"Донецк — это Украина": как в 2014 году на Донетчине зародилось гражданское сопротивление российской оккупации
5 марта 2014 года состоялся один из самых больших проукраинских митингов в Донецке. Тысячи дончан вышли, чтобы сказать: “Донецк — это Украина”. Сегодня, в День гражданского сопротивления Донбасса российской оккупации, Восточный Вариант собрал истории людей, вышедших тогда на улицу для демонстрации украинской позиции
Жители Донецка вспоминают, что первые дестабилизационные процессы в городе начались в конце февраля 2014-го года. Тогдашняя милиция странно вела себя, словно готовясь к чему-то. На улицах появлялись люди с нетипичной внешностью и странным акцентом. Они занимали очередь в обменниках — хотели обменять рубли на гривны. По городу ездили автобусы и автомобили с ростовскими или астраханскими номерами. Дончане понимали, на это нужно реагировать.
Восточный Вариант пообщался с участниками тогдашних событий и узнал, как все происходило.
“Кремль начал операцию по отделению юго-восточной части Украины с 1 марта 2014 года”
Общественный активист Дмитрий Ткаченко — участник Революции достоинства. После Майдана вернулся в Донецк и начал замечать, что в городе начинается то же, что было в Крыму.
“Кремль начал операцию по отделению юго-восточной части Украины с 1 марта 2014 как реакцию на Майдан. Началось все российскими митингами и захватом административных зданий. Но украинский Донбасс дал ответ. Ответом было массовое сопротивление, и не только в Донецке, но и в Мариуполе, Краматорске и других городах”, — рассказывает Дмитрий Ткаченко.
Это же мнение подтверждает другой участник Майдана и житель Донецка Александр Соболь. По его словам, о том, что в Донецке начинается “переворот”, говорило несколько признаков.
“Мы общались тогда с представителями МВД, и уже было видно, что большая часть ждет россию. МВД “активничали”, была инициатива собрать что-то по типу территориальной обороны, которые должны были отстаивать украинский Донбасс. Но когда мы подали документы, они все попали в руки пророссийских активистов. Мы тогда были еще немного наивны. Они потом ходили по адресам и искали нас. Мою квартиру, например, сожгли”, — вспоминает Александр события того времени.
Местная жительница Татьяна Дурнева в 2014 году занималась развитием Донецка. Именно по ее инициативе в городе были оборудованы велосипедные дорожки.
Тогда девушка передвигалась по городу на велосипеде. Она видела, как на улицах города становилось все больше незнакомых людей странной внешности.
“Я много ездила на велосипеде. Я знаю, как выглядит город, где меньше людей, а где больше. И я заметила, что у нас какое-то нетипичное и неестественное для Донецка собрание мужчин странной одежды и внешности. Они просто бродили по центру города, спрашивали “Где можно обменять валюту”. Я видела, как в мой город заехали чужие люди — россияне”, — рассказывает Татьяна Дурнева.
С начала марта в Донецке начались пророссийские митинги. По словам очевидцев, для поддержки кремля сотни автобусов привозили неизвестных людей с территории россии.
“Я удивился, сколько флагов россии я увидел 1 марта. Я был впечатлен. Ну, откуда в Донецке тогда были эти флаги? Ну, может, до десяти флагов были у маргиналов, которые называли себя “донецкой республикой”. И 1 марта — сотни российских флагов и толпа незнакомых людей. Они выглядели по-другому, говорили по-другому, странно одетые. Все понимали, что они не из Донецка”, — вспоминает Дмитрий Ткаченко.
Вышли на улицу, чтобы показать гражданское сопротивление
Первый массовый митинг в Донецке прошел 4 марта.
“4 марта прошел спонтанный митинг. Его организовали Диана Берг и Оля Кострова. Несколько тысяч человек собрались, все было мирно и без эксцессов. Это было рядом с областной администрацией”, — рассказывает Дмитрий Ткаченко
Жители города держали украинские флаги, выкрикивали лозунги “Донецьк – це Україна”, “Схід і захід разом”, “Україна – єдина”, “Україна – понад усе!”.
На следующий день, 5 марта, собралось еще больше людей. По разным оценкам, в центре Донецка тогда было около десяти тысяч дончан. Тогда это удивило Александра Соболя.
“До этого в Донецке проходил Евромайдан, и он не собрал много народа. Надо понимать, что Донецк — это не Киев. Здесь было сложно собрать на улицах людей. Но 5 марта мы увидели, что все-таки можно”, — рассказывает Александр Соболь.
В этот день десять лет назад в Донецке митингующие развернули огромный флаг Украины, пели гимн и народные песни, выкрикивали лозунги о единстве.
Александр Соболь вспоминает, что уже тогда рядом с митингующими создавалась другая толпа — незнакомых людей со странным акцентом.
“Была видна разница между теми, кто держал украинский и российский флаг. С нами выходила интеллигенция города — преподаватели, студенты, предприниматели. Среди тех же были наркоманы, бывшие заключенные. Любопытно, что эти человечки тогда даже не знали друг друга. Они сначала сражались между собой, а потом узнавали, что они все из россии”, — вспоминает события того времени Александр Соболь.
В спину митингующим кричали: “бендеровцы”, “предатели”, “позор Донбасса”. Но дончане продолжали показывать свои настроения в поддержку единства Украины. Тогда все вокруг казалось неопределенным. Не было понятно, кто руководит государством, кто руководит Донецком, кто друг, а кто враг. Но мирные люди продолжали показывать, что Донецк — это украинский город, желающий европейского и свободного будущего в составе Украины.
Татьяна Дурнева с самого начала присоединилась к проукраинским митингам. Женщина рассказывает, на велосипеде добиралась до центра города с флагом Украины на своих плечах.
“У нас было несколько центров подготовки. Мы оповещали городской совет о проведении мероприятий, приглашали людей, выпускали газету “Говорить Донецьк”, она печаталась тиражом 100 тысяч экземпляров в неделю. Там мы объясняли, что происходит, потому что люди были как в информационном вакууме”, — вспоминает Татьяна Дурнева.
Эмине Джапарова, первая заместительница Министра информационной политики в 2018 году, отметила, что “митинг 5 марта 2014 года стал фактически последним мирным мероприятием в Донецке”. И это было действительно так. Через несколько дней, 13 марта, на митингах во время столкновений от ножевого ранения погибнет общественный активист Дмитрий Чернявский. Чем дальше шло — тем опаснее становилось выходить на улицы с украинскими флагами. Появлялось больше неизвестных людей, нападавших на проукраинских активистов.
С 17 апреля начинаются существенные стычки между проукраинскими активистами и неизвестными силовиками. 28 апреля произошли нападения на “Автомайдан”, а позже на мирное шествие напали люди в балаклавах с битами, газовыми баллончиками и ножами. Так прошел последний проукраинский митинг в Донецке в 2014 году.
Эти события говорят нам, что война началась не в 2022 году. Она началась весной 2014, когда с помощью пророссийских сил произошел захват областных администраций в Донецке, Луганске и Крыму. И еще тогда украинцы держали гражданское сопротивление. Они выходили на улицы с национальными флагами, пели гимн Украины, выкрикивали патриотические лозунги. В это время украинцы впервые показали, где Украина, где россия, и в чем между нами разница.
Тогда митингующие не могли представить, что нас будет ждать через 8 лет. Сегодня украинцы мужественно дают отпор ради собственной свободы, независимости и деоккупации захваченных еще в 2014 году городов. В том числе и Донецка.
Верим, Украина движется к победе с каждым днем и совсем скоро над Донецком снова будет развеваться украинский флаг!
***