«Щелкунчик и крысиный король»
В прошлом году на экраны вышел «первый 3D-мультфильм» российского производства. Многострадальная «Маша и волшебный орех» была плодом экспериментов разных людей и компаний. Свою волосатую лапу к этому проекту приложил и товарищ Кончаловский. Говоря об этом деятеле, стоит помнить, что он является членом клана Михалковых, однако, его положение в этой семье лучше всего определяется поговоркой про «паршивую овцу». Все, к чему прикасается Кончаловский, превращается в тыкву, не дожидаясь заветной полуночи. Эдакий киллер от кино. Сценарий своего «Щелкунчика» он выносил еще во время непродолжительной работы над «Машей и волшебным орехом». Будучи изгнанным из проекта за маниакальное желание дорисовать сказочной Маше смачную грудь, он с головой погрузился в работу над киносказкой. И вот, это, с позволения сказать, кино увидело свет.
Все начинается с того, что Альберт Эйнштейн дарит своим племянникам кукольный домик и деревянного уродца, которого он требует называть не иначе, как «NC». Спев под музыку Чайковского бредовую песню о теории относительности, Альберт Эйнштейн оставляет племянников один на один с кукольным убожеством. Ночью, совсем к в фильме ужасов «Детские игры» уродливый щелкунчик оживает, и вовлекает девочку Мэри в наркоманский приход. После созерцаний танца елочных игрушек в форме турецких солдат, которые, кстати, танцевали гопак, и прочих приходов Щелкунчик знакомит девочку с феей. Фея снимает проклятье с Щелкунчика, но вот незадача – есть крысы, королева которых накладывает на многострадального деревянного уродца повторное заклятье путем поглощения крысиного яда. Крысы охотятся за Щелкунчиком и его друзьями-куклами. Щелкунчик оказывается правителем целого города, в котором в данный момент обосновались те самые крысы. Крысы, в свою очередь, устраивают холокост всем игрушкам, сжигая их в печах. В общем, на протяжении двух часов адские куклы и крысы будут петь, танцевать, а между делом коряво шутить и изображать какое-то действие.
На пресс-показе был использован очень хитрый прием – зал был маленький, а приглашенных журналистов – много. В результате из набитого битком зала выйти имели возможность лишь те, кто сидел с краю, чем они, собственно, и воспользовались. Мне же пришлось смотреть этот ужас, причем в коряво сделанном 3D до последнего кадра. На пресс-конференцию с Кончаловским я не остался. Я не знал, о чем его спросить. Мне кажется, человек, потративший 90 миллионов долларов на съемки откровенных кинофекалий, которые и фильмом назвать нельзя, не достоин уважения. Впрочем, тут, как оказалось, я не одинок. Фильм с таким гигантским бюджетом собрал в США в первый уикенд воистину гигантскую кассу – 87 тысяч долларов. Как размазали Кончаловского западные кинокритики, вы сможете прочитать сами.
В фильме задействованы актеры глубокого третьего эшелона. Конечно, 90 миллионов долларов бюджета не позволили привлечь в фильм ни одной звезды, но Кончаловский по-честному сэкономил, например, на фее. Ее, по старой доброй традиции «деньги из семьи не уходят» сыграла, как обычно бездарно, Юлия Высоцкая, супруга Кончаловского. На детей тоже решили много денег не тратить, в результате на главную роль привлекли Элли Фенинг. Элли, возможно, нормально сыграла в десятке совершенно проходных голливудских фильмов, но в «Щелкунчике» вся ее игра сводилась к выражению лица «я девочка-даун» с полуоткрытым ртом. Более того, видимо, решив отыграться за буфера Маши из «Волшебного ореха», бедную девочку заставили оголить плечо, из-за чего она в конце фильма напоминала малолетнюю проститутку, которую накачали транквилизаторами.
Крысиного короля сыграл Джон Тартарро, и это, пожалуй, единственным лучом света в царстве посредственности и серости. Джон изо всех сил старался отвечать требованиям режиссера, но талант не пропьешь, даже если пьешь с Кончаловским, поэтому игра в отдельных сценах (видимо они снимались, когда Кончаловский отсутствовал) великолепна.
Весь фильм пропитан «совком». Я сознательно стараюсь избегать этого термина, но в отношении этого кинокала иначе и не скажешь. Кончаловский как в конце 80-х был изгнан из Голливуда ссаными тряпками, так и до 2010 года донес весь спектр убогой советской нафталиновой бездарности. В то время, как его родственник снял «великое кино о великой войне» за 30 миллионов евро, он умудрился спустить в мусорное ведро 90 миллионов долларов. Вдумайтесь в эту цифру. А теперь представьте, что единственное, с чем это кино по уровню качества можно сравнить, это «Обитаемый остров» Бондарчука, в котором деньги тратились на фанерные розовые броневики и аренду музыкальных инструментов. В «Щелкунчике» деньги тоже были потрачены на реквизит – качество компьютерной графики, интерьер, костюмы, декорации не вызывают нарекания, как не вызывает вопросов все, к чему не прикоснулся Кончаловский. Все остальное – отвратительное, скучное, невыразимо убогое говно.
Вердикт: лучше всего будет процитировать западную прессу «Самое дикое в этом фильме — вера его авторов в то, что дети (и их родители) в канун Рождества мечтают именно о мультипликационной версии холокоста»
Автор - Федор Обзоркин
Источник - Обзоркино