![Народные колядки и "Жестокий романс": как фольк-гурт з Донецка сохраняет украинскую культуру](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_09-1070x580.jpg)
Народные колядки и "Жестокий романс": как фольк-гурт з Донецка сохраняет украинскую культуру
Российские пропагандисты распространяют манипулятивный тезис об "исконной русскости" Донбасса, общность его истории с другими регионами россии. Восточный Вариант узнал об аутентичных песнях Донетчиныу участницы фольк-гурта “Дивина” Юлии Кулиненко.
Фейк: “народная русская музыка Донбасса”
Россияне распространяют фейковые заявления об аутентичной музыке Донетчины и Луганщины, в которых отождествляют ее с российской народной музыкой и отделяют от украинского исторического контекста.
![Скріншот](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/skrinshot-1-454x1024.jpg)
Восточный Вариант опровергает российские фейки на примере фольк-гурта “Дивина”.
“На Донетчине хорошо сохранились зимние календарно-обрядовые песни”
Группа “Дивина” был создан в ноябре 1998 года. Его основательница – фольклористка, сотрудница научно-исследовательской лаборатории Донецкого национального (на то время – государственного) университета, преподавательница Донецкой музыкальной академии имени С. С. Прокофьева Елена Тюрикова.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_05-1024x683.jpg)
В первом составе было несколько участниц, которые до этого пели в другом, детском ансамбле “Співаночки”. Его также основала Елена Витальевна в Детской школе искусств №2. Он существовал до 2014 года в Донецке, а затем – до 2022 года в Киеве под руководством Серафимы Сокольвак. После поступления в университет предложили идею нового коллектива уже в университете. Они же придумали и название группы.
Юлия Кулиненко (присоединилась ко второму составу “Дивини” в 2004 году) рассказывает, что она родилась в Донецке, никогда не слышала аутентичных украинских песен вживую. Но в 2004 году она впервые посетила выступление “Дивины”:
“Во время их выступления у меня просто мурашки по телу были! Я сразу поняла, что хочу так же петь!”.
“Дивина” много попутешествовала за студенческие годы и по Украине, и по Европе с песнями, записанными на Донетчине. В самом Донецке они представляли песни с Киевщины, Полтавщины, Полесья или Харьковщины. Что-то участники записали от диаспоры в Эстонии, Финляндии. Елена Витальевна учила песням, записанным от украинских переселенцев в Новосибирщине, Алтайском крае, на Кубани. В составе коллектива было много студентов с разных факультетов: исторического, математического, физического, филологического, химического... Кто-то заканчивал обучение и оставлял коллектив, кто-то приходил и оставался надолго, а кто-то продолжает петь самостоятельно или в других коллективах и сейчас.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_10-1024x729.jpg)
Певица рассказала, что в Донецкой области хорошо сохранились колядки, щедривки, маланки, йорданские песни. Хуже – веснянки, купальские и жнивные. Еще недавно бытовало много песен из личной и семейной жизни, солдатских, казацких, встречались чумацкие, шуточніе, строковые и т.д.
“Строковые, наймитские, – это песни о судьбе людей, которые вынуждены были из-за нищеты идти на заработки. Например, “Ой, матінко-пава, тепер я пропала: за чужою роботою горя я й зазнала!”. Мы стараемся воспроизводить манеру исполнения каждого села, откуда происходит песня”.
Юлия вспомнила щедривку, которую удалось записать в селе Искра Великоновоселковского района.
Песня “А в пана, в пана собака п’яна” рассказывает о старом веровании: на Щедрый вечер животные и растения получают дар речи, и могут пожаловаться Богу на плохих хозяев:
“А в пана-пана собака п’яна.
Щедрий вечір!
Лежить на возу, бреше на козу!
Щедрий вечір!
Лежить на санях в червоних штанях!
Щедрий вечір!
І люльку курить і пана дурить!
Щедрий вечір!
Штани красніють діти радіють!
Щедрий вечір!”.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_02.jpg)
Также гурта исполняет песни многих других жанров. Вот, например, очень интересен – “жестокий романс”. Он возник во времена индустриализации – в конце XIX – начале XX века, когда многие селяне ехали в города на заработки:
“В более ранний период фольклор поют в основном от третьего лица. А здесь рассказ идет от первого лица, передающего собственные чувства и переживания. “… До мене ти ходиш, зі мною говориш, на серці ти іншу маєш. Піду, утоплюся до тої криниці, з якої ти воду береш…”. Их только недавно начали исследовать фольклористы, до этого лишь отмахивались, мол, это современное и неинтересное. Сегодня зритель часто воспринимает эти песни как шуточные, но они были достаточно трагичны для своего времени”.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_03-1024x683.jpg)
Как война повлияла на работу группы
Юлия вспомнила, как зимой 2014 года гурт поехал колядовать в село Орловка на Донетчине:
“Мы с колядками пошли по домам, и местные были невероятно рады! Особенно бабушки, которые растроганно вытирали слезы, угощали пирожками, дарили банками с солеными грибами и прочими вкусностями. Тогда нас пригласили приезжать еще, но как оказалось, это было наше последнее выступление в Донецкой области…”.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_07-1024x683.jpg)
Еще несколько месяцев собирались на репетиции и разучивали новые песни. Однако больше не выступали. В городе было слишком опасно. А в июле 2014 года Елена Тюрикова вместе с семьей выехала из города.
“Сначала я отказывалась уезжать из родного города, но со временем пришлось покинуть Донецк. Я оказалась в Киеве. Было психологически тяжело, и хотелось вернуться к любимому делу. Поэтому начала искать своих из “Дивины”. Первой откликнулась Серафима Сокольвак, и 24 августа мы встретились на Майдане Независимости. Начали петь . К нам подходили люди, благодарили за пение. Одна дама спросила: «Вы из западной части Украины?». Мы ответили тактично: «Нет, мы с востока». Она уточнила откуда именно, а услышав о Донецке сказали: «Тю! Врете!»” — рассказала Юлия.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_04.jpg)
Юлия поделилась, что моральная поддержка от близкого окружения подтолкнула к решению возродить деятельность “Дивины” в Киеве.
“Нашлись еще дві дівчини. Киевский музыкальный критик Любовь Морозова предложила нам принять участие в творческом проекте “Донкульт — Мистецькі Надра”. И 7 ноября 2014 года состоялся наш первый концерт в Киеве. Люди долго аплодировали стоя”, — вспомнила певица.
После возобновления деятельности гурт также пел и в Донецкой области. Так в 2017 году “Дивина” принимала участие во Всеукраинском музыкальном фестивале “Червона рута”в Мариуполе.
“Мы пели вне номинации, как приглашенные гости, потому что уже несколько раз участвовали в конкурсных программах “Червоної рути”. Меня поразило, какая ледяная тишина стояла, когда мы пели солдатскую песню про смерть воина. Мы волновались, в это время – почему люди так воспринимают ее, нужно ли вообще петь о войне, когда вокруг столько военных, переселенцев, пострадавших от войны? Лишь бурные аплодисменты от сотен людей на площади показали, что о войне и смерти петь нужно. И рассказывать. И разъяснять. И просить о помощи. Особенно сейчас, после эскалации войны, когда эти песни звучат иначе, острее уже для миллионов украинцев”.
![фольклорний гурт із Донецька](https://v-variant.com.ua/wp-content/uploads/2023/11/folklornyy-hurt-iz-Donetska_06.jpg)
С начала полномасштабного вторжения россии в Украину две участницы гурта переехали в Германию, одна — на Винничину, а две остались в Киеве. Коллектив второй раз распался, но продолжает существовать одновременно в Киеве и Кельне.
В Кельне к “Дивине” присоединились еще две участницы. Также подросла дочь Юлии — Вера, и поет с “Дивиной”. Вера в Киеве пела в детской группе “Райгородок” под руководством Сусанны Карпенко, а в Германии создала свой юношеский гурт “Ралец” (ралец — означает ценный подарок).
В этом году Дивине исполнилось 25 лет. Они смогли собраться полнім составом и организовать несколько концертов в Кельне и Бонне.
Видеоряд к некоторым песням создал режиссер Петр Армяновский. На основе фото и видео с гугл-карт были показаны места, из которых віходятсамипесни: пасторальная степь возле Семеновки, древние меловые скалы, фото семеновских бабушек, а в конце песни – разбитые и сгоревшие в результате попадания российских снарядов здания…
Один концерт был построен в коллаборации с электронной музыканткой Анной Хвыль, с которой Дивина уже давно сотрудничает (на 20-летний юбилей группы Анна также дополняла некоторые песни своей музыкой). Поздравили песнями немецко-украинский хор “Рай” под руководством композитора и певицы Марьяны Садовской.
Второй был дополнен традиционной музыкой – приехали из Гамбурга еще одни друзья “Дивини” группа “Шлях-Доріженька”.
Еще один концерт был проведён вместе с хором Slavisches Institut der Universität zu Köln под руководством Яна Чарнецки. Коллективы сотрудничают и организуют совместные мероприятия уже полтора года.
Юлия рассказала, что сейчас у “дивинок” есть идея провести юбилейный концерт в Украине:
“Сложность состоит в том, что мы здесь, как и в Киеве, существуем сами по себе. То есть все концерты мы организовываем самостоятельно или с помощью от друзей, в свободное от учебы, работы и семей время. Надеюсь, все потянем”.
***
Читайте также: Украинский голос Донетчины: жизненный путь педагога и диссидента Олексы Тихого, который боролся с русификацией
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.