"Сильная команда преподавателей с Луганщины и Донетчины": как в Киеве работает образовательный хаб для переселенцев
История образовательного хаба “Mental Labs” для детей, ставших вынужденными переселенцами, началась с бесплатного образовательного пространства “Inspiration Cafe” в Киеве, которое работало летом три месяца. Это был формат летнего лагеря, его посетили более пятисот детей. Позже много кто начал возвращаться на деоккупированные территории домой, однако и многие ВПЛ остались в Киеве.
Сейчас команда занимается с детьми на территории частного лицея в формате уже проекта “Mental Labs”. Восточный Вариант посетил хаб и увидел, как он сегодня работает.
Как проходят занятия?
Нас встречает Ростислав Семка, помощник основательницы лицея Educator, на территории которого и работает проект. Ростислав предлагает посетить учебный кабинет, где именно сейчас проходит занятие.
Начинаем знакомство с кабинета химии, где каждый заинтересованно наблюдает за экспериментами или сам участвует в процессе. Этот предмет называется Science (Наука). Дети активно делятся между собой впечатлениями от опытов. Ученики рассказывают, что в непринужденной атмосфере новые знания легко воспринимаются, особенно когда ты управляешь процессом.
На занятия по науке могут приходить как дети, так и подростки. Ростислав рассказывает, что сегодня ажиотаж, но взрослых на занятии нет.
Научными исследованиями занимаются младшие.
Оставляем кабинет науки и направляемся дальше. Ростислав рассказывает, что команда долго думала, как создать новый формат, когда осенью начнется школа и образовательный хаб будет посещать меньше людей.
“С сентября у всех начинается серьезная нагрузка, поэтому формат лагеря теряет актуальность. Мы думали, как этот процесс наладить, поэтому с января запустили “Mental Labs”, который будет действовать до мая. Мы работаем на несколько направлений: музыкальная терапия, арт-терапия, естествознание, занятия спортом, мейкерские занятия, супервизии, коучинг для родителей детей, танцевальный и театральный кружки”, — делится Ростислав.
По словам Ростислава, главная цель хаба заключается в создании комфортной среды для поддержки личности, подвергшейся травматическому опыту войны.
В период дистанционного обучения трудно облегчать свое эмоциональное состояние и детям, и учителям, поэтому офлайн-формат в хабе способствует улучшению ментального самочувствия благодаря постоянной коммуникации. В хабе организуют сессии психологической поддержки также для родителей и преподавателей.
“Мы недавно проводили воркшоп для преподавателей. Заявку на онлайн-участие в лекции посылали даже учителя из временно оккупированного Мариуполя”, — рассказывает Ростислав.
Занятия здесь посещают свободно, ведь акцент проекта не столько нацелен на академическое направление, сколько на эффективную социализацию и понимание, что ты не остаешься один на один со своими проблемами.
Начали говорить об эмоциональном здоровье, поэтому следующее занятие, которое удалось застать — это арт-терапия.
Заходим в кабинет, где царит по-настоящему творческая атмосфера. Дети с энтузиазмом подходят к задачам, которые дает Ярослава.
“Необязательно уметь рисовать, чтобы заниматься арт-терапией. На занятиях мы создаем интуитивные картины, скоро вот будем делать лепку. Младший школьный возраст очень любит творчество, поэтому ребенок раскрывает себя в процессе рисования и снимает весь внутренний стресс” — говорит Ярослава.
Девочки старательно вырисовывают на своих листочках и делятся, что очень любят рисовать именно красками, а не карандашами. Присоединиться к процессу безусловно хочется, однако пора идти гулять по образовательному хабу дальше.
“Дети, которые с родителями приехали с территорий Украины, которые находятся под оккупацией россии с 2014-го года, почти не знают украинского языка”
К разговору присоединяется Юлия Дорошенко, в прошлом преподавательница украинского языка Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Сейчас Юлия работает в хабе: летом преподавала сторителинг, а сейчас проводит супервизии, на которых с преподавателями и молодыми сотрудниками разбирают подробно проблемы в процессе работы, чтобы предотвратить профессиональное выгорание в период войны.
“Вызовов в нашей работе немало. Например, дети, которые с родителями приехали с территорий Украины, находящихся под оккупацией россии с 2014 года, почти не знают украинского языка и имеют искаженное впечатление об истории Украины. Мы очень мягко это исправляем, и это действительно получается”, — говорит Юлия.
Юлия рассказывает, что в хабе есть дети старшего школьного возраста, которые приехали в прошлом году из Донецка и сейчас успешно интегрируются в современное украинское пространство. Кроме того, есть дети, родившиеся уже в оккупации с началом войны на востоке Украины. К счастью, эти родители для своих детей выбрали украинское образование, поэтому они переехали на подконтрольные Украине территории и учатся здесь.
“В целом в хабе есть дети с Донетчины, Луганщины и Херсонщины, но теперь к хабу присоединяются и местные. Сегодня проект имеет 103 запроса на регистрацию, среди желающих больше переселенцев”, — добавляет Ростислав.
Особое внимание команда обращает на психологическую адаптацию, чтобы привыкание к совершенно новому месту не стало травмирующим. Команда работает с детьми младше 17 лет. Все чаще родители находят хаб через социальные сети, а уже потом заполняют онлайн-форму для участия.
“У нас собралась классная команда преподавателей из Луганска, Донецка и Крыма”
К нашему разговору чуть позже присоединяется основательница лицея Владислава Бандурко, которая в далеком 2014 году покинула свой родной Донецк из-за агрессии россии и переехала в Киев с одним чемоданом летних вещей. До войны в Донецке Владислава преподавала биологию, поэтому в столице начала заниматься репетиторством и уже потом пришло время для открытия современного лицея.
“История образовательного хаба, который мы имеем сегодня, началась с открытия лицея в Киеве. У нас собралась классная команда преподавателей из Луганска, Донецка и Крыма. И даже сегодня к нам присоединяются учителя с Донетчины. Идея хаба во время активной фазы войны родилась тогда, когда часть наших работников, находясь в Ужгороде, увидели, как в шелтере для переселенцев дети не могли эффективно учиться. Тогда первый хаб открылся в Ужгороде, а летом уже запустились в Киеве. Кстати, в Ужгородском хабе сейчас работает 11 внутренне перемещенных лиц”, —– рассказывает Владислава.
По словам Владиславы, деятельность хаба стала возможна благодаря локальной субсидии от федеральной компании GIZ по поручению Федерального правительства Германии.
“Сегодня проект “Mental Lab” является движущей силой, которая помогает ребенку определиться, куда ему двигаться дальше”, — уверяет основательница.
Укрытия для учащихся и преподавателей
Напоследок Восточный Вариант спустился в одну из важнейших локаций для образовательных учреждений — укрытие, где проходят занятия во время воздушных тревог.
В укрытии достаточно просторно, светлые стены также оказывают положительное влияние на атмосферу, поэтому, по словам Владиславы, во время сигнала тревоги здесь все равно царит позитивная обстановка и вера каждого в победу.
Полезные контакты
Образовательный хаб для детей ВПЛ находится на территории лицея Educator.
Адрес: г. Киев, Е. Чавдар, 11-А
Число: 093 215 8563
Гугл форма для регистрации.
***