Здесь все, как было в Мариуполе. Как переселенцы открыли во Львове кафе Sova
Первое кафе Sova появилось в Мариуполе в июле 2018 года. Ровно через четыре года это же кафе открылось уже во Львове. Но это не было расширением бизнеса до франшизы по разным городам. Предпринимателям пришлось бежать от войны и начинать собственное дело с нуля на новом месте.
В Мариуполе у Светланы Чавки была сеть кофеен Sova, где всегда можно было выпить ароматный кофе и полакомиться вкусными блюдами. Позже женщина открыла магазин полуфабрикатов и пекарню. У мужа Светланы Василия также был собственный бизнес в сфере строительных материалов.
Но 24 февраля в Мариуполь пришла большая война — россия в очередной раз напала на Украину. Пекарня и кофейни были разграблены, некоторые помещения сгорели дотла. От любимого дела Светланы остались только фото, воспоминания и, что главное, опыт. Вместе с мужем она переехала во Львов, где возобновила свой бизнес. Так мариупольская Sova появилась в самом центре города Льва.
«Восточный Вариант» рассказывает историю бизнеса переселенки Светланы Чавки из Мариуполя.
На сборы дали десятки минут
В июле 2018 года Светлана Чавка открыла свое первое кафе Sova Cafe в Мариуполе. Ей всегда нравились совы, а одна такая птица даже жила возле дома семьи в Мариуполе. Так что долго над названием нового бизнеса женщина не думала.
В конце января 2022 года Светлана расширила собственное дело: открыла пекарню в 17 микрорайоне города. Там можно было приобрести горячую выпечку на любой вкус: круассаны, торты, пирожки, булочки и т.д.
Дела шли хорошо, пока 24 февраля город не проснулся от взрывов и российских снарядов, летевших по жилым домам мирных жителей. Тогда еще никто не знал, что ждет город дальше.
Светлана посещала городскую благотворительную организацию «Республика Пилигрим», основанную пастором «Церкви добрых перемен» Геннадием Мохненко. Там женщина помогала детям с домашними заданиями и организовала для них разные активности.
Церковь также посещали многодетные семьи. После начала полномасштабного вторжения россии, их эвакуацией занимались правоохранительные органы Украины. Светлане как волонтерке церкви тоже приказали собираться, пока была возможность уехать.
Семья уехала из города в ночь с 24 на 25 февраля.
Какое-то время они провели в Запорожье в надежде, что боевые действия в Мариуполе закончатся и семья сможет вернуться домой.
«Когда начали над Запорожьем летать истребители, а территорию вокруг города укреплять, решили ехать дальше — во Львов. Здесь мы когда-то приобрели для нашей дочери однокомнатную квартиру, и наличие собственного жилья повлияло на выбор города. Теперь живем в ней вчетвером», — рассказывает Светлана.
Повторять Мариуполь в мелочах
Первое время на новом месте и в новых условиях было сложно. Особенно сложно было принять, что дела, которое семья развивала годами, больше нет.
«Люди, когда-то бывшие гостями наших заведений, соседи, организовывались в группы и ходили грабить бизнес. Я понимаю, когда люди таким образом искали пищу или лекарства. Но какой смысл брать, например кофемашины или морозильные камеры, когда в городе нет электроэнергии?», — говорит Светлана.
Потеря бизнеса, дома и переезд в новый город сильно ударили по финансовым возможностям семьи.
«Мы были обычные предприниматели, средние. Не олигархи, но мы с мужем никогда ни в чем не нуждались, сами заботились о своих детях, пытались дать им все. И когда потеряли это все, то трудно было принять», — говорит Светлана.
Открыть свое дело заново помогли друзья семьи — кто-то просто дал деньги, кто-то одолжил. В Мариуполе многие знали Василия и Светлану.
Таким образом, в июле 2022 года в центре Львова появилась Sova. Светлана пыталась максимально воспроизвести атмосферу мариупольского кафе в мелочах — покупала такую же посуду, установила пароль от Wi-Fi такой же, как был в Мариуполе.
«Во Львове много мариупольцев. Они часто заходят к нам, а потом признаются: “Мы как дома побывали”. Говорят, что здесь они немного отошли от всего пережитого. Конечно, для бизнеса важны доходы, но когда люди говорят нам, что будут во Львове проездом и обязательно придут к нам, это очень приятно», — рассказывает Светлана.
Разные города — разные подходы
У Львова совсем другие привычки в сфере гостеприимства, не такие, как у Мариуполя. И это Светлана сразу поняла.
«Например, в Мариуполе круассаны вообще не уходили. А здесь они пользуются спросом. Люди спрашивают о них постоянно. Мы договорились с одной местной пекарней для изготовления маленьких партий для нас. Немного продвигаемся. Но в будущем хотим приобрести маленькую печь, чтобы выпекать их самостоятельно», — делится планами Светлана.
К тому же во Львове гораздо более богатый выбор кофе, а значит удивить будет сложно, а вот разочаровать гостя проще, ведь найти место со вкусным кофе не проблема. Да и найти собственного поставщика Светлане было не просто.
Какое-то время Светлана сотрудничала с поставщиками кофе на определенных условиях: она использовала их кофемашину в аренду, но при этом она могла заказывать у них только определенные виды кофе. Но качество этого кофе ей не нравилось. Менять поставщика нельзя, поскольку тогда они заберут и кофемашину.
Об этой проблеме узнала одна из гостей кафе. Она путём донатов от знакомых смогла собрать большую часть суммы для того, чтобы выкупить кофемашину. Остаток добавили друзья семьи. Так Светлана смогла сменить поставщика кофе и самостоятельно выбирать сорта и виды зерна.
К тому же, в последнее время значительно поднялись цены на продукты. В частности, куриные яйца, которые в кафе Sova используют для завтраков — яичного скрембла в фирменном стиле.
Еще один вызов для предпринимателей во Львове — высокая стоимость аренды, особенно по сравнению с Мариуполем. В том районе, где арендует помещение Светлана, цены могут доходить до 20 тысяч и больше.
Риски высоки, но того стоит
Светлана говорит, что к рискам готова, насколько это возможно:
«Честно говоря, не то что готова, — я всегда этим жила и занималась этим. Это то, что доставляет мне удовольствие. Я всегда знаю, что с утра мне нужно идти на работу и не смотреть на какие-то проблемы и сложности. На меня смотрят мои родители и мои дети. Я не могу падать духом».
А еще женщина добавляет: дальше ехать некуда.
«За границу ехать мы не хотим и не будем. Мы уже уезжали так в 2014 году на два месяца. И после этого я решила, что не хочу уезжать из Украины больше. Если и буду что-то начинать делать, то только здесь», — признается женщина.
Ее средняя дочь с мужем тоже хотят запустить собственный бизнес в сфере гостеприимства, планируют заниматься приготовлением и доставкой суши и роллов, но в Киеве. Но с сегодняшними веерными и аварийными отключениями сделать это крайне сложно. Впрочем, они от своей затеи не отказываются.
После деоккупации Мариуполя Светлана хотела вернуться в Мариуполь.
«Конечно, хочется вернуться домой. Это мой родной город, я прожила там всю жизнь. Есть дом, который еще можно восстановить. Разграбленный, разбитый, но его можно восстановить. Хочется посмотреть в глаза людям, которые нас предали, украли наше имущество…», — говорит Светлана.
***