаются формировать местные медиа, которые будут поддерживать их информационную систему. Однако получается не очень успешно, поскольку ресурсов на это недостаточно. Это видно и по качеству контента, и по тому, что они пытаются охватить все территории подобным месседжем.
Что транслируют?
За последние два месяца ключевыми темами российской пропаганды на оккупированных территориях в Телеграм-каналах стали такие сообщения, как поддержка и привлечение к президентским псевдовыборам в рф; обвинение Украины в обстрелах гражданских лиц и издевательства над ними; манипуляции относительно мобилизации в Украине; освещение российских военных как героев.
Эта тактика пропагандистов нацелена на манипулирование общественным мнением, подавление свободного обмена идеями и укрепление контроля оккупационной власти, что является нарушением прав гражданского населения.
Ярким примером российской дезинформации является один из последних месседжей пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова об обстреле Донецка 21 января, который осуществили сами оккупанты: “Киевский режим продолжает демонстрировать свое зверское лицо, нанося удары по мирным людям Донецка”.
Этот фейк опровергли в объединении пресс-центра Сил обороны Таврического направления и отметили, что информация о причастности ВСУ к удару не соответствует действительности:
“Ответственно заявляем, что силы, которые находятся в подчинении ОСГВ “Таврия”, в этом случае боевой работы средствами поражения не вели. россии придется отвечать за отобранные жизни украинцев”.
Большинство пропагандистских новостей, которые распространяются на временно оккупированных территориях, построены на фундаменте лжи, манипуляций и дезинформации. Их основная цель — дискредитировать украинскую власть и исказить реальные события.
В комментарии Восточному Варианту местная жительница временно оккупированного Луганска рассказала, что слушать и читать российские новости просто невозможно, потому что они врут на каждом шагу:
“Я российское телевидение не смотрю. Иногда переключаю каналы ради интереса и понимаю, что там все перевернуто. Они же врут безбожно. Реальность совсем другая”, — делится луганчанка.
Изменилась ли риторика в коммуникации по сравнению с 2014 годом?
Как показывает анализ Гражданской сети ОПОРА, когда оккупированные территории функционировали как псевдореспублики, акцент пропагандистских СМИ делался на формировании локальной идентичности, направленной на удержание связей с Москвой.
“Они себя освещали в 2014 году как автономную республику, народ Донбасса, который не танцует под кураторством Москвы. Было больше каких-то креативов на местах, они были более мультикультурные и агентные”, — рассказывают аналитики Гражданской сети ОПОРА Анастасия Романюк и Ольга Снопок.
Уже после так называемой аннексии территорий, произошла централизация системы, фокусировка на русской культуре и языке, единстве с россией.
Информационная изоляция на временно оккупированных территориях Украины является серьезной проблемой, которая делает людей уязвимыми перед влиянием оккупационной пропаганды. Заблокированный интернет и отсутствие доступа к правдивым новостям только усиливают этот эффект.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.