Пес выбросился с 9-го этажа из-за грома. Как сейчас "бродяжки" Мариуполя переживают ПТСР и дефицит корма
Трупоедение, контузии, ожоги и истощение — это реалии жизни бездомных животных Мариуполя. Улицы Мариуполя полны истощенных собак и кошек, других питомцев — экзотических птиц либо мелких грызунов — нет вовсе. Они не смогли перенести даже блокадную весну, когда шли активные боевые действия. Не легче и зоозащитникам, которые остались в городе ради подопечных. Волонтерки проекта “Животные в дар” рассказывают “Восточному Варианту” о том, как выживают “бродяжки” Мариуполя, сколько стоит корм и почему животных чаще вывозят на восток.
"Марик, я тут!"
У дизайнерки Ксении был кошачий приют — 41 кошка и 7 котят на передержке. С началом обстрелов ее района она перевезла всех питомцев в частный сектор, где жили также две собаки. Но в дом попало семь минных снарядов. Большая часть животных погибла, Ксении удалось спасти и увезти из города 7 животных.
“Собака под будкой вырыла себе “окоп”, но снаряд попал прямо в будку. И собаку разорвало на куски”, — рассказывает Ксения.
Отец Ксении ходил кормить животных через день и каждый раз находил новых погибших животных.
“Видимо, они погибали от взрывной волны. Визуально никаких повреждений у кошек не было. Папа захоронил 14 котов, остальные пропали, надеюсь, они живы. В тот разрушенный дом до сих пор приносят корм, и кто-то его ест. Может, соседские, может, мои... Я все еще надеюсь их найти”, — говорит Ксения.
Ее коллега юристка Ольга жила в частном доме на ул. Торговой, вид с которой открывается на завод “Азовсталь”. Обстрелы были настолько частыми, что она боялась выйти дальше калитки — покормить соседских собак. Всем собакам хватало по 4 ложки каши в день. Своих шестерых питомцев Ольга загнала в дом, чтобы те не разбежались.
“Один пес слепой, глуховат еще, он очень старый. Один пес без лапы и один обычный. Кошка слепая, кот с опухолями и еще у одной кошки повреждение диафрагмы”, — рассказывает о подопечных Ольга.
Она помнит панику животных, когда с младенцем на руках и мужем спустилась в погреб.
“Я слышала, как лапки стучат по половицам над нами. Не поняли, где мы есть, суетились, искали. Я успокаивала из подвала: “Марик, я тут!””, — вспоминает мариупольчанка.
Этого пса Ольга спасла в 2016 году на День города — собаку отравили. Вылечив пса, Оля оставила его себе и назвала Мариуполем, коротко Марик — именно так жители ласково называют свой город.
"Сейчас найду ручку, и он будет живой"
Ольга говорит, что животные испытывали на войне те же эмоции, что и люди. Соседский пес Тима, прежде агрессивный и кусачий, во время обстрелов дрожал и прижимался к мужу Ольги, когда тот приносил ему кашу. А Ольгин слепой пес на слух узнавал звук самолета и сразу мчался в дом.
“Страшно их было выгуливать, особенно слепого. Вечно идет в другую сторону. Но как только летит истребитель, он, засранец, моментально находил двери! Поэтому выпускала часов в 6 утра, когда тихо”, — вспоминает зоозащитница.
Всех своих подопечных она вывезла из Мариуполя, когда открылся неофициальный коридор.
“Не взяли даже коляску, только детские вещи, питание и воду для годовалой дочери. Ни животные, ни мы с мужем не ели, не пили ничего до самого Бердянска”, — рассказывает Оля.
Дорога до Бердянска, которая в мирное время занимала час езды на автомобиле, затянулась на целые сутки.
Ольга знает немало историй, когда люди бросали животных в городе. Но она не осуждает их: “У всех инстинкт самосохранения, у всех свои ценности. Я понимаю, какой ужас испытывали люди. Но мне грустно и очень больно [слышать истории о брошенных животных]”.
Концентрация трагедий в блокадном Мариуполе зашкаливала. Ольга рассказывает историю многоэтажного дома на АС-2. Этот дом разделился надвое. Здесь ее подруга Настя пыталась спрятаться в убежище с собакой, но ее не пустили жильцы — собака лаяла. Это убежище завалило вместе с людьми, и Настя нашла мужчин, чтобы разобрать завалы и спасти соседей. В подъезде Насти покосился лестничный пролет, и она не смогла подняться в квартиру, где остались ее два кота. В этом доме погиб 11-летний соседский мальчик. И оцепеневшая Настя наблюдала, как мать мальчика достает его по частям, думая, что когда она его соберет, ребенок оживет.
“Она говорит: я вижу, как она ручку достает и шепчет: “Сейчас, сейчас, соберу все, и он будет живой”. У нее шок, у меня шок. В этом доме многие погибли”, — пересказывает Оля.
Собаки были настолько истощены, что ели трупы
Сегодня Мариуполь полон брошенных животных. Двойным испытанием улица стала для домашних питомцев, которые не приспособлены добывать себе пропитание, говорят зоозащитницы. У многих животных осколочные ранения, ожоги, контузии и ПТСР. До сих пор животные чувствительно реагируют на раскаты грома и ищут себе убежище.
Пост от 10.09.2022: “Спасите эти жизни”. Источник: Фейсбук: “Животные в дар”
“Контуженых легко заметить, у них нарушена координация, — рассказывает Ксения. — Они оглушены, но слух со временем восстанавливается. С ожогами много животных. Мы пытались спасти собаку, у которой к позвоночнику намертво приклеился кусок расплавленного пластика”.
Животные среди руин. Источник: Инстаграм Животные в дар
В марте-апреле, когда в Мариуполе была активная фаза боевых действий, в городе были распространены случаи людоедства животными.
“На Черемушках много лежало трупов. Точно знаю про один случай, когда собаки обглодали там тело человека. Его никто не мог убрать, обстрелы были очень частые. А собаки настолько голодные были, что ели это… ”, — рассказывает Ксения.
Сегодня о таких инцидентах зоозащитникам неизвестно — в городе тела уже не лежат на улицах, а людей, захороненных во дворах, садах и парках, эксгумируют. Однако это касается далеко не всех погибших в Мариуполе — много тел остаются до сих пор в выгоревших дотла домах.
“Буквально в июне я была в городе. Меня попросили забрать сохранившиеся фотографии в доме на Восточном (один из первых пострадавших районов — прим.). Дом наполовину разрушенный, горевший. Никакие службы туда на тот момент не доезжали [разбирать завалы]. Там так воняло трупами! Из квартир, отовсюду… Мы постарались как можно быстрее уйти оттуда”, — вспоминает Ксения.
Что касается экзотических питомцев — морских свинок, хомячков, рептилий или птиц - их на улицах города нет.
“Они очень чувствительны. Моя знакомая очень опекала морских свинок, брала их в подвал, за пазуху прятала. Но обе свинки умерли от холода. Так же и птицы — гибнут очень быстро. У знакомого голубятника птицы погибли еще во время боевых действий. Они не могут переносить такие громкие звуки, они могут погибнуть от контузий”, — объясняет Ксения.
"Выходи, мать, я корм привезла"
Вернуться к волонтерству девушки смогли спустя пару месяцев после выхода из Мариуполя. Оля выехала в Бердянск, город своего рождения, Ксения — в Днепр.
“Честно, первые месяцы я потратила на поиск памперсов. По 40 километров проходила, чтобы найти четыре памперса. Не было в продаже. Как в Мариуполе использовала их по несколько раз, так и здесь”, — делится Ольга.
Когда бердянские волонтеры помогли Ольге обеспечить ребенка всем необходимым - коляской, питанием и гигиеническими средствами — девушка наконец-то выдохнула. И решила вернуться в Мариуполь с кормами для животных.
Тогда семья Ольги привезла 170 кг корма в город. Привезли коллеге-зоозащитнице: “У нее 24 собаки и 9 кошек. Из-за них и осталась. У нее сгоревшая квартира, нет стены. И я захожу в эту квартиру, она выходит, что-то жуя. Она ох**ла: “Как ты тут?” Я говорю: “Выходи, мать, я тебе корм привезла”. Мы обнялись и начали плакать”.
Тогда Ольга пообещала коллеге вернуться снова, но не смогла. Доставка корма в Мариуполь оказалась сложной затеей — длительные фильтрации, блокпосты, объездные заминированные дороги.
Вслед за Олей в Мариуполь на помощь животным отправилась Ксения — она везла гуманитарную помощь из Днепра.
“И на Васильевке все охренели: “Кому вы везете? Животным?! А вы знаете, что вы первые?! [из подконтрольных Украине территорий]”, — говорит Ольга.
Ксения говорит, что автомобиль тогда помогли найти днепровские волонтеры. Вместе с ними она загрузила две тонны корма, которые и привезла в Мариуполь. А на обратном пути вывезла из города 20 животных.
Девушка говорит, что животных приняли волонтеры Киева и Днепра, некоторые из них уже нашли новых хозяев в Германии, Нидерландах и США.
Сколько стоит вывезти питомца из Мариуполя
В итоге команда “Животные в дар” решила привлечь перевозчиков, которые уже приноровились ко всем нюансам “серой зоны”. Оказалось, что найти перевозчика легче, чем деньги на доставку и закупку кормов.
“Перевозчики стоят бешеных денег — 40 тысяч за полуторатонную “газель”, и это еще дешево мы нашли. Корма закупаем везде — в Донецке, Бердянске, в подконтрольных Украине городах”, — говорит Ольга.
Проблема №1 в Мариуполе сегодня — это истощение животных, говорят волонтерки. В городе дефицит кормов, а те, что в наличии, мариупольцы с трудом могут позволить для своих домашних животных, не говоря об уличных.
Истощенные животные Мариуполя. Источник: Инстаграм Животные в дар
“Самый дешевый корм “Пан Кот” в Мариуполе — 280 грн/кг. В Бердянске — 160 грн/кг, в подконтрольных Украине городах — 60 грн/кг. Если говорить о корме премиум-класса, то цены — космос. Лечебный “Роял Конин Уринари” доходит в Мариуполе до 800 грн/кг”, — рассказывает Ксения.
Зоомагазинов в городе единицы, в основном, идет уличная торговля.
“Тяжело открыть свой зоомагазин, нужно получать разрешения от комендатуры. Деталей не знаю, но побегать надо. Больше частники продают на улице, на стихийных рыночках, кто провезти смог”, — говорит Ксения.
Ресурсов единомышленников “Животные в дар” не хватает, чтобы обеспечить всех питанием, а сами волонтеры уже на грани выгорания, ведь все они разбросаны по обе стороны линии фронта и как все мариупольцы вынуждены параллельно решать множество личных бытовых вопросов: искать работу, жилье либо воду, “гуманитарку”, дрова для костра…
Тем не менее четырем волонтеркам инициативы удается организовывать ввоз кормов в город, оплачивать стерилизацию и находить животным хозяев и перевозчиков.
“Благодаря UA Animals оплатили 20 стерилизаций. Это по 500 грн. И сами скидываем на врачей. Проблема в том, что карта у нас украинская, а ветеринары часто просят оплату в рублях. Я их понимаю, им выживать надо. А нам что делать?” — растерянно спрашивает Ольга.
Почему животных чаще эвакуируют на восток
Первыми массовыми донорами проекта “Животные в дар” стали мариупольцы, которым удалось выехать из города. Реалии выживания бездомных животных и их опекунов зоозащитники выкладывают в своих сторис. Отозвались и украинские зоозащитные организации из других городов, которым удается получить помощь зарубежных спонсоров.
“Они говорят: “Мариуполь, мы с вами”. Дают по тонне-две. UA Animals дают деньги на стерилизацию. Днепровские волонтеры машину давали, бердянские дают продуктовые наборы для мариупольских зоозащитников. Наша коллега очень похудела, не ест почти, нам перевозчики рассказали об этом. Но не все организации хотят выделять корм на Мариуполь: “потому что город оккупирован”, — говорит Ольга.
Передача корма мариупольским зооволонтерам. Источник: Инстаграм Животные в дар
Мариупольским активисткам практически удалось добиться помощи из-за рубежа — рентген от американской организации для ветврачей Мариуполя. Предложение поступило благодаря трагедии — собака испугалась грома, восприняв его за обстрел. Животное выпрыгнуло из 9 этажа.
“Дождь тогда был жуткий, с градом. Она разбилась и лежала плакала. На тот момент ей уже нашли передержку в Швеции. Наша волонтерка в Мариуполе лечила ее у себя, рентген сделать было негде, все было разрушено. История разошлась по соцсетям, американцы написали ей, предложили помощь. Сейчас собака уже в Киеве, ходит, это просто чудо! Ждет отправления в Швецию. Но за рентген нам еще придется побороться, на него претендуют зоозащитники из Харькова, которые убеждают доноров в том, что “в Мариуполь рентген не доедет”. К сожалению, это частый аргумент в наших переговорах насчет помощи. При том, что рентген в Харькове есть, а в Мариуполе ни одного”, — расстраивается Ольга.
Мариупольские животные, ожидающие отправки в Киев. Вывоз успешно состоялся
Помогают волонтеры и в поиске домашних, потерянных животных. Однако перевозчика оплачивают хозяева.
“Они сами договариваются. Вывоз кошки от 3000 грн, вывоз собаки 5000. Хозяева с ними сами связываются и оплачивают, мы только находим питомцев и передаем водителю”, — рассказывает Ксения.
В целом волонтеркам удалось вывезти более 60 бездомных животных на подконтрольную Украине территорию. Однако гораздо больше животных вывозится в Донецк или российские города, говорит Ольга. Со стороны Украины забирают в основном мариупольцы — своих потерянных животных. Когда я спрашиваю, связано ли это с предубеждениями относительно оккупированной территории, Ольга отмахивается: “Боже упаси! Нет ни у кого ни предубеждений, ни страха. Это вопрос только логистики. Очень тяжело вывезти животных через все эти блокпосты. Очень много людей хотят забрать. А так и в городе люди берут на передержку, добрых людей много”.
Поддержать проект Животные в дар можно по реквизитам: 5168 7554 5669 1936 Ксения Кляхина
Фейсбук-группа Животные в дар
Инстаграм Животные в дар
Фото на обложке: ул. Артема. С 9-го этажа одного из сгоревших домов выбросилась собака из ПТСР. Источник: телеграмм-канал Мариуполь Сейчас
***
Читайте также: "Оперировали как врачи 19 века": о работе хирурга и травматолога в блокадном Мариуполе