
Оглушенные дельфины, опустевшие гнездовья и мины: как россияне убивают Азовское море
Самое мелкое море в мире страдает от нашествия россиян уже девять лет. Кулики покидают заповедное побережье, подводные взрывы убивают дельфинов, а дно усеяно минами. А полномасштабное вторжение усугубило ситуацию. Восстановится ли Азовское море после победы и какие риски для морской экосистемы несут боевые действия?
Влияние боевых действий на морские экосистемы Украины фиксировали уже в 2014 году, отмечают экологи.
“В акватории Азовского моря уже в 2014-2015 годах пострадало разнообразие песчаных кос. Северная часть Азовского моря это преимущественно природные заповедники, где гнездилось большое количество перелетных птиц”, — говорит биологиня и экспертка ОО “Экодія” София Садогурская.
Речь идет о национальном парке “Меотида” в Донецкой области и Кривой косе на Азовском побережье. Здесь гнездилась самая большая в Европе колония краснокнижных птиц — черноголовых хохотунов. 3000 уникальных птиц покинули Кривую косу в 2015 году, когда здесь десантировались россияне.
“Также есть данные об уничтожении экосистемы острова Тузла в Керченском проливе в результате строительства Керченского моста. Это оказало серьезное влияние на миграционные процессы морских млекопитающих”, — говорит Садогурская.

С полномасштабным вторжением россиян давление на морские экосистемы только усилилось, рассказывает биологиня. Перемещение кораблей, подводные взрывы, разрушенная инфраструктура на побережьях — далеко не полный перечень факторов риска.
В 2022 году в акватории Азовского моря у порта Бердянск были потоплены большие десантные корабли “Саратов”, “Новочеркасск” и поврежден “Цезарь Куников”, в акватории Мариуполя выведен из строя патрульный катер россиян “Раптор”. В августе 2022 года из оккупированного Бердянска поступали сообщения о разливе нефти, которую прибило к берегу. Жители связывали это со взрывами на “Саратове”, который оккупационные власти подняли на поверхность. В оккупационной “администрации” объяснили это утечкой из нефтехранилищ порта.
“Затопленные корабли — это всегда угроза химического загрязнения в зависимости от груза, дополнительно угроза загрязнения нефтепродуктами. Это влияние на десятилетия”, — говорит София Садогурская.

Но морские экосистемы подвергаются химическому загрязнению не только вследствие затопления кораблей или детонации снарядов.
“В прибрежной зоне находятся заводы, полигоны ТБО, очистные станции, порты и прочее. Их разрушение несет опасность и для морских экосистем в том числе. Например, в Васильевке Запорожской области была атакована очистная станция, и неочищенные канализационные воды пошли прямо в акваторию реки Днепр. Мариупольский завод “Азовсталь” является примером разрушенной инфраструктуры, которая может представлять угрозу экосистеме Азовского моря. Впрочем, масштабы можно будет оценить только после завершения войны, ведь сейчас Азовское море находится под оккупацией”, — говорит Садогурская.
Хотя выводы о влиянии на морские экосистемы Украины делать рано, последствия влияния боевых действий можно заметить сегодня, говорит ученая.
“Количество смертей морских млекопитающих в 2022 году намного выше, чем в предыдущие годы. Смерть морских млекопитающих может быть связана с подводными взрывами и использованием гидролокаторов. Сонары влияют на ориентацию животных в пространстве, а подводные взрывы могут нанести акустическую травму”, — объясняет биологиня.

Акустическое излучение не только дезориентирует животных, но и причиняет им физическую боль, поэтому, пытаясь избежать ее, животные выбрасываются на берег. Выбрасывания мертвых и живых, но дезориентированных животных были зарегистрированы в 2022 году не только в акватории Черного моря на побережье Украины, но и в соседних Турции, Болгарии, Румынии. По данным НАН Украины, за прошлый год в Черном море погибли около 700 дельфинов, 120 из них в Украине. По сообщениям, мёртвых животных находили и на побережье Азовского моря.
Разминирование Азовского моря
Азовское море самое мелкое в мире, его средняя глубина 8 м, максимальная — 15 м. Эти особенности повлияли и на минирование. На мелководье обычно используются три основных вида мин: якорные, плавающие и донные.
“Азовское море уязвимо к донным минам, на больших глубинах такие мины не работают. Они имеют либо акустические, либо комбинированные детонаторы — реагируют на акустическое (шум винта) или магнитное поле. Ведь корабль это огромный металлический объект”, — говорит военно-морской эксперт “Defence Express” Владимир Заблоцкий.
Донные мины эффективны на глубине до 60 метров, однако распространены в Азовском море и якорные мины, представляющие угрозу не только врагу, но и морской экосистеме.
“Якорные несут серьезную опасность с точки зрения экологии. Даже имея карту морских мин, нельзя определить наверняка их положение, потому что они дрейфуют. С якорем они способны перемещаться на сотни метров, а если сорвутся с якоря, счет на километры. Азовское море — основной ареал обитания дельфина азовки. Взрывы наносят животным мощный гидромеханический удар”, — объясняет руководитель программ безопасности Центра глобалистики “Стратегия XXI” Павел Лакийчук.

Поиск, обнаружение и обезвреживание морских мин — это задача военных кораблей-тральщиков. После раздела Черноморского флота в составе ВМС Украины находилось пять тральщиков. Базовые тральщики “Мелитополь” и “Мариуполь” были в 2012-2013 годах списаны, морские тральщики “Чернигов” и “Черкассы” были захвачены в марте 2014 года, а рейдовый тральщик “Геническ” был затоплен в июле.
Однако в украинском море будут искатели мин. В 2021 году Великобритания объявила передачу Украине двух тральщиков типа “Sandown”, в январе 2023 года их заметили на военно-морской базе Клайд (Британия) уже под украинскими флагами. Тральщики назвали в честь потерянных — “Чернигов” и “Черкассы”. Еще два тральщика класса “Alkmaar” ожидаются как военная помощь от Нидерландов, передача планируется к 2025 году.
“Но на сегодня тральщики не попадут в Азовское море, они будут ждать победы”, — предупреждает Павел Лакийчук.

Обезвреживание морских мин — это обычно детонация. Как говорят эксперты, вода передает силу удара без изменений в радиусе 100 м.
“Современные подводные системы разминирования содержат поисковые дроны, которые могут просканировать значительную акваторию за короткое время. Если оператор видит мину, на место посылается другой дрон для взрыва”, — объясняет Владимир Заблоцкий.
Шесть таких дронов Украина получит от Великобритании. Автономные аппараты предназначены для очистки береговой линии и глубины до 100 м.
Сроки разминирования после победы эксперты прогнозировать не берутся. “Разминирование Черного моря после Второй мировой войны продолжалось 20 лет, — говорит Павел Лакийчук. — Да и разминировать все море нереально. В первую очередь, приоритетом будут фарватеры, районы рыболовства, потом — все остальное”.
Подводные взрывы в результате разминирования также несут угрозу морским экосистемам. Немецкое агентство охраны природы сообщало, что в результате разминирования в Балтийском море в 2019 году погибли несколько морских свиней. К этому виду относятся животные Азовского и Черного морей, известные как азовка, белобочка и афалина обыкновенная. Балтийское море до сих пор скрывает 80 тысяч мин времен Второй мировой войны, поэтому операции по разминированию продолжаются. В течение осени 2019 года на побережье Германии обнаружили 41 погибшего млекопитающего, по меньшей мере восемь из них погибли из-за повреждений органов слуха в результате разминирования.
Уязвимое море
Балтийское море — наглядный пример долгосрочности последствий боевых действий.
“И 80 лет спустя на побережье вымывается белый фосфор. Люди собирают его на пляжах, путая с балтийским янтарем. Напротив, получают ожоги”, — говорит Садогурская.
Однако экстраполировать последствия загрязнения и процесс восстановления других регионов на Азовское море сложно, предостерегает ученая.
“Мы не можем сравнивать Азовское море с другими морями, поскольку оно достаточно изолировано. До Мирового океана Азовскому морю очень далеко, оно имеет небольшой объем, самую низкую в мире глубину, поэтому может быть более уязвимым к загрязнениям даже по сравнению с Черным морем”, — говорит Садогурская.

Однако все морские экосистемы имеют свой запас устойчивости, успокаивает ученая, поэтому шанс на восстановление даже у самого мелкого моря мира есть.
“У экосистемы всегда свой путь, на некоторых территориях сейчас восстанавливаются виды. К примеру, в Черном море восстанавливаются прибрежные моллюски из-за снижения туристического давления. Однако нашему обществу нужно сделать немало шагов для восстановления морских экосистем”, — говорит биологиня и экспертка ОО “Экодія” София Садогурская.
Решения по восстановлению будут зависеть от результатов оценки нанесенного экосистемам ущерба.
“Прежде всего, восстановлению подлежат зоны природно-заповедного фонда. Что касается портовых зон — они и до войны ощущали большое антропогенное давление, поэтому их восстановление прогнозировать сложно”, — говорит Садогурская.
Решениями могут стать перенос экосистем или заповедование акваторий.
“Например, создание искусственных рифов, восстановление лугов морских трав или макросистем с макроводорослями. Это среда обитания для многих видов. Для Азовского моря не типичны природные рифы, поэтому создание искусственных рифов не может являться решением. Но в нем распространены подводные луга морских трав, которые нужно будет восстанавливать”, — объясняет биологиня.
Возобновление Азовского моря невозможно без разминирования, а разминирование — без деоккупации. Ученые без доступа к акватории не могут оценить масштаб ущерба, нанесенный россиянами экосистеме Азовского моря. Методология оценки влияния военных действий на морские экосистемы еще только в разработке, однако экологи настаивают на расширении национальных парков и памятников природы. Украинские специалисты охраны природы настаивают на том, чтобы вся западная часть Азовского моря была определена как одна сплошная природоохранная территория.
***
Материал подготовлен в рамках конкурса «Экологические хроники войны: зафиксировать, исследовать, рассказать», реализуемого ОО «Интерньюз-Украина» при финансовой поддержке Journalismfund.eu.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Педагог из Покровска рассказала о волонтерской деятельности
Ветеран из Луганщины поддерживает военных и их семьи в Черкассах
Эксклюзив Центр изучения оккупации рассказал о возросшем военном "призыве" и "сборах резервистов на ВОТ

Оккупанты определили количество народных дружинников на каждый населенный пункт так называемой "лнр"
Маленьких школьников оккупированной Луганщины росгвардейцы привлекают к "специфической игре" на блокпостах
В оккупированном Донецке захватчики сообщили о критических перебоях с электроснабжением и отоплением
Из-за российских обстрелов Белицкого вспыхнул пожар в квартире
Экс-главе марионеточного "правительства лнр" Сергею Козлову объявили подозрение
Ущерб Национального природного парка "Святые Горы" из-за войны превышает 537 млрд грн

Эксклюзив Для расселения людей с инвалидностью "Восток SOS" реконструирует и оборудует места временного проживания ВПЛ
К этому времени количество боевых столкновений с российским агрессором достигло 111
Эксклюзив Что задекларировал начальник ЛугОВА Артем Лысогор за 2024 год
