"Вы же слышите, постоянно бахает": чем живет Часов Яр во времена полномасштабного вторжения рф
Громкие взрывы. Пустые, на первый взгляд, улицы. Поврежденные российскими обстрелами дома. Это — Часов Яр. Город, находящийся рядом с крепостью Бахмут. Несмотря на постоянную канонаду, здесь остаются люди, работают магазины, продолжается жизнь. Фотокорреспондент Восточного Варианта посетил Часов Яр и рассказывает то, что увидел
Утро 8 января -19 градусов, но прогноз погоды обещает безоблачное небо и даже -13 днем. Выезжаем из Харькова в город Часов Яр, долгой дорогой ярко светит солнце. Проезжаем несколько почти полностью разрушенных поселков, в которых, на первый взгляд, не осталось никого.
Но солнце ярко подсвечивает дым из печей. Хоть и не заметно, но в домах продолжается жизнь. Сложно представить, насколько тяжелая.
Город Часов Яр совсем рядом с самой «горячей» точкой войны — Бахмутом. 5 января в городе в результате российских обстрелов были ранены два человека, сильно повреждена многоэтажка. Идем к дому, по дороге слушаем непрерывную канонаду — совсем неподалеку идут тяжелые бои за Бахмут.
На улицах мало людей — значительная часть местных уехала из города. Вдобавок еще и холодно, не слишком приятно выходить из теплой квартиры. К счастью, в городе работают все коммуникации, в домах есть свет и отопление. Впрочем, конечно, по дороге встречаем людей.
Виктор, выходит с работы со знакомой, в руках катит велосипед:
«По городу прилетает частенько, но гупает постоянно. Вот недавно прилетело в многоэтажку. Мы уже привыкли ко взрывам, здесь нет такого, что более или менее громко. Вы же слышите, постоянно гупает, идет война».
Рядом стадион. Поле покрыто снегом и беговые дорожки покрыты снегом, рядом тренажеры для уличного спорта, холодные, ждут рук спортсменов.
На стадионе сейчас только охрана. Сегодня дежурит Сергей. Над его комнатой на крыше большие буквы времен СССР «Привет участникам соревнований».
Последнее соревнование Сергея — ремонт окон в квартире кумовьев — именно их дом рядом с тем, в который россияне попали 5 января.
И Сергею, и Виктору повезло, они работают на коммунальных предприятиях, поэтому имеют гарантированную зарплату. В городе работают магазины, работает рынок, конечно, выбор значительно меньше, чем довоенный.
Сергей: «Гупает и гупает, как к этому привыкнуть. Читаешь новости, куда прилетело, куда нет, все ли живы, здоровы. Когда пятого января прилетело, затрясло так дом, что я на кровати подскочил. В 4 часа 4 минуты утра был прилет. Хорошо, что никто не погиб».
Идем к месту обстрела.
Взрывной волной выбило окна во многих соседних домах. Станислав Николаевич и Виктор забивают выбитые окна в квартире сына Станислава.
Они живут в частном секторе, их дома не пострадали. Уезжать из города не хотят, говорят, кто-то должен охранять жилье — мародеры сейчас это большая проблема, очень быстро начинают грабить брошенные квартиры.
На углу дома Александр убирает с тротуара остатки от разбитого стекла, складывает кирпич, которым закладывает окна своего магазина, где он работает вместе с женой Ириной. Магазин работу не прекращает, Александр зовет зайти за продуктами.
Через полчаса мы воспользуемся случаем, пока идем дальше.
Самый пострадавший дом рядом, через дорогу. На фасаде многочисленные указатели к укрытию, которое находится в подвале дома. Впрочем, обстрел произошел в 4 часа утра, когда все спали, поэтому здесь только удача помогла остаться в живых жильцам третьего этажа
Их спасла балка. Мужчина сам вылез и вытащил жену. Владимир уже вернулся в город, жена Галина пока в больнице, у нее пострадали глаза.
К нам выходит Людмила.
7 лет назад в результате пожара сгорел ее дом, поэтому она переехала в квартиру в этом доме.
«Отопления и газа нет, но есть свет. Дом сейчас консервируется, неизвестно, что с ним будет дальше, все разбито. В доме остались жить все, кто жил, здесь нас пятеро, там тоже бабушка, там еще двое. Дали пленку для окон и на два подъезда электричество».
Сегодня нам повезло с погодой — светит солнце и все разрушения не кажутся слишком страшными, с местными есть время для оптимистических шуток, несмотря на постоянную канонаду.
Возвращаемся в магазин. Владелица Ирина встречает у порога, заводит к себе. Магазин полон разного товара, впрочем, нас ждет особое угощение — горячие пирожки с капустой. Их готовит знакомая Ирины — Елена. Еще одна ее знакомая готовит разные салаты, которые тоже здесь продают — таким образом свои поддерживают своих.
Ирина говорит, что в городе есть ждуны, которые ждут, когда сюда придет россия. Им она принципиально ничего не продает. Особенно Ирину радуют военные, они даже дарили ей цветы и очень радовались, когда после ротации возвращались в город и снова заходили в такой уже родной для них магазин.
Александр с Ириной переживают, говорят, если вдруг россияне захватят город, они сразу уедут. Впрочем, они верят в наши Вооруженные силы, кормят и ободряют наших воинов.
Далее — Пункт несокрушимости.
Сейчас середина дня, кроме дежурящего Олега, здесь никого нет. Впрочем, внутри тепло, есть печь, чайники, чашки, стулья и даже игрушки для детей.
лег говорит, что две недели назад, когда долго не было света, людей было много, сейчас гораздо меньше, иногда кто-то зайдет чаю выпить или погреться. Олег работает на производственно-жилищном предприятии города Часов Яр, дежурит посуточно. Говорит, немного скучает, но хорошо, что есть ноутбук.
ННедалеко от Пункта несокрушимости памятник Горькому.
Он очень необычен — ноги, часть туловища и рука со шляпой — довольно уникальная конструкция, возможно, стоило бы сюда свозить часть памятников, и сделать отдельный парк, из деталей этих монументальных сооружений коммунистической идеологии.
На выезде из города встречаем Сергея. С невероятно искренней улыбкой он продает сушеную рыбу. Сушка и копчение рыбы — это хобби, сам Сергей пасечник. Однако сезон уже закончился, а весь мед он уже продал в Полтавскую область, где живут его родные.
Теперь Сергей занимается своим хобби, потому что не привык сидеть сложа руки. А мы вдохновлены после общения с ним, и, конечно, имея с собой рыбу, отправляемся к месту ночевки.