"Мы потеряли уже восемь волонтеров". Как работает центр "Все буде добре", эвакуирующий людей с востока
Волонтеры — вторая армия страны, надежно закрывающая тыл, пока наши защитники и защитницы обороняют суверенитет Украины. И речь не только о тех, кто собирает на нужды нашей армии, но и о тех, кто помогает украинцам эвакуироваться и снабжает продуктами и медикаментами в самое сложное время.
Ярослав Бойко — волонтер и глава правления общественного союза «Ассоциация гуманитарный центр “Все буде добре”». С начала полномасштабного вторжения эта организация доставила тысячи тонн гуманитарной помощи в самые горячие точки востока Украины.
Также организация эвакуирует людей из Донецкой и Луганской областей. Иногда людей забирают из таких мест, куда не доезжают другие организации.
Восточный Вариант рассказывает, какие усилия вкладывают волонтеры в свое дело, почему важно помогать и хватает ли ресурсов у гуманитарных организаций.
В толпе во время эвакуации люди ломали конечности
В первый день полномасштабного вторжения россии Ярослав Бойко создал общий чат в Viber, где собрал глав громад, руководство Донецкой областной военно-гражданской администрации и представителей общественных организаций. В чате координировалась работа по эвакуации мирного населения из зоны боевых действий.
«25 февраля я созвонился с Укрзализныцей и первый эвакуационный поезд у нас ушел 26 февраля. Тогда же мы вышли координировать посадку людей на поезда», — говорит Ярослав Бойко.
Поездами из Краматорска удалось эвакуировать 140 тысяч человек. Среди них не только жители города, но и жители других населенных пунктов Донетчины. Краматорск был выбран неслучайно. Город имеет большой железнодорожный вокзал и выгодное логистическое решение.
Организовать процесс было непросто, поскольку эвакуация в условиях военного положения сильно отличается от посадки на поезд в мирное время.
«Мы расписывали время подачи поезда, количество вагонов, количество вагонов для людей с инвалидностью. Когда на вокзале 7-10 тысяч человек, очень тяжело посадить людей в поезд. В толпе люди ломали руки и ноги, были и смертельные случаи. Поэтому координация была очень нужна. Это огромная работа», — объясняет Ярослав Бойко.
В день, когда российские оккупационные войска обстреляли вокзал Краматорска, Ярослав сам был неподалеку. Он вместе с американскими партнерами как раз отъехал от вокзала, когда произошел обстрел. Услышав это, они вернулись на вокзал, чтобы помочь ликвидировать последствия обстрела. Увиденное поразило всех.
«Там было огромное количество раненых и погибших. И сначала не было понятно, где раненые, где погибшие, где потерявшие сознание. Была неразбериха. Хорошо, что там были работники Красного Креста и медики, а затем быстро подъехала полиция и МЧС. Благодаря этому удалось многим помочь. Количество погибших могло бы быть больше, если бы сразу не была оказана столь эффективная первая помощь раненым», — считает Бойко.
Помогают не только льготным категориям граждан
Организация «Все буде добре» сотрудничает с одной из крупнейших в мире организаций в сфере обеспечения продовольственных потребностей населения — World Central Kitchen. Продукты транспортируют с запада страны на восток по железной дороге, поскольку это значительно экономичнее. За неделю это от 5 до 10 вагонов и около 300 тонн гуманитарки.
В Донецкой области продукты попадают в логистический хаб, где волонтеры формируют продуктовые наборы — в среднем за день это 5 тысяч пакетов. Еду также забирают представители территориальных громад, а затем раздают наборы на местах.
«Наши так называемые продуктовые менеджеры контролируют выдачу, поскольку мы понимаем, что гуманитарная помощь — это лакомый кусок для многих. Но мы работаем для людей. Хотим, чтобы помощь была оказана нуждающемуся. Поэтому мы мониторим пункты выдачи, процесс контролируют государственные органы», — подчеркивает Ярослав Бойко.
Сейчас организация «Все буде добре» имеет 12 пунктов выдачи гуманитарной помощи, но обеспечивает продуктами и другие пункты, созданные органами местного самоуправления.
«На сегодняшний день мы обеспечиваем, наверное, практически все громады Донецкой и Луганской областей, в том числе некоторые оккупированные. Последний раз мы обеспечили 33 населенных пункта, не считая поселков», — объясняет Ярослав.
Часто ресурсы гуманитарных штабов, созданных органами местного самоуправления, рассчитаны только на определенные категории населения: люди с инвалидностью, пожилые люди и так далее. Но на Донетчине и Луганщине многие потеряли работу и не имеют возможности сейчас себя обеспечивать. «Все буде добре» помогает и таким людям.
Забирают оттуда, откуда трудно выбраться
Волонтеры ездят в горячие точки на карте областей, включая Северодонецк, за который сейчас ведутся тяжелые бои. Иногда волонтеры проезжают даже на оккупированные территории, где гуманитарная ситуация крайне тяжелая, а артиллерия стоит в поле у постоянно простреливаемой дороги.
«Как руководитель, я не могу рисковать жизнью своих волонтеров, даже тех, кто сам хочет ехать. За этот промежуток времени мы потеряли 8 человек — три водителя удерживаются в Мариуполе, двое волонтеров погибли на Краматорском железнодорожном вокзале во время обстрела, еще по одному человеку погибли в Рубежном и Северодонецке. И один руководитель нашей ячейки в Троицком погиб в бою», — говорит Ярослав.
Вопреки российской пропаганде, которая пытается убедить, что Украина всегда была расколота, а жители запада никогда не заботились о судьбе жителей востока, Ярослав подчеркивает, что среди его волонтеров есть люди с запада страны. Они отчаянно пытаются прорваться под обстрелами туда, куда не в состоянии добраться официальная эвакуация, организованная властями.
«В частности, из Берестово (Бахмутский район) они вывезли более 650 человек, а потом, когда официальные власти уже не смогли эвакуировать никого, забрали еще 200 человек», — вспоминает Ярослав.
В общей сложности автобусами им удалось эвакуировать около 260 тысяч человек.
Впрочем, уговорить эвакуироваться удается далеко не всех. Ярослав с горечью отмечает, что благими намерениями обеспечить людей продовольствием и медикаментами вымощена дорога в ад.
«Боевые действия развиваются не так, как нам хотелось бы. Линия фронта приближается, атаки усиливаются. Люди, которые остаются в городах и имеют возможность регулярно получать гуманитарку, считают, что в подвале они в безопасности», — говорит Ярослав.
Люди переживают за свое будущее на новом месте после эвакуации, ведь придется искать новую работу и платить за жилье.
Потребности растут, а ресурсы истощаются
Идет уже четвертый месяц с начала полномасштабного вторжения. За это время волна ВПЛ уменьшилась, но Ярослав считает, что Украине следует подготовиться к третьей волне внутренней миграции. При этом ресурсов уже не хватает не только у государства, но и у разных гуманитарных организаций.
«Раньше я мог закупить топлива на 300 тысяч гривен в день, а сейчас я уже с трудом могу позволить себе купить топлива на 30-50 тысяч. Наши ресурсы уже истощены», — приводит пример Ярослав Бойко.
Сейчас, по его мнению, ситуация с гуманитарной помощью тяжелая, но контролируется. Но если будет повреждена железная дорога в Донецкой области, то волонтерам придется придумывать новые пути доставки гуманитарной помощи.
«Сейчас в неделю тратится уже более 3000 тонн бензина на логистику. Если, например, нам придется переехать в Днепр, то мне понадобится в три раза больше, чем сейчас», — объясняет Бойко.
Нехватку ресурсов испытывает вся страна. Гуманитарным и благотворительным организациям приходится находить все новые и новые источники для помощи переселенцам.
Впрочем, пока благодаря упорству украинцев все держится на плаву. А вызовы, которые бросает война, наши люди воспринимают с готовностью. Например, для того чтобы упростить работу волонтерских штабов, программисты разработали программу, которая позволит отслеживать, кто и когда получил гуманитарную помощь.
«У нас очень крутая программа и очень простая в использовании. В ней смогут зарегистрироваться волонтеры, и они сразу же получат минимальное и максимальное количество выдачи. По номеру телефона получателя можно будет отследить, была ли эта доставка на дом или нет. И это в будущем может помочь в поиске людей», — говорит Ярослав.
Контакты для эвакуации в Донецкой области
🔸Краматорск:
0660769398,
0994156554
(вывозят в Днепр)
🔸Бахмут:
0954987615
🔸Славянск:
099 539 78 67,
099 539 80 47,
099 539 80 48,
066 284 92 85
🔸Дружковка:
0954695707
🔸Соледар:
0507766862,
0669 283420
🔸Константиновская громада:
0934201883
🔸Николаевка:
050 814 85 45
🔸Райгородский старостат:
0951778436
🔸Малиновский старостат:
095 698 98 18
🔸Рай-Александровский старостат:
095 820 94 80
🔸Часов Яр:
099 712 0359