Семь округов Донетчины оставили без субвенции на развитие
В конце октября 2021 года Правительство снова выделило средства в пределах субвенции на социально-экономическое развитие территорий. На этот раз - чуть более 2 млрд грн.
Об этом сообщает Гражданская сеть ОПОРА.
Ранее Кабмин уже распределял 3,4 млрд грн субвенций почти равными частями в июле и мае. Третье распределение не стало исключением и подтвердило все тенденции и проблемы этого процесса. Он остается непрозрачным и неравномерным, а решающее влияние на него имеют народные депутаты. Больше всего средств получают округа депутатов "Слуги народа" и лояльных к ней политических сил (группа "Доверие", группа "Партия" За будущее '", частично" Голос "), а также тех, кто голосует синхронно с монобольщиной.
Что такое субвенции на соцэконом и при чем здесь народные депутаты?
Если говорить просто, то субвенция на социально экономическое развитие - это денежная помощь местному бюджету из государственного.
Ее начали в 2012 году для финансирования объектов инфраструктуры, важных для развития определенной громады. Средства должны были бы идти на важные объекты, которые не под силу профинансировать из местного бюджета из-за их высокой стоимости, но на практике это не всегда так.
Перечень объектов и количество бюджетных средств, которые будут направлены на ту или иную общину и объект, фактически определяют народные депутаты. Именно они, согласно действующему порядку распределения субвенций, с 2017 года де-факто стали некими «посредниками» между руководством громад и Правительством. Местное руководство вынуждено коммуницировать с мажоритарщиками, если возникает потребность в дополнительном финансировании на строительство или реконструкцию школы, садика и т.д.
Народные депутаты, в свою очередь, используют этот инструмент для пиара, чтобы снова переизбраться в Раду. При этом в своей коммуникации с избирателями они часто забывают или сознательно игнорируют то, что финансирование происходит не за какие-то абстрактные средства, а за средства налогоплательщиков.
Важно понимать, что, раздавая общинам подарки или открывая построенный или восстановленный объект, народные депутаты подменяют собой местных чиновников и так дискредитируют реформу децентрализации, в основе которой лежит идея создания самодостаточных финансово состоятельных общин.
Субвенции распределяют непрозрачно. Этот процесс происходит в «ручном режиме», а ключевое влияние на него имеют народные депутаты.
Независимой конкурсной комиссии просто не существует. В итоге округа депутатов, которые являются представителями партии власти или лояльны к правительству и поддерживают его политику, получают значительно больше средств, чем округа оппозиционных депутатов.
Чтобы получить субвенцию на округ, выгоднее всего были мажоритарщиком в "Слуге народа", группах "Доверие" и "Партия" За будущее ", а также фракциях" Батькивщина "и" Голос ".
Согласно данным исследования ОПОРЫ, группы «Доверие» и «За будущее» являются ключевыми союзниками «Слуги народа» во время голосований за кадровые решения, бюджет и законопроекты, направленные на реализацию курса Президента.
Распределение по регионам
Меньше всего денег получили Луганская (40 млн грн), Черновицкая (41 млн грн), Херсонская (42,7 млн грн), Хмельницкая (45,6) и Донецкая (50 млн грн) области.
Больше всего денег направили в Днепропетровскую область (160 млн грн), города Киева (почти 152 млн грн), а также в Черкасскую (146 млн грн) и Киевскую (143 млн грн) области.
Что касается Днепропетровщины, то, с одной стороны, это самая большая область по количеству населения, а с другой, - это регион, где поддержка партии президента на последних парламентских выборах была самой мощной. «Слуга народа» также получила больше всего мандатов в Днепропетровский областной совет на местных выборах 2020 года. Вместе с тем, эта область также лидирует по количеству средств, которые были направлены в ее бюджет как инфраструктурная субвенция (2,4 из 8 миллиардов в 2021 году).
ОПОРА также посчитала сумму средств субвенций в расчете на одного жителя для разных областей Украины.
Так, на одного жителя Черкасской области выделили 124 грн, Николаевской - 104 грн, Киевской - 80 грн. В то же время на одного жителя Донецкой области приходится 12 грн, Луганской - 18 грн, а Львовской - 32 грн. И если количество населения Донецкой и Луганской областей, согласно данным Госстата, может быть завышенным или же эти области могут финансироваться из других государственных программ, то вопрос де-факто недофинансирования Львовской области остается открытым.
Без субвенции осталось 26 округов
В частности, без субвенций остались такие округа Донетчины:
- № 46 - депутат Федор Христенко («Оппозиционная платформа - За жизнь»);
- № 49 - депутат Валерий Гнатенко («Оппозиционная платформа - За жизнь»);
- № 50 - депутат Андрей Аксенов (внефракционный);
- № 51 - депутат Александр Ковалев (группа «Доверие»).
- № 52 - депутат Евгений Яковенко (внефракционный);
- № 57 - депутат Вадим Новинский (внефракционный);
- № 60 - депутат Дмитрий Лубинец (группа "Партия" За будущее ").
Округа депутатов от «Оппозиционной платформы - За жизнь» Владимира Мороза (округ № 59) и Юрия Солода (округ № 47) получили по 10 млн грн.
Итог. "Система распределения субвенций требует серьезного реформирования. Ключевое, что нужно сделать, — отказаться от субвенций как инструмента для переизбрания депутатов в парламент. Для этого нужно минимизировать влияние народных избранников на процесс распределения этих средств", — отмечают в ОПОРЕ.