"Заплакали, когда наконец-то увидели украинский флаг". История спасения семьи из Мариуполя
Валерий и Наталья познакомились в 2009 году. Оба — из Донецка. Вместе они строили планы на дальнейшую жизнь. Но в 2014 году эти планы, как и миллионов других людей из ныне оккупированных районов Донецкой и Луганской области, разрушила война.
Они переехали сначала в Краматорск, а затем в Мариуполь. Там все пришлось начинать почти с нуля. Валерий работал на складе бытовой химии, а Наталья занималась ремонтами квартир.
24 февраля 2022 они проснулись и как всегда собирались на работу. Валерию позвонила подруга из Краматорска и сказала: «Ты знаешь, что война началась?». Сначала Валерий не поверил, но полистав ленту новостей понял, что то, о чем все говорили в последнее время, стало реальностью. На работу он не поехал.
Свою историю спасения сначала от обстрелов, а затем от российской оккупации Валерий рассказал Восточному Варианту.
Будильник из российских «Градов»
Валерий и Наталья решили, что будут оставаться в Мариуполе, насколько это будет возможно. Как и многим другим мариупольцам, им казалось, что все скоро закончится. Они не могли представить, что их ждет дальше.
«Паника, конечно, была, но собирать чемоданы мы не стали, потому что не знали, куда ехать. Мы думали, что россиян быстро выгонят и мы будем дальше жить спокойно», — рассказывает Валерий.
4 марта в 6 часов в их многоэтажку недалеко от АС-2 прилетел снаряд. Они сразу проснулись и сначала спрятались в ванной комнате, а потом в тамбуре.
«К счастью, жители квартиры, в которую прилетело, выжили. Они, как оказалось, успели укрыться в коридоре. В их квартире вылетело окно, разнесло плиту», — вспоминает парень.
Позже приехал знакомый Валерия и предложил паре перебраться в другой район, где хоть и тоже было громко, но пока не было прилетов.
На следующий день они вернулись в свою квартиру, убрали стекло, забили окна и решили остаться. Но уже с утра пожалели о решении. Их район снова оказался под обстрелами российских «Градов».
«Обстрелы продолжались очень долго. Где-то в обед к нам прибежал брат Натальи и предложил переехать к нему в квартиру недалеко от дома быта. Идти туда прямо сейчас было очень страшно, поэтому мы сначала отказались, но позже перебежками пошли к нему», — говорит Валерий.
В тот момент Наталья не взяла никаких вещей и документов, потому что решила, что они еще вернутся.
Путь, который в мирное время занимал около 15 минут, они прошли вдвое быстрее. И это при том, что останавливались каждые несколько секунд, прислушиваясь, не летит ли что-нибудь в их сторону.
«Наталья хоть и нервничала, но не плакала. Разревелась дома у своего брата, когда мы дошли», — говорит парень.
На новом месте было не легче: две ночи пришлось провести в подвале. К тому же вот-вот должны были закончиться необходимые ресурсы — продукты, вода. В поисках еды Валерий ушел в детский сад и нашел там мешок капусты. На тот момент люди уже пытались объединяться и готовить вместе. Он отнес его в подвал с общим складом.
Синдром «жизни во тьме»
15 марта к ним внезапно приехали друзья и предложили выезжать из Мариуполя срочно. В середине марта уже не было такого места на карте города, где можно было бы чувствовать себя хотя бы в относительной безопасности, не говоря о том, чтобы передвигаться по городу и собирать одежду.
Поэтому пара просто села в машину и уехала в том, в чем была. Наташа так и не успела забрать свои документы. Как оказалось впоследствии, они сгорели в той самой квартире возле АС-2 вместе с другими вещами.
В поселке близ Мариуполя, уже находившегося под российской оккупацией, Валерий с Натальей провели больше месяца. Там было водоснабжение, свет и сначала даже связь.
Валерий вспоминает, как постепенно привык к этим признакам комфортной жизни:
«Меня попросили принести посуду из летней кухни. На улице было темно. Я пошел, взяв с собой фонарик и с фонариком искал там посуду. Только потом понял, что можно было просто включить свет и все», — объясняет парень.
Но, несмотря на то, что в поселке было тихо и были все необходимые ресурсы, рядом постоянно ходили солдаты россии или так называемой «днр». Наталья и Валерий не хотели жить в оккупации и мечтали снова увидеть украинский флаг.
Они постоянно искали того, кто может отвезти их в Запорожье и при этом обойти фильтрацию. В середине апреля они смогли уехать в Запорожье, но пришлось совершить вынужденную остановку в оккупированном Бердянске.
На блокпостах россии просили взятки
«В Бердянске мы познакомились с молодой парой. Нас поселили в соседних комнатах, поэтому мы сразу предложили им вместе приготовить обед. За столом разговорились. Оказалось, что они уже давно не встречали людей с проукраинской позицией, и мы почти первые такие за много времени. Они искренне обрадовались», — говорит Валерий.
Вечером Валерию позвонил водитель и сказал, что ему пришлось дать взятки военным так называемой «днр», чтобы те пропустили пассажиров без фильтрации. На тот момент у пары уже не было денег, часть и так пришлось одолжить у знакомых.
«Мы с этим парнем из соседней комнаты вышли покурить. Он достал из кармана тысячу гривен и протянул мне. Я взял деньги и поблагодарил. А позже он предложил нам еще три тысячи гривен. Сказал, что они хотят ехать только вместе с нами. И что каждый день, пока мы будем жить в оккупированном Бердянске, мы будем только терять еще больше денег. Нужно выбираться отсюда сейчас... Я часто думаю, что таких людей послал нам Господь», — вспоминает Валерий.
Вместе со своими новыми знакомыми они еще несколько дней вели общий быт — вместе покупали продукты, готовили еду, делились средствами гигиены и одеждой.
Добраться до Запорожья удалось не сразу. В первый раз они почти доехали до Токмака. На блокпосте машину развернули российские военные и сказали, что коридора нет. И добавили, что зря все едут в Запорожье, потому что «там скоро будет такая же ситуация, как в Мариуполе». Обратно все ехали молча.
«Через пару дней после этого пришла новость об открытии гуманитарного коридора. Водитель сказал, что нужно срочно уезжать. Мы через 10 минут собрали вещи и заскочили в машину. От волнения постоянно хотелось курить», — говорит Валерий.
И снова тщательная проверка на каждом блокпосту: российские военные просматривали галерею, мессенджеры и корзину на телефоне, мужчин раздевали, чтобы осмотреть туловище и ноги на наличие татуировок, у всех проверяли документы и сумки с вещами.
Ситуация усугублялась тем, что его девушка Наталья ехала вообще без документов. На любом блокпосте ее могли высадить из машины и оставить до выяснения обстоятельств.
«Этого я боялся больше всего. После того, что они делали с женщинами в Буче и других городах Украины, я понимал, что от них можно ожидать чего угодно. Они просто заберут ее, а нам скажут ехать дальше. И мы ничего не сделаем», — описывает жуткие мысли Валерий.
Проверки на блокпостах занимали больше времени, чем сама дорога, поэтому Валерий и другие пассажиры переживали, что им не удастся добраться до Запорожья в этот же день. Ночевать в поле или в поселке, оккупированном россиянами, не хотелось.
«На одном из последних блокпостов водителю сказали возвращаться назад или дать взятку — примерно десять тысяч гривен. И это всего за один блокпост. А их было еще несколько впереди. Таких денег у нас не было», — уточняет Валерий.
В Запорожье смогли дышать свободно
В конце концов им удалось объехать тот блокпост другим путем мимо противотанковых мин.
«Издалека мы увидели украинский флаг. Но сначала не поверили, что это наши. Но то, о чем мы так долго мечтали и думали, происходило на самом деле. Девушка, ехавшая рядом со мной, заплакала. Вообще в этой машине плакали все. Военный открыл дверь, посмотрел на нас и спросил, почему плачем. А другой потом сказал с улыбкой: «И как нам за вас воевать, если вы так плачете?» — цитирует парень.
Он отмечает контраст между украинскими блокпостами и российскими: на украинских не смотрели сумки, не интересовались «донецкой пропиской», желали счастья и поздравляли с тем, что мы наконец-то добрались до своей цели.
«Когда мы приехали в Запорожье, там даже дышалось полегче. Мы были счастливы. Поняли, что снова можно устанавливать все мессенджеры, общаться о чем угодно и не оглядываться вокруг», — вспоминает Валерий.
Сейчас они с Натальей перебрались в Черновцы. Там временно разместились в школе.
«Здесь к нам очень хорошо относятся. В школе устроили для всех хорошие спальные места, волонтеры ежедневно привозят продукты, мы готовим еду. Здесь можно бесплатно взять нужную одежду и белье. Люди с большим пониманием относятся к тому, откуда мы приехали», — говорит Валерий.
В настоящее время они ищут работу на новом месте. И снова готовы строить свое счастье. Уже в третий раз.