Свет, газ и вода: как на Донетчине создают сервис для улучшения коммунальных услуг
Приходилось ли вам стоять в «километровой» очереди для оплаты коммуналки? А проводить сверку показаний? Или менять поставщика газа? «Восточный Вариант» рассказывает, как житель Покровска хочет упростить эти процессы для всех украинцев
В перспективе разработка позволит полностью уйти от бумажных документов и все перевести в онлайн. А пользователи смогут, не выходя из дома, решать все коммунальные вопросы.
В чем проблема?
Коммунальные услуги — эта сфера жизни, с которой мы сталкиваемся ежедневно. И вместе с тем до сих пор это одна из самых некомфортных сфер.
К примеру, летом 2020 года в Украине заработал рынок газа для населения: потребитель получил право менять поставщика газа в зависимости от цены и сервиса. В некоторых городах началась суматоха — в офисах поставщиков услуг собирались длинные очереди из желающих перезаключить договор с новой компанией с более выгодным тарифом.
Какое решение?
Житель Покровска Виталий Давыдов работает над стартапом Timbi. Это сервис, который в перспективе позволит выбрать поставщика услуг и заключить с ним договор, не выходя из дома. Распространяться это будет на поставщиков воды, газа и электроэнергии.
«Пару лет назад мои друзья купили квартиру в Днепре. Я помогал им с переездом и застал процесс переоформления лицевого счета на их личные данные вместо данных бывшей владелицы квартиры», — рассказывает Виталий.
Молодая семья столкнулась с массой трудностей: пришлось выстаивать длинные очереди, безнадежно искать абонентские отделения среди спальных районов, несколько раз собирать нужный пакет документов. И даже спустя всю эту бюрократию некоторые платежки приходили на имя старых хозяев квартиры.
«Я еще тогда ввел в поисковике запрос “подключить коммунальные услуги онлайн”, но не нашел ничего», — вспоминает Виталий. Он и сам неоднократно помогал родным переподключить коммунальные услуги.
Как это работает?
Над своим стартапом Виталий работает в венчурной студии Центра стартапов 1991 в Мариуполе. Его цель — упростить взаимодействие клиентов с поставщиком услуг до максимума.
Для переподключения на сайте Timbi нужно будет заполнить форму и подать документы. Нужно выбрать регион, где вы планируете подключение, статус клиента (бизнес или бытовой пользователь), нужную услугу и самого поставщика.
А затем прикрепить фото таких документов:
📌 паспортные данные,
📌 идентификационный код,
📌 документ, подтверждающий право собственности или аренды жилья,
📌 последний счет за услугу,
📌 дополнительные документы, которые могут требовать отдельные поставщики.
Таким образом, у клиентов на каждом этапе будет понятная инструкция, что по идее стартапа, избавит их от звонков в клиентскую поддержку.
Проектная директорка Центра стартапов 1991 ГО «SocialBoost» Ева Бельченко считает, что сейчас, когда весь мир активно переходит в онлайн, удачное время для создания подобного стартапа:
«Сейчас активно развивается диджитализация сферы услуг — классические бизнесы создают собственные онлайн-сервисы, расширяют локацию. Государственные и муниципальные учреждения также дают возможность подавать заявки или становиться в очередь онлайн. Пандемия стала толчком для цифровизации. Как бы банально это не звучало, но время — это деньги, поэтому люди готовы платить за экономию своего времени и денег».
И коммунальные услуги — не исключение. Некоторые поставщики имеют собственных чат-ботов для передачи показаний счетчика.
«Но сервисов, которые объединяют все коммунальные услуги, мало. Например, в “ПриватБанке” мы можем оплачивать услуги, но данные там обновляются с опозданием или не всегда совпадают с реальностью. А если вы оплачиваете “коммуналку” по нескольким адресам, легко перепутать проплаты», — говорит Ева Бельченко.
Виталий Давыдов рассчитывает, что все эти проблемы удастся решить его стартапу и Timbi станет коротким мостиком взаимодействия между поставщиками услуг и их клиентами. Причем, платить за пользование сервисом будут именно поставщики услуг, а потребители смогут пользоваться им бесплатно.
«Свет, газ, вода — все это в одном месте», — так звучит девиз стартапа Виталия.
А это точно работает?
Основной вопрос в том, как будет обеспечена безопасность личных данных пользователей. И речь здесь не только о паролях и почтах, а и о фотографиях паспорта и права собственности.
«Безопасность личных данных — это наш главный вопрос. Мы об этом знаем и работаем над этим», — отмечает Виталий.
На рынке много похожих проектов, но в Центре стартапов 1991 считают, что новый стартап сможет учесть недостатки предшественников и создать более универсальный продукт.
«Среди конкурентов Timbi мы выделяем easypay.ua, portmone.com.ua, ipay.ua. Но там присутствуют не все коммунальные услуги, особенно это касается Донецкой и Луганской областей. А пользователю нужно внести много данных, путь оплата сверхсложный. Будущий сервис Timbi должен разработать более эффективный функционал. К тому же стартап планирует помогать пользователям в юридических отношениях с поставщиками услуг», — объясняет Ева Бельченко.
Пока что стартап в стадии разработки. Виталий связывался с одним из поставщиков коммунальных услуг, предлагая свою идею и услуги в перспективе. Они отметили, что готовы рассмотреть предложение, если увидят результативность проекта.
«Перед командой стоит много вызовов и задач, прежде всего — налаженная коммуникация с коммунальными службами. Спрос на подобный продукт в Украине есть. Есть у него и хорошие шансы на успех заграницей», — отмечает проектная директорка, добавляя, что основная работа по совершенствованию стартапа еще впереди.
Еще больше полезных решений
На Луганщине специальный дрон помогает спасателям выслеживать поджигателей и предупреждать пожары. Также дрон оснащен акустической системой: в полете он предупреждает поджигателей об ответственности. Это штрафы от 1700 до 3400 тысяч гривен.
В Мариуполе стартап VAHTA помогает отслеживать уровень посещаемости в общественных местах или на мероприятиях. Например, спортсмены отмечаются у своих тренеров, а участники кружков — у руководителей.
Мариупольский сервис DriveDatum помогает разработчикам писать код на программной платформе Node.js. За 10 минут работы в сервисе разработчик может получить полную архитектуру кода новостного блога. Вручную такая работа заняла бы около десятки часов.
***