Антибиотики по электронным рецептам: как купить на территориях боевых действий, военным и в оккупации
С августа 2022 года пациенты начнут получать электронные рецепты на антибиотики. Это первый этап внедрения электронного рецепта на все рецептурные препараты в Украине и первый шаг в решении проблемы неконтролируемого употребления лекарственных средств. Но что делать украинцам на временно оккупированных территориях? И что следует знать жителям свободной части Донецкой и Луганской областей? Восточный вариант узнал у заместительницы министра здравоохранения Марии Карчевич.
Украинцы получат новый удобный инструмент — электронный рецепт для приобретения антибиотиков. Отпуск этих препаратов по назначению врача не новая норма, такой механизм и прежде действовал в Украине. Однако теперь рецепт будут выдавать и в цифровом виде.
Как получить рецепт? Что делать, когда рецепта нет, но лекарство очень нужно? И как быть на оккупированных территориях? Восточный вариант вместе с Марией Карчевич отвечает на главные вопросы.
Если вы принимаете неправильные антибиотики, вы проигрываете болезни
Конкретный антибиотик должен убивать конкретную бактерию. Если вы подбираете правильные лекарства и необходимую именно вам дозировку, вы побеждаете. Если же промахиваетесь даже со вторым, вы проигрываете.
Принять слишком большую дозу — нанести серьезный удар по печени. Принять мало — сделать бактерию еще сильнее вместо того, чтобы убить. Это явление называют резистентностью, то есть стойкостью к антибиотикам.
“Вырабатывается стойкость бактерий к антибиотикам, и когда у людей такие тяжелые заболевания или бактериальные инфекции как сифилис, туберкулез или ряд других болезней, они, к сожалению, становятся приговором. Потому что лечение перестает быть действенным. Соответственно это практика многих стран, когда антибиотики продаются по назначению врача. То есть по рецепту.
По данным ВОЗ, антибиотикорезистентность сегодня признана одной из основных угроз человечеству.
Потому что когда люди принимают антибиотики без назначения врача, они фактически занимаются самолечением, не понимая, действительно ли им нужен этот препарат”, — рассказывает Мария Карчевич.
Реформу, предусматривающую продажу антибиотиков исключительно по рецептам, разработали еще в 2019-м, и тогда же начали ее внедрение. Система, которая вот-вот начнет действовать, как говорит Мария, уже привычна как для врачей, так и для многих пациентов.
“Вопрос электронного рецепта не новый, потому что этот механизм давно действует и активно используется на инсулиновые препараты. А еще до того был внедрен электронный рецепт в рамках программы государственной реимбурсации (возмещение, — ред.) “Доступные лекарства”. Поэтому и для медицинских работников, и для многих пациентов этот инструмент уже знаком.
У нас есть поэтапный план перехода на продажу ряда препаратов по электронным рецептам.
Первым этапом будет рецепт на антибактериальные лекарственные средства. Следующими будут наркотические препараты, а затем все рецептурные лекарственные средства”.
“Для получения рецепта пациенту не требуется декларация с семейным врачом”
Начиная с августа, пациент, которому врач назначает антибиотики, будет получать бумажный или электронный рецепт. Без него покупать препарат возможности не будет.
“Работник аптеки на бумажном рецепте или на информационной справке ставит штамп “отпущено”, который означает, что человек получил необходимый препарат в аптеке. Если говорить об ответственности, о злоупотреблениях со стороны аптек по отпуску лекарств без рецепта, то она определена действующим законодательством.
Если пациент самостоятельно не может добраться до аптеки, то его представитель (это могут быть родственники, опекуны или соцработник) может обратиться в аптеку по рецепту, который есть у пациента, и получить препарат вместо него
Если же человек попал в реанимацию, то лечение на стационаре или в целом предоставление медицинских услуг в рамках программы медицинских гарантий будет бесплатным. Бесплатными будут и лекарственные средства”, — объясняет Мария Карчевич.
Важно, что для получения рецепта пациенту не требуется декларация с семейным врачом. Рецепты будут выписывать профильные врачи, ведущие лечение пациента.
Оккупация на востоке Украины и боевые действия: как быть людям?
Позволит ли реформа пациентам получать антибиотики бесплатно? На этом этапе нет. Однако дальше на это можно рассчитывать.
“На сегодня мы прорабатываем вопрос внедрения государственной программы возмещений. Уже есть соответствующие расчеты, и на самом деле это достаточно большая сумма для государственного бюджета, если говорить о возмещении за антибактериальные лекарственные средства. Поэтому прорабатывается вопрос о внедрении этой программы в следующем году”, — говорит представительница Минздрава.
Что же касается людей находящихся под оккупацией и на территориях, где продолжаются активные боевые действия, для них система будет несколько упрощена, по крайней мере в ближайшее время.
“Минздрав делает исключения для тех территорий, где ведутся боевые действия, или которые находятся во временной оккупации. Мы понимаем, что там не может быть возможности выписать рецепт или связаться с врачом. Соответственно на таких территориях разрешаем отпуск антибиотиков и без рецепта.
Перечень таких населенных пунктов утвержден соответствующим приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Такие аптеки временно на время действия правового режима военного положения смогут и дальше отпускать пациентам рецептурные антибактериальные лекарственные средства без рецепта врача”, — объясняет заместительница министра.
Она подчеркнула, что электронный рецепт — это дополнительный инструмент для украинцев, который значительно упростит процесс покупки лекарства.
“Сейчас мы внедряем дополнительные электронные инструменты, чтобы найти более удобные решения и для врачей, и для пациентов. Мы решили, что с августа запускаем параллельно и электронный, и бумажный рецепт. Почему так? Потому что где-то нет технической возможности, есть проблемы с электропитанием, или еще не все учреждения работают с электронной системой здравоохранения.
Поэтому мы делаем переходный период, когда будет действовать и электронный, и бумажный рецепт, и так же мы делаем исключения для тех территорий, где ведутся боевые действия или которые находятся во временной оккупации. Жизнь человека всегда в приоритете”, — говорит Мария.
Как реформа будет работать для военных и волонтеров?
Как сообщила заместительница министра, с начала полномасштабной войны государство получило 7400 тонн гуманитарной помощи стоимостью более 11 млрд гривен. Это помощь различных правительств и международных организаций, иностранного и украинского бизнеса, в целом из более чем 35 стран мира. Поступает медицинское оборудование, транспорт, различные лекарства, в том числе антибиотики.
Минздрав распределяет эту помощь не только на учреждения здравоохранения, больницы своего подчинения, но и на коммунальные и ведомственные учреждения, в том числе структуры и подразделения, находящиеся в подчинении Министерства обороны, МВД, СБУ…
“По запросам обрабатывают среднемесячную потребность и распределяют гуманитарную помощь по приоритетности. В первую очередь закрывают потребности больницам, находящимся в зоне боевых действий, вблизи них и занимающимся лечением раненых военных. Далее в фокусе оказываются больницы регионов с большим количеством внутренне перемещенных лиц. На третьем месте, уже все остальные больницы” — объяснила Мария.
В распределении помощи Минздрав также сотрудничает с разными волонтерскими организациями и инициативами.
“Реализация е-рецепта как не будет применяться в зоне боевых действий, временно оккупированных территориях, так и не касается военнослужащих или волонтерских организаций, чья деятельность направлена на обеспечение потребностей военного времени. Есть отдельная норма, разрешающая военным администрациям, подразделениям Вооруженных Сил Украины, волонтерским организациям покупать у субъектов, имеющих лицензию на производство хозяйственной деятельности по производству, оптовую торговлю лекарственными средствами, лекарства для нужд военного времени.
Буквально недавно поговорили с военной с позывным Доля (известная волонтерка со времен 2014 года, чей муж принимал участие в войне на востоке с 2014 года, вышел из Иловайского котла). Она вступила в ряды ВСУ и занимается обеспечением своего подразделения, вместе с которым находится в зоне боевых действий. Собственно, сложностей с антибиотиками у них нет. И она как до недавнего времени волонтерка, а теперь военная знает, что нововведение на них не распространяется”, — резюмирует Мария Карчевич.
***