"Можно было не вернуться": как первая попытка поехать в блокадный Мариуполь превратилась в волонтерскую деятельность
Общественная организация “Вивеземо!” уже десять месяцев занимается эвакуацией людей из оккупированного Мариуполя и других прифронтовых территорий. За это время они смогли вывезти около пяти тысяч человек, вернули более 240 домашних животных их хозяевам, доставили 29 тысяч килограммов гуманитарной помощи. “Восточный Вариант” рассказывает их историю
С началом полномасштабного вторжения рф начались бои за Мариуполь. Рашисты окружили город и беспощадно уничтожали из всего оружия, которое у них было. В это время в городе оставались до полумиллиона жителей, которые не успели уехать. С марта бои ожесточились, а обстрелы гражданской инфраструктуры стали еще более разрушительными. Возникла острая проблема эвакуации населения.
Ранее “Восточный Вариант"” рассказывал, как из Мариуполя впервые выехала колонна местных жителей. Теперь рассказываем, какие действия предпринимали волонтеры со свободной территории, чтобы помочь мариупольцам.
Желание вывезти родителей привело к волонтерской деятельности
Денис Минин родился в Мариуполе. Учился в Мариупольском государственном университете, работал на местном телевидении, а спустя некоторое время поехал строить карьеру в Киев. Но начало полномасштабной войны кардинально изменило род деятельности.
24 февраля Денис был в Киеве, проснулся на утренний прямой эфир под звуки будильника и российских ракет. На следующий день уехал в Одессу, где была жена с маленьким ребёнком. Родители тогда оставались в Мариуполе. Постепенно связь с ними исчезла, а обстрелы уже блокадного города становились сильнее и чаще. Было принято решение предпринимать попытки проезда в приазовский город.
“Я начал писать об эвакуации в своем Инстаграм и Телеграм-каналах. Начал организовывать, еще будучи в Одессе, колонны из автомобилей людей, желающих поехать в Мариуполь своим транспортом, чтобы забрать близких. “Зеленые коридоры” не работали. Поэтому, связавшись с волонтерами Запорожья, мы запустили информационную историю, договорились с Запорожской ОВА, и днем отправляли из “Эпицентра” колонны людей в сторону Мариуполя”, — вспоминает Денис Минин события того времени.
По его словам, люди в колонне чувствовали себя в большей безопасности. Предварительно им объясняли дорогу, обсуждали с военными администрациями, чтобы их пропускали, отслеживали актуальные маршруты движения в Мариуполь и в самом городе. Люди понимали, что могли не вернуться. Поэтому с ними проводились беседы, как вести себя во время обстрелов, как ехать в обратном направлении.
Автомобили тогда загружали гуманитарной помощью, особенно детское питание. В тот период уже говорили о “гуманитарной катастрофе” в Мариуполе. Из-за блокады не было возможности завезти пищевые продукты, воду и лекарства. Тогда город уже был без водо-, электро- и газоснабжения, оккупанты перебили все коммуникации. Запасы еды в городе заканчивались, а у людей все еще не было возможности уехать.
“Мне начали сбрасывать донаты. Я понял, если я беру ответственность за чьи-то средства, то должен рационально их использовать. Поэтому историю с организацией транспорта в Мариуполь я отдал другому волонтеру, а сам пришел в историю покупки автобусов, их аренды, построения маршрутов, поиска водителей, чтобы заняться именно эвакуацией людей конкретной командой”, — рассказывает Денис.
Постоянные рейды и опасность быть арестованными
С конца марта водители-волонтеры под организацией Дениса начали ездить в направлении Мариуполя, чтобы забирать людей. Все они понимали, что из каждого рейда можно не вернуться. Тогда волонтеров преследовали на российских блокпостах, могли обстрелять их машины или арестовать и отправить в колонии. Несмотря на это, поездки за людьми продолжались.
Денис рассказывает, что на тот момент у него были сотни заявок от людей, которые просили вывезти их родственников из Мариуполя. Но первые рейды проходили не по заявкам. Тогда водители приезжали в город, где продолжались бои, и предлагали уехать первым жителям, которые им встретились. Такое решение объясняется тем, что принимая заявку — даешь надежду. Но поездка в закрытый город была непредсказуемой, в любой момент все могло пойти не так, как нужно. К тому же не было возможности искать людей по адресам, потому что уличные бои продолжались. Зато эвакуировать людей по заявкам начали где-то в мае.
Сама эвакуация происходила разными путями, но впоследствии была отработана единая формула. Водители работали по двум маршрутам: Мариуполь-Бердянск и Бердянск-Запорожье. По каждому работали отдельные водители. Такое решение объясняется осложнениями вывоза людей из Донецкой области, в том числе и фильтрационными мероприятиями.
“Можно было поехать и вернуться через два дня. Можно было вернуться и через неделю. Бывали случаи, когда с водителями просто пропадала связь. Два водителя попали в плен в Еленовку. К счастью, их отпустили в июне. Это постоянный риск”, — говорить Денис.
Расширение деятельности и общественная организация
Позже было решено попытаться эвакуировать не только жителей Мариуполя, но и домашних животных. Это был активный запрос. Многие выезжавшие под обстрелами могли не успеть забрать свое животное, некоторые теряли любимцев, а затем находили на фотографиях из города.
Было два условия для эвакуации животных. Первое — это абсолютно бесплатно, второе — люди должны были приехать за своим животным в Запорожье, чтобы забрать по прибытии. Впоследствии, чтобы сделать работу более системной, было решено, что каждая из команд возьмет на себя конкретное направление работы. Денис ищет средства для гуманитарных миссий и эвакуации людей, Александр Сосновский занимался координированием вывоза животных, а Сергей Михайлов занимается формированием и организацией гуманитарной помощи как для Мариуполя, так и для других прифронтовых городов и поселков.
Для более официального статуса деятельности летом была создана общественная организация “Вивеземо!”. Только за время работы организации удалось вывезти около пяти тысяч человек, более 240 животных, доставили около 29 тысяч килограммов гуманитарной помощи.
“Пока не считаем точное количество. У меня есть листочки с фамилиями всех эвакуированных, мы их храним, и уже после войны все подсчитаем”, — говорит Денис Минин.
Деятельность волонтеров проходит и при поддержке предприятий. Так, помощь ОО “Вивеземо!” получали от ПАО “Запорожсталь”, за что очень благодарны. Дополнительно проводится партнерство с Благотворительным фондом Сергея Притулы.
Сегодня выехать очень сложно
Сейчас, зимой, выезд людей из оккупированного Мариуполя и Бердянска осложнился по сравнению с тем, что было весной или летом. Теперь, чтобы выехать через Васильевку, нужно лично прийти в исполком оккупантов в Бердянске или Мелитополе и подать свои документы (паспорт, военный билет для военнообязанных, идентификационный код, фильтрацию (если это жители Донецкой области), мобильный телефон и его технические данные. Такой пакет документов подает и водитель, с которыми поедут люди, после чего водитель еще раз приходит вместе с будущими пассажирами, чтобы подтвердить свою готовность к совместной поездке. Два-три дня идет на проверку всех данных, и только после этого водитель получает разрешение на выезд.
По дороге встречаются блокпосты оккупантов, и главный — в Васильевке, где каждого из пассажиров тщательно проверяют вместе с вещами. Денис Минин рассказывает, что даже наличие разрешения от исполкома не гарантирует возможность проехать в Васильевке. Если пассажиры или водитель будут казаться подозрительными — выезд могут запретить или даже арестовать.
Сейчас эвакуация из Мариуполя и Бердянска временно приостановилась, потому что оккупанты закрыли выезд через Васильевку до 15 января. 4 января сообщалось об уничтожении военной комендатуры россиян в Васильевке. Повлияет ли это на увеличение срока закрытия выезда — покажет только время. Зато команда ОО “Вивеземо!” занимается эвакуацией людей из Херсонской и Харьковской областей, развозит гуманитарную помощь туда, куда нужно больше всего.
***
Если у вас есть возможность сейчас помочь волонтерам общественной организации, вы можете воспользоваться следующими реквизитами:
Карта ПриватБанка 5168745109975778.
Ссылка на Монобанку.
Paypal [email protected].
Читайте также: Рисковали жизнью и свободой: истории трех водителей, которые занимались эвакуацией людей из Мариуполя во время блокады