Жизнь на новом пастбище: как "Лошадкін дім" из Кременной работает во время полномасштабной войны
Школа езды и конный театр “Лошадкін дім”, без преувеличения, был визитной карточкой Кременной. Окруженное реками и лесами это место постоянно привлекало внимание жителей Луганщины и других областей Украины. Сюда приезжали отдохнуть, насладиться природой и общением с прекрасными животными. Но после полномасштабного вторжения россии лошадей пришлось спасать.
Сейчас “Лошадкін дім” постепенно возобновляет деятельность в Дрогобыче Львовской области. “Восточный Вариант” узнал, насколько сложно было эвакуировать лошадей с Луганщины и сможет ли школа конной езды вернуться в Кременную после деоккупации.
“Породистые, прекрасные кони, которых я собирал по всему миру”
Владелец “Лошадкін дім” Борис Семиволос до 2014 года проживал в селе Червонопоповка, что в 12 километрах от Кременной. Там занимался фермерским хозяйством, держал лошадей. Уже тогда местные просили Бориса Григорьевича основать свою школу конной езды, чтобы дети из ближайших городов и поселков смогли приезжать и заниматься.
“И я поддался на эту авантюру, до сих пор вылезти из нее не могу. Закончил с фермерством и начал заниматься лошадьми. Переехали мы в Кременную в 2014 году, место у нас было за стадионом “Олимп” возле рек и Кременских лесов. Территория там удивительно красивая, я такой природы еще никогда не видел, аж душа отдыхает, когда ты там”, — рассказывает Борис Семиволос.
Владелец признается, что за восемь лет работы в Кременной “Лошадкін дім” так и не смог получить юридически заверенную бумагу об аренде территории, на которой они находились:
“Когда меня приглашали, обещания были. Но за все годы никакой бумаги я так и не получил. Поэтому на той территории мы находились “полулегально”. Работать — работали, но без бумаги. Хотя когда приезжали какие-то уважаемые люди или из-за границы посетители, то сразу всех везли к нам, потому что у нас всегда хорошо и интересно”.
Но, несмотря на проблемы с документами, школа развивалась и работала. Конной езде учились жители из Кременной, Рубежного, Северодонецка, Лисичанска. Самой младшей ученице, внучке Бориса Григорьевича, было 5 лет, а самому старшему ученику — 56 лет. Это место смогло объединить всех.
Через некоторое время после открытия на территории школы начал работать конный театр, в который входили уже обученные ученики, а также волонтеры, тренеры и смотрители лошадей.
“Начинали постепенно делать трюки, а потом собрали уже программу, выступали под музыку. Впоследствии добавили костюмы, реквизит, амуницию, сабли, пики. Все это делалось постепенно. И в последний год нас уже приглашали на гастроли. Мы были и в Сватово, и в Лисичанске. По селам ездили. Если там День села, то нас приглашали, а мы с удовольствием приезжали”, — рассказывает Борис Семиволос.
Тогда на конюшне было 16 лошадей. Борис Григорьевич говорит, кони породистые, красивые, сильные. Быстро учились, любили людей, а люди — любили их.
“Мы вывезли лошадей в последний момент, через три часа конюшня уже горела”
После начала полномасштабного вторжения Борис Григорьевич был в отчаянии — не знал, что делать и как спасать коней. Говорит, что были мысли выгнать табун через лес в Лиман, чтобы те добрались своим ходом. Но все же решили действовать по другому:
“Я поехал во Львов, там меня ждали воспитанники. И они сказали: “Будем вывозить коней. Уже собираем деньги со всего мира, чтобы помочь”. И действительно, люди нам очень помогли. Но там уже шли полномасштабные боевые действия, лошади оставались в конюшне. Ухаживали за ними тогда дети, которые были в городе. И только один человек согласился поехать туда за лошадьми — мой знакомый Влад. Он до нас больше ста лошадей вывез из Харькова. Когда настал наш черед — это уже был критический момент, потому что россияне уже заходили. В последний момент мы вывезли лошадей, а через три часа детки мне позвонили и сказали, что конюшня горит”.
Тогда удалось одиннадцать лошадей вывезти в Днепр. Еще пять — остались у местных детей, которые до этого посещали школу и помогали на конюшне. Борис говорит, что это очень болезненный вопрос для него. До сих пор он не может связаться с детьми и узнать, как у них дела.
“Там оставались корма, они все поделили, забрали домой. Но что с ними и с лошадьми, я не знаю”, — говорит Борис Григорьевич.
В Днепре “Лошадкін дім” сначала разместился в Конно-спортивном клубе Klimenko Stable. И даже со скидками от его владельцев оставаться здесь было дорого.
“Мы постоянно искали место, куда мы смогли бы перевезти лошадей. И нашли в городе Борщев Тернопольской области. Мне показали там заброшенный коровник. Я посмотрел, было на неделю работ. И почти сразу начал работать”, — рассказывает Борис Семиволос.
Через некоторое время лошади из Днепра переехали в Борщев в отремонтированные и подготовленные конюшни. Переезд из Кременной в Борщев стоил более 150 тысяч гривен. Но главное, что кони наконец-то были в хорошем и подходящем месте.
Помогали и местные жители, — говорит Борис Григорьевич. Когда узнали, что кони эвакуировались с востока, приносили овес, ячмень, кукурузу, сено. А когда животные уже оправились от переездов и начали приходить в себя, было решено возобновить тренировки и школу.
“Ходили к нам дети из Борщева. И мы даже успели спектакли провести. Приходили родители, дедушки, бабушки — сделали в городе небольшое шоу, но оно прогремело так, что трясло. Но, понимаете, город этот очень маленький, меньше Кременной. Много здесь не заработаешь, чтобы прокормить табун, поэтому я постоянно искал место для постоянной локации”, — говорит Борис.
Позже владелец “Лошадкін дім” познакомился с фермером, который держал хозяйство в Дрогобыче. В его планах было организовать для дрогобычан место отдыха и контактный зоопарк, поэтому он предложил переехать на его территорию. Борис Григорьевич согласился.
Летний лагерь, прогулки для детей и отдых для взрослых
В Дрогобыче “Лошадкін дім” находится уже больше месяца. Здесь проводят подготовку территории к предстоящим занятиям с детьми и для отдыха взрослых.
“Летом ко мне приедут воспитанники, это я уже точно знаю. И из Борщева, и из Кременной. Деток будет много. Мы готовим для них спальные места, душевые кабины, умывальники, кухню. Каждый день они смогут самостоятельно себе что-нибудь зарабатывать. Потому что у нас будут прогулки, надо будет ходить с лошадьми, и ухаживать за ними надо. Им это в радость, они учатся, еще по 100 или 200 гривен в день будут получать. Так что они будут самостоятельно готовить себе, условия у нас все есть. Так и в Кременной было”, — рассказывает Борис Григорьевич.
Уже сейчас местные дети приходят в гости к Борису Григорьевичу и его лошадям. Он их уже немного учит, где седло, а где оголовье. Но полноценные занятия в школе начнутся после всех ремонтных работ на территории.
“Дети с лошадьми будут, а взрослым нужна беседка, чтобы они и посидели, и сальце поджарить, понимаете. Будут здесь качели. Все готовим пока. Никому не рассказываем, потому что если расскажем — люди прибегут, а у нас еще ничего не готово”, — рассказывает Борис Семиволос.
По его словам, кони уже успокоились после долгих переездов. Конечно, длительные путешествия животным дались тяжело и с огромным стрессом. В новом регионе они проходят акклиматизацию, а до этого сильно болели.
“Коневоз, сами понимаете, некогда было обрабатывать. Везли всех коней подряд, потому что их нужно было быстро спасать. Этот Влад, бедный, почти падал с ног от усталости, его коневоз был избит осколками, он коней из-под обстрелов вывозил, многих спас”, — рассказывает владелец.
За месяц в Дрогобыче животные пришли в себя и ведут себя более или менее спокойно. Здесь их уже полюбили местные ребята, строители, работники. Кто-то подкормит, а кто-то почешет — и этого иногда бывает достаточно.
Школе “Лошадкін дім” после начала полномасштабного вторжения было сложно. Речь ведь шла не о спасении имущества, а о спасении живых существ. С большим трудом и испытаниями, но конюшня смогла найти себе подходящее место. А сейчас готовится к возобновлению тренировок и конного театра.
Борис Григорьевич говорит, что “перспективы вернуться в Кременную малы”. Это ведь очередная нагрузка для животных и огромные затраты. Поэтому пока насладиться прогулкой с луганскими конями можно во львовском Дрогобыче.
***
Если у вас есть возможность и желание помочь животным из “Лошадкін дім”, вы можете воспользоваться реквизитами:
Карта ПриватБанка Семиволос Борис Григорьевич
4731 2196 4596 2469