В Луганской области нет специального реинтеграционного центра для бывших рабов
В этом году УБПТЛ предотвратил вывоз 37 жительниц Луганской области за рубеж – в основном это российские города Москва, Камень-Шахтинск, Донецк Ростовской области. Одна луганская рабыня обходится хозяину, в зависимости от красоты, от 200 до 5000 долларов, однако он зарабатывает на ней намного больше. Об этом пишет «Реальная газета».
К специалистам Международной организации по миграции в Украине часто обращаются жертвы трудового рабства. «Если раньше у нас преобладали обращения женщин, которые подвергались сексуальной эксплуатации, то сейчас картина изменилась, – рассказывает Ирина Титаренко, занимающаяся вопросами реинтеграции пострадавших в МОМе. – Соотношение 50 на 50%: половина случаев – это как раз трудовое рабство».
Жертвы торговли людьми нуждаются в помощи. В Луганской области действует «Областная программа противодействия торговле людьми». Официальный срок ее действия закончился в 2010 году, но из-за того, что новая программа не принята, чиновники Луганского областного управления по делам семьи, молодежи и спорта пользуются старой. Программа несовершенна, ее скромный бюджет рассчитан только на профилактику негативного явления.
Рассказывает Людмила Горват, директор ОКУ «Луганский областной центр работы с женщинами», которая принимала участие в написании программы: «Принятие этой программы в 2007 году шло очень тяжело. Ее в буквальном смысле слова выхолостили. Она стоила под два миллиона. Однако когда ее приняли, в бюджете программы осталось всего лишь 65 тысяч грн.». А что можно сделать на 65 тысяч, да еще растянутых на три года? Максимум – выпустить несколько брошюр и провести несколько тренингов. Однако даже эта сумма была урезана, в итоге в 2009 году по программе выделили всего 3,5 тыс. грн.
Очевидно, чиновники до конца не понимают величины социальной катастрофы, к которой ведет торговля людьми. Так, депутаты Луганского областного совета отказались сделать даже минимум – открыть «горячую линию» для жертв трафикеров, а ведь это недорогой и результативный шаг.
В нашей области нет специального реинтеграционного центра для пострадавших. В Луганском областном центре социально-психологической помощи могли бы помогать этой категории населения, но не помогают. Рассказывает директор центра Наталья Стрелкова: «За все время работы центра к нам ни разу не обращались жертвы торговли людьми. Наверное, эта проблема не актуальна для области. Однако, в принципе, мы готовы им помочь. Центр работает с людьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях – и жертвы торговли людьми как раз подпадают под эту категорию. Наши специалисты прошли обучение в Киеве, у нас работает 12 человек, готовых оказать весь комплекс социальных услуг жертве – юридическую, психологическую и другие виды помощи. Три месяца жертва может у нас бесплатно проживать и питаться, получать – также бесплатно – все виды услуг».
Парадокс: в центр ни разу не обращались жертвы торговли людьми, в то время как через Луганскую общественную организацию «Жінки Донбасу» прошло около 500 жертв торговли людьми, начиная с 2000 года.
«Реинтеграция жертв, пострадавших от торговли людьми, рассказывает Директор организации «Жінки Донбасу», Лилия Ковешникова, - это целый комплекс помощи, начиная от юридической консультации и заканчивая приобретением материальных вещей». По словам Ковешниковой, реинтеграция очень эффективна: «Из 500 человек, которым мы оказали помощь, начиная с 2000 года, всего два случая рецидива. Остальные жертвы реализовали себя в жизни, есть даже очень успешные примеры.
Однако «Жінки Донбасу» не в состоянии решить проблему реинтеграции всех жертв торговли людьми. Общественная организация работает с пострадавшими только адресно, в случае, если жертвы обращаются к ним напрямую. Было бы неплохо, если бы усилия общественности подкреплялись действиями областных чиновников. Для этого нужно принять новую областную программу противодействия торговле людьми, выделить под нее адекватный бюджет, скоординировать работу всех госструктур.