RU
UA RU
08 июня 2023, 18:25
1944
"Даже и 10% реальности невозможно передать фотографией": восток Украины глазами юного фотожурналиста
История

"Даже и 10% реальности невозможно передать фотографией": восток Украины глазами юного фотожурналиста

Георгий Иванченко — 22-летний фотограф. Начиная с полномасштабного вторжения он активно занимается фотожурналистикой и документирует российские преступления на прифронтовых территориях. Его фотоработы появлялись в ленте у Зеленского, газет The Washington Post и The New York Times.

С начала полномасштабной войны почти все время Георгий находится в городах рядом с линией фронта. О своей работе на Донетчине он рассказал “Восточному Варианту”.

“Начал фотографировать в 15 лет”

Георгий называет себя Джорджем. Учился по специальности “журналистика”, но не окончил университет. Говорит, что в фотографии идет по методу проб и ошибок. А отвечая на вопрос о том, почему нравится это делать, рассказывает:

“Ведь это очень интересно. Мне нравится делать не просто фотографию, которая несет за собой чистую информацию, а умноженную на мой собственный опыт, на собственное мировоззрение. Такая фотография создает нечто большее, чем просто документирование”.

фото Георгій Іванченко

Георгий пытается показывать миру и эту войну в смысловом свете, больше раскрывать личные истории людей.

“Я стараюсь как-то так фотографировать, чтобы на это хотелось смотреть, несмотря на весь ужас, который может происходить там на том же кадре. Чтобы это было тяжело, но люди могли на это смотреть, всматриваться, понимать”, – делится Джордж.

Фотографировать Георгий начал в 15 лет, когда переехал от родителей. А дальше занимался стрит-фотографией в Виннице:

“Я не знаю, мне просто нравилось это делать. Нечего было там фотографировать, но я хотел найти в городах что-то прекрасное. Просто со мной была камера, и я часто фотографировал происходящее. Фотографировал ночью, пытался найти что-нибудь прямо на улице”.

Георгий говорит, что тогда понял, что это дело — смысл жизни, то направление, в котором он хотел бы двигаться.

Полномасштабная война и документирование российских преступлений

А потом переезд во Львов, стрит-фотография и полномасштабное вторжение:

“В начале большой войны я начал волонтерить на железнодорожном вокзале, именно тогда стал фотографировать что-то важное. Это было гораздо ответственнее и интереснее”, — делится Джордж.

Рассказывая о начале полномасштабного вторжения, говорит, первое, что сделал — начал заряжать всю технику, всю электронику. И с тех пор его камера в течение нескольких месяцев всегда была рядом:

“Так как ты понимаешь, что все, что ты фотографируешь, вписывается в контекст войны. То есть, все это важно, все это документалистика”.

Во Львове на железнодорожном вокзале Джордж познакомился с иностранным журналистом, который собирался ехать в Киев. Он предложил парню поехать вместе с ним в столицу и поработать фотографом. Георгий задумался, а на следующий день собрал вещи и поехал.

“Потом, когда освободили Киевщину, поехал в Бородянку, поскольку я здесь родился, знал, все здесь. Где-то три дня походил. Нашел бронежилет у знакомых. Ни аккредитации, ничего. Поехал туда с волонтером, чтобы фотографировать”.

Бородянка
Бородянка. Автор фото: Георгий Иванченко
Бородянка
Бородянка. Автор фото: Георгий Иванченко

Затем Георгий начал работать с белорусским журналистом. Вместе они поехали на Черниговщину, дальше — в Харьков. Пытались все фиксировать и документировать. Затем — Николаевщина. Работал вместе с Центром Стратегических Коммуникаций.

“В Николаеве было жестко, прилетало каждый день. В пять утра настолько много прилетало, что я уже не обращал внимания”, — рассказывает Иванченко.

Приблизительно в тот период фотографии Георгия начали появляться на официальных страницах Зеленского и топовых западных медиа, как “The Washington Post”, “The New York Times” и т.д.

фото Георгій Іванченко
Фотография Георгия на странице “The Washington Post”
фото Георгій Іванченко
Фотография Георгия на странице “The Washington Post”

“Фотографии распространялись больше на европейского зрителя. Те фотографии, которые были очень популярны, их растаскивали из условного инстаграма, например, какие-то украинские локальные медиа. У Зеленского (фотографии — ред.) появлялись”, — рассказывает Георгий.

фото Георгій Іванченко
Николаев. Июнь. Прилет. Автор фото: Георгий Иванченко
фото Георгій Іванченко
Николаев. Июнь. Прилет. Автор фото: Георгий Иванченко
фото Георгій Іванченко
Николаев. Июнь. Прилет. Автор фото: Георгий Иванченко

Донетчина глазами фотографа

Тем же летом (2022 года) Джордж впервые поехал на Донетчину в Славянск в Первый добровольческий мобильный госпиталь им. Пирогова.

Слов’янськ. Будні дні парамедичного шпиталю імені Пирогова
Славянск. Будние дни парамедицинского госпиталя имени Пирогова. Автор фото: Георгий Иванченко

“Тогда там еще была линия фронта. Мы заезжали в Славянск под трек Кэти Перри, который по радио играл. Это было очень странно, потому что ты едешь на Донетчину и представляешь, как умираешь разными способами. Подсознательно страшно, ты не знаешь, что там и как”, — рассказывает Георгий.

Слов’янськ. Будні дні парамедичного шпиталю імені Пирогова.
Славянск. Будние дни парамедицинского госпиталя имени Пирогова. Автор фото: Георгий Иванченко

Около полутора недель Георгий вместе с коллегой жили с ребятами из госпиталя, документировали и фотографировали быт.

Тот период ассоциируется у Георгия также с городом Часов Яр, куда они приезжали документировать российские преступления:

“Это был прилет в пятиэтажный дом, там погибло около 50 человек”, – делится фотограф.

Часів Яр. Іскандер
Часов Яр. Искандер, три бомбы, два подъезда, крыша многоэтажки и куча разрушенных квартир. Автор фото: Георгий Иванченко

Второй раз на Донетчину

В 20-х числах декабря Джордж снова решил поехать на восток Украины, в этот раз вместе с волонтерами. Говорит, что не сиделось на месте, хотелось работать.

Краматорск, Славянск, Лиман, Константиновка, Торецк, Часов Яр, Бахмут — объехал все эти города.

“Впервые, когда я попал в Бахмут, был в изумлении, потому что сравнивая с другими городами, там не было тишины вообще. Там была постоянная канонада без антрактов. И это в моем понимании был какой-то другой уровень войны”, — делится Иванченко.

После Бахмута поехал в Краматорск, там прожил неделю вместе с другом военнослужащим с псевдо Арти.

Краматорськ. Український військовий дивиться на місяць біля найбільшого стяга області.
Краматорск. Украинский военный смотрит на луну у самого большого флага области. Автор фото: Георгий Иванченко

“И потом в какой-то день я понял, что уже не могу сидеть в одном городе. Говорю Арти: “Забросишь меня в Бахмут?” Он отвечает: “ты что, болван?”. Ну, он меня и подбросил в волонтерский пункт в городе. И там я уже начал жить с волонтерами. Сначала на одном месте, потом на другом, что ближе к реке Бахмутовка. Это на тот момент было в полутора километрах от оккупантов”, — вспоминает Джордж.

“Зима, сырость, холод, запах горелого металла, бетона”, — такие ассоциации у Георгия с поездкой в Бахмут.

О своих ощущениях там, рассказывает, что было страшно, пусто внутри, но были люди, которые тепло его встретили. Кроме того, там, по словам Георгия, жизнь ощущалась максимально сюрреалистично:

“Ты ее (жизнь — ред.) не можешь понять, но ты можешь ее видеть и можешь ее под себя адаптировать. Например, как реагировать в каких ситуациях, это о восприятии”.

Затем фотограф начал присоединяться не только к волонтерам, но и к приезжающим медикам, к журналистам, пожарным и т.д.

Глядя на фотографии из Бахмута сейчас, Георгий говорит, что вспоминает много моментов с людьми или ситуациями. Называет это “волной воспоминаний и ощущений”.

“Вот мне и нравится, это перерастает уже в документальную рефлексивную фотографию, что ты можешь чувствовать то, что было там. Но сейчас для меня это достаточно болезненная тема, потому что от Бахмута почти ничего не осталось”, — заключает Георгий.

Фотографиями по востоку Украины

Одной из важнейших для Георгия фотографий с Донетчины стала фотография девочки Миланы, с которой они провели много времени в одном из подвалов Бахмута.

Вместе с волонтером Дмитрием Джордж приехал в один из подвалов Бахмута, чтобы полепить из пластилина с 6 оставшимися там детьми.

“Всего там было около 20 человек. Ну, так мы и начали лепить из модульного пластилина с детьми, пить чай, играть в шахматы. Как-то максимально по-домашнему себя чувствовал в теплом светлом подвале, когда снаружи действительно царствует холод и смерть”, — делится фотограф.

Бахмут. Цивільний підвал. Хлопчик Ілля грає в гру на телефоні
Бахмут. Гражданский подвал. Мальчик Илья играет в игру на телефоне. Автор фото: Георгий Иванченко

Когда Георгий уехал из Бахмута где-то в январе, его друг, волонтер Дмитрий, рассказал о прилете в то здание, где жили люди, к которым они часто наведывались. По словам Иванченко, подвал не задело, а на следующий день несколько взрослых со всеми детьми исчезли.

В феврале немецкая коллега сообщила Джорджу, что имя Миланы в списке детей, вывезенных в россию. А в апреле Георгий увидел видео, где российский пропагандист рассказывал историю “о большом соединении семьи”, где была Милана и ее мама.

“Она рассказывала о том, какие украинские военные ужасные и как хотели ее забрать, вывезти насильно, и какие “дяди вагнера” хорошие… Тогда я очень сильно впал в такое непонимание, потому что эта девочка, она прекрасно знала и знает стихи Леси Украинки на память, она очень умная на свой возраст. Я не знаю, сама ли она это говорила, или ее заставили. Трудно узнать, как оно есть на самом деле...” — делится Георгий.

Говоря о Донбассе, Джордж вспоминает, как он праздновал Новый год вместе с ГСЧСниками.

Бахмут. Новорічний настрій на станції ДСНС
Бахмут. Новогоднее настроение на станции ГСЧС. Автор фото: Георгий Иванченко

“Дело в том, что я жил с ними. И когда ты долго живешь с людьми, с ними делишь быт, что-то там делаешь, они привыкают к тебе, они начинают к тебе относиться как к другу, и это прекрасно”, — делится Георгий.

Говоря о важных для него фотографиях, Георгий вспомнил о детском блокпосте с Вовчиком, который в 17 км от Соледара дарил открытки, которые сами же и рисовал.

17 км від Соледару. Вовчик
17 км от Соледара. Вовчик. Автор фото: Георгий Иванченко

Для Георгия самыми болезненными моментами на Донетчине были госпитали и стабилизационные пункты. Там он видел много раненых, контуженных украинских военных:

“Всегда, когда я имел дело с медицинскими учреждениями, с такими ситуациями, где человек или на грани жизни и смерти, или уже мертв, у меня возникал большой хаос в голове, потому что это невозможно расставить по полочкам, как бы того ни хотелось. В такие моменты я не знаю, как себя чувствовать. Особенно больно, когда не хватает буквально нескольких минут, чтобы спасти жизнь человека”, — делится Георгий.

Донеччина. Поранення
Донетчина. Ранение. Автор фото: Георгий Иванченко
Донеччина. Поранення
Донетчина. Ранение. Автор фото: Георгий Иванченко

“Это дает мне ресурс продолжать работать”

Когда Джордж в последний раз возвращался во Львов или Киев, чувствовал пересечение двух миров — мира гражданской жизни и мира прифронтового. В такие моменты, по словам Георгия, он часто смотрел на фотографии с детьми из Бахмута и вспоминал прошлое, в которое хотелось вернуться, чтобы с ними увидеться.

“Когда я здесь в относительно безопасном городе, я считаю свою работу важной. Когда я там, я это немного обесцениваю, потому что я знаю, что начиная от волонтеров и заканчивая военными, они делают в разы больше полезного для победы, для защиты жизни, а я это тип с камерой, которая что-то фотографирует. К сожалению, даже 10% той реальности, что там, невозможно передать фотографией тем людям, которые этого не видели, и это проблема”, — рассказывает Иванченко.

Война для Георгия — это катализатор абсолютно всех процессов, начиная с взросления детей и заканчивая взаимоотношениями между людьми, на войне это ускоряется.

“Цветочно-букетного периода нет, там вы сразу как родные общаетесь. Мне нравится, что там есть люди, которые не так зависят от какого-то материального статуса, больше морального. Война действительно меняет людей, они начинают по-другому расставлять приоритеты и смотреть на мир. Мне это очень импонирует. Я не как фотограф, а как человек, там чувствую себя лучше. Это дает мне ресурс продолжать работать”.

Донеччина. 69-річний Віктор та частина будинку, яка палає від російського обстріл
Донетчина. 69-летний Виктор и часть дома, пылающая от российских обстрелов. Автор фото: Георгий Иванченко

“Те люди, которые мне на пути встречались там, в Донецкой области, всегда были готовы помочь, выделить мне койко-место, приготовить какой-то обед, дать еду и т.д. Там я встречал людей, которые просто не хотят отказываться от своей земли, своего дома, от своих воспоминаний. Они там выросли, там жили, поэтому им там и нравится… Когда я здесь, в более или менее безопасном городе, у меня есть желание вернуться назад, потому что там я делаю что-то более важное”, — заключает Георгий.

Больше фотографий Георгия вы можете увидеть на его личной странице в Инстаграм.

Автор: Ксения Грицевич

***

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1944
Поделиться:
02 декабря Понедельник
13:36

Благотворители помогают восстанавливать жилье жителям Покровской громады

13:20

Защитники Донетчины получили 120 FPV-дронов от Донецкой ОВА и благотворителей

12:57

В Ровно 3 декабря ВПЛ смогут проконсультироваться с пенсионщиками Луганщины

12:45

Добропольская громада получила модульное укрытие от благотворителей

12:19

За сутки более 2,5 миллионов украинцев подали заявку на получение "Зимової єПідтримки"

11:56

Параплаватели Донетчины на Кубке Украины отметились 50 медалями

11:32

Получение компенсационных выплат за трудоустройство ВПЛ рассмотрят в "Диалоге с бизнесом" Луганщины 6 декабря

11:13

В ноябре в Славянске родилось 56 детей

10:55

За сутки полиция зафиксировала 3113 вражеских ударов по Донецкой области

10:29

Прокуратура сообщила о подозрении жительнице Лимана, которая, вероятно, помогала оккупантам продвигаться к городу

10:09

Из Донецкой области эвакуировали еще 144 человека

09:53

За прошедшие сутки Покровская громада находилась под ударом врага: ранены 4 человека

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: