Защита информационного тыла. Как "Львовский медиафорум" помогает редакциям востока Украины
Полномасштабное вторжение россии в Украину затронуло много профессиональных сфер. И журналистика — не исключение. Более того, именно журналисты остаются в прямом и переносном смысле под прицелом российских оккупантов. Причина проста. россия подавила свободу слова на своей территории, а также на территориях квазиформирований типа «лднр». То же ее военные пытаются сейчас сделать на территории Украины.
Украинские журналисты погибают от обстрелов в гражданской жизни, а также при выполнении профессиональных обязанностей в самых горячих точках на карте Украины. Журналисты, защищающие информационный тыл, также получают угрозы.
Команда «Восточного Варианта» также получала угрозы, не говоря уже о том, что часть журналистов была вынуждена покинуть свои родные дома в целях собственной безопасности.
Но благодаря искренней поддержке медийного сообщества и украинских организаций мы продолжаем свою работу и достойно противодействуем российской угрозе и вызовам, которые бросила нам война. Сегодня «Восточный Вариант» рассказывает о кейсах помощи от ОО «Львовский медиафорум».
В чем проблема?
По данным мониторинга Института массовой информации, за четыре месяца полномасштабной войны россия совершила 413 преступлений против журналистов и медиа в Украине. По состоянию на 24 июня россияне убили в общей сложности 33 журналиста, из них восемь журналистов были убиты во время исполнения профессиональных обязанностей. 14 журналистов были ранены, и по меньшей мере 15 журналистов пропали без вести (большинство из них из Мариуполя).
Также известно о по меньшей мере 9 случаях захвата и похищений журналистов и 58 случаев угроз.
«Журналистам присылают электронные письма и угрожают допросами, заключением (в частности, в Сибири), блокировкой сайтов. Угрозы получали редакции как центральных медиа, так и региональных», — так описан характер угроз в мониторинге ИМИ.
Также захватчики разворачивают кибервойну против свободы слова украинских журналистов. Мониторингом зафиксировано 32 киберпреступления против украинских медиа. После 24 февраля усилились DDoS-атаки на сайты украинских СМИ. Также оккупанты пытаются блокировать доступ людей к украинским ресурсам. Это происходит как на территориях, оккупированных с 2014 года, так и на недавно оккупированных территориях Украины.
Какое решение?
Общественная организация «Львовский медиафорум» была создана в 2013 году. В мае того же года организация провела большое одноименное событие, где собрала около 400 медийщиков со всей страны. Со временем функции «Львовского медиафорума» значительно расширились до проведения исследований медиаландшафта и помощи украинским журналистам.
После начала полномасштабного вторжения российской федерации «Львовский медиафорум» начал активно помогать украинским журналистам, пострадавшим в результате вторжения.
Как оказалось, они уже давно рассматривали возможность вторжения и новые вызовы для украинской журналистики, поэтому заранее начали разрабатывать срочный план, если самые плохие прогнозы военных экспертов оправдаются.
«Мы договорились, что начнем реализовать этот план при двух условиях. Первое — сообщение о том, что войска рф перешли государственные границы Украины. Второе — исчезновение связи. В этом случае нам следовало бы убедиться, исчезла ли связь у других мобильных операторов и провайдеров интернета. Мы понимали, что [война] может начаться и таким образом, что означало бы диверсии. К сожалению, наш план сработал 24 февраля», — рассказывает глава ОО «Львовский медиафорум» Ольга Мирович.
Как это работает?
В первые дни полномасштабного вторжения «Львовский медиафорум» запустил горячую линию, на которую медийщики могли обращаться, чтобы сообщить о своих нуждах и помощи. Первые звонки на линию поступили уже утром 24 февраля. Журналисты из самых опасных точек страны спрашивали о безопасном месте, где они могли бы временно поселиться или поселить своих родственников.
Во «Львовском медиафоруме» были готовы к этому, ведь переоборудовали собственный офис под шелтер, а также благодаря помощи партнеров открыли дополнительное пространство под шелтер в другой точке города.
«Уже через полторы недели мы поняли, что нужно не только обеспечение шелтером, продуктами питания и средствами гигиены, но еще и рабочими местами. Тем самым мы немного переоборудовали наш шелтер: выделили там рабочую зону, закупили базовое оборудование. Были журналисты, потерявшие технику, потому что не могли взять ее с собой или она была просто уничтожена», — вспоминает Ольга Мирович.
Впрочем, она отмечает, что ожидала гораздо больше запросов на помощь, чем их было на самом деле. Но многие украинские журналисты вместо того, чтобы выехать из опасных районов, выбрали остаться там и работать до последнего, чтобы сохранить редакцию.
После более чем четырех месяцев с начала полномасштабной войны количество обращений о помощи от журналистов не уменьшилось, скорее изменился тип потребностей. Если в первые месяцы многие редакции нуждались в удовлетворении базовых и рабочих потребностей своих сотрудников, то сейчас это более глубинные запросы. В частности, это поддержка изготовления контента, поддержка выплат зарплат редакции, техническая помощь, консультации по фандрайзингу, финансам, IT-поддержке, SEO-оптимизации, цифровой безопасности.
Еще одно масштабное направление — психологическая помощь.
«Она имеет разные формы. Мы сейчас максимально расширяем предложения. Это и анонимные индивидуальные психологические консультации, и группы взаимоподдержки и резиденции для журналистов, работающих в условиях повышенного стресса. А это сейчас практически все украинские журналисты. Раньше у нас был такой опыт с иностранными журналистами из стран, где медийщики находятся под угрозой и политическим давлением, тогда как сейчас такая помощь нужна нашим коллегам», — говорит глава «Львовского медиаформа».
А это точно работает?
С 24 февраля Львовский медиафорум обработал запросы 270 медиа и закрыл 122 запроса от журналистов. Сумма помощи, предоставленной за это время, превышает 600 млн гривен.
Также «Львовский медиафорум» помог редакциям и медийщикам востока Украины, в частности, закрыли 19 потребностей медиа Донецкой и Луганской областей. Это 5 запросов на технику, 7 запросов на финансовую помощь, 2 запроса на психологическую помощь, 3 на цифровую безопасность (защита сайта от атак и разблокировка профиля).
Среди этих медиа «Восточный Вариант», «Свободное радио», «Восточный проект», «Kramatorsk Post», «Антикризисный медиацентр», «Бахмут.in.ua», «Новости Донбасса», «Трибун», «IPTA», «Славянские ведомости/Газета объявлений», «Городской сайт Бахмута», «Мариуполь сейчас», «Волноваха.City».
Как ни странно, большинство медийщиков востока Украины боятся не обстрелов и боевых действий, а оккупации. Ибо знают, что в случае оккупации на независимых журналистов начнется охота как со стороны захватчиков, так и со стороны их прихвостней.
Об этом говорит, в частности, главный редактор издания Волноваха.City Павел Ештокин. Он и еще одна журналистка уехали из города еще в самом начале вторжения рф, а вот вторая часть команды — журналистка и видеооператор — остались в городе.
В результате журналистка Анастасия была вынуждена прятаться в подвале. Это, возможно, спасло ей жизнь, поскольку в ее дом попал снаряд, поэтому находившаяся там фототехника была повреждена. Анастасия была эвакуирована во время одной из последних волн эвакуации в специальном бронированном автомобиле.
Видеооператор Никита застал оккупацию Волновахи и для выезда из города вынужден был проходить фильтрацию, устроенную оккупантами. По словам Павла Ештокина, у Никиты дома провели обыски, частично забрали оборудование, необходимое для съемки и монтажа видео. Также Никиту допрашивали, пытаясь выяснить, знает ли он каких-нибудь местных активистов.
Часть техники он смог вывезти, когда ехал из Волновахи через россию в Польшу, поскольку пути через подконтрольные украинским властям территории сейчас почти невозможны.
«Соответственно, почти вся техника редакции осталась в Волновахе, все компьютеры разграбили. Я только свой ноутбук успел увезти. Поэтому, когда мы уехали, начали обращаться ко многим организациям за денежной поддержкой, чтобы по крупицам собрать редакцию», — говорит Павел.
Он также обратился во «Львовский медиафорум» с просьбой помочь с техническим обеспечением, в частности, приобрести ноутбук, объектив для фотоаппарата и штатив.
«Я человек из бизнеса, поэтому очень не люблю бюрократию. А со “Львовским медиафорумом” получилось так, что они прислали технику настолько быстро, что даже мне оно настолько быстро не нужна была. Я совсем по-другому работу распланировал, думал, весь процесс займет месяц, а вышло за три дня», — рассказывает Павел Ештокин.
Еще одна история помощи связана с редакцией «Свободного радио», активно освещавшей события на территории Донецкой и Луганской областей, в том числе на их оккупированных частях.
«Мы заранее планировали наши действия на случай эскалации ситуации безопасности. У нас было две встречи с командой, на которых мы обсуждали планы, страхи, тревоги, впечатления. Так пытались скоординировать максимально наши действия, если исчезнет связь, электричество, интернет и т.д.», — вспоминает подготовку директорка «Свободного радио» Анастасия Шибико.
Еще 23 февраля она уже после обеда попросила коллектив идти домой и готовиться к эвакуации: собрать вещи, заправить автомобили и в этот же день или, самое позднее, на следующий день — выезжать.
Сейчас все члены команды редакции в относительной безопасности. Полномасштабная война бросила новые вызовы.
«Мы работаем из разных городов и стран. Немного скучаем по офису. Он у нас большой, просторный и комфортный. А еще там круглогодично стоит елка. Из-за того, что мы находимся за пределами региона, иногда трудно получить официальное подтверждение информации. Но война не отменяет стандартов, поэтому иногда уходит много времени на проверку, из-за чего страдает оперативность», — говорит Анастасия Шибико.
Она вспоминает, как из Донецкой области уехала в Киевскую область и там оказалась в оккупации.
«Через 2 недели после начала боевых действий мне с мужем пришлось несколько дней бежать по лесам от искавших нас дагестанцев. Когда мы после освобождения Киевщины попали в дом, где жили, поняли, что остались без ничего. Оккупанты украли даже собачий корм и ношеные военные таланы. Что уж говорить о ноутбуках в коробках, профессиональном фотоаппарате с полным набором объективов и всем остальном. Наша машина стояла расстрелянная, разворованная и разбитая, а на асфальте виднелась надпись “Хочешь мира”», — вспоминает директорка редакции.
Анастасия Шибико обратилась во «Львовский медиафорум» за помощью. В частности, требовалась техника на замену украденной рашистами. ЛМФ помог с некоторым оборудованием. Также организация нашла жилье для одного из членов команды «Свободного радио» и уже в третий раз оказывает финансовую поддержку, позволяющую закрывать потребности редакции.
Еще больше полезных решений
Какую помощь оказывает «Львовский медиафорум» (ЛМФ)?
◾ индивидуальные консультации и поддержка профессиональных психологов;
◾ консультации по кибербезопасности, защита сайтов украинских медиа;
◾ разблокирование страниц украинских редакций и журналистов в сетях Facebook и Instagram и установка дополнительной защиты от блокировки;
◾ поиск снаряжения для индивидуальной защиты;
◾ сбор информации о специфических потребностях редакций и поиск ресурсов для их удовлетворения;
◾ финансовая поддержка для оплаты хостинга и изготовления контента;
◾ предоставление техники для работы редакций;
◾ готовый текстовый и графический контент для широкой аудитории по информационной гигиене.
Программа резиденций
Также «Львовский медиафорум» запустил программу зарубежных и украинских резиденций. Одна из них прямо сейчас проходит в Польше, на другую, которая состоится в Карпатах, сейчас идет набор. Подробнее о ней можно прочитать по этой ссылке, а зарегистрироваться по этой. Дедлайн подачи заявок — 15 августа, но лучше поторопиться, поскольку резиденция в Карпатах очень популярна, организаторы получили уже более 150 заявок.
Во время резиденций журналисты смогут перезагрузиться, отдохнуть и изменить окружение, а также завести новые полезные знакомства, посетить лекции и экскурсии. Все это доступно без отрыва от основной работы.
Помощь с конкретизированными запросами
«Львовский медиафорум» может помочь осуществить вашу профессиональную мечту, если вы сможете правильно подать запрос. К примеру, недавно в команду «ЛМФ» обратилась украинская редакция с просьбой сделать украиноязычную версию сайта, которой до этого в редакции не было. «ЛМФ» никогда раньше не получал такие запросы, но с радостью помог дублировать сайт на украинском языке, предоставив необходимые ресурсы и консультации.
Что означает конкретный запрос на помощь? Расскажем на примере. Кто-то из ваших сотрудников мечтает освоить работу с видеоформатами, но в фонде редакции нет денег на курсы видеосъемки и монтажа. Вашему сотруднику нужно найти конкретные курсы или программу стажировки и обратиться во «Львовский медиафорум» с описанием своей потребности.
Если вы просто обратитесь в ЛМФ с просьбой научить вас снимать и монтировать видео, вероятно, они не смогут вам помочь. На поиск необходимого курса или программы стажировки для вас у команды ЛМФ уйдет определенное время и человеческий ресурс, что все равно не гарантирует, что этот курс вам подойдет.
Поэтому важно конкретизировать запрос, описать потребность, необходимость и возможности для удовлетворения этой потребности.
Контакты «Львовского медиафорума»
050 504 15 90
Поддержка ЛМФ на Patreon
Недавно у ЛМФ появился Patreon. Команда организации сделала это, чтобы диверсифицировать источники поступлений финансов и получить дополнительные возможности поддержать украинскую журналистику. Если у вас есть возможность поддержать «Львовский медиафорум», станьте их патроном по этой ссылке. Это стоит 36 долларов каждый месяц.
Фото на обложке: Екатерина Москалюк