14 декабря 2021, 17:57
Искусство
"В небе копоть, в море уголь". В Мариуполе молодежь говорит о памяти через стихи Всеволода Некрасова и песни Joy Division
Платформа «ТЮ» в Мариуполе запустила творческий проект «Стереология». Он состоит из серии арт-резиденций, посвященных идентичности, свободе и тревогам молодых людей. Художники и художницы через искусство пытаются осмыслить непростые темы. Заканчивается второй эпизод арт-резиденции, получивший название «Амнезия». Он тесно связан с феноменом памяти и её ролью в нашем становлении.
«В небе копоть, в море уголь»
В Мариуполе молодежь говорит о памяти через стихи Всеволода Некрасова и песни Joy Division
Платформа «ТЮ» в Мариуполе запустила творческий проект «Стереология». Он состоит из серии арт-резиденций, посвященных идентичности, свободе и тревогам молодых людей. Художники и художницы через искусство пытаются осмыслить непростые темы.
Заканчивается второй эпизод арт-резиденции, получивший название «Амнезия». Он тесно связан с феноменом памяти и её ролью в нашем становлении.
«Восточный вариант» поговорил с участниками резиденции о том, что для них память и как её феномен можно выразить в искусстве.
Работы, которые создадут участники второго эпизода проекта «Стереология: Амнезия», вы сможете увидеть на выставке.
Заканчивается второй эпизод арт-резиденции, получивший название «Амнезия». Он тесно связан с феноменом памяти и её ролью в нашем становлении.
«Восточный вариант» поговорил с участниками резиденции о том, что для них память и как её феномен можно выразить в искусстве.
Работы, которые создадут участники второго эпизода проекта «Стереология: Амнезия», вы сможете увидеть на выставке.
Ловушки памяти
Тема памяти в современном искусстве очень часто связана с трагическими историческими событиями — войнами, геноцидами или катастрофами, что скорее относится к коллективной памяти.
Вместе с тем в публичном пространстве встречается очень мало работ, посвященных индивидуальной памяти. Хотя это очень сильный инструмент, способный ярко отпечатывать происходящее, а потом так же легко искажать воспоминания. При этом память остается ценным бэкграундом, который формирует нашу личность.
Вместе с тем в публичном пространстве встречается очень мало работ, посвященных индивидуальной памяти. Хотя это очень сильный инструмент, способный ярко отпечатывать происходящее, а потом так же легко искажать воспоминания. При этом память остается ценным бэкграундом, который формирует нашу личность.
«Стереология: Амнезия» отвечает на вопросы, которые задает нам память.
Почему объекты выглядят не так как раньше: это они изменились или мы?
Помнят ли окружающие нас люди наши общие события так же, как помним их мы?
Что может исчезнуть в ближайшее время? Как это сохранить? И нужно ли это вообще?
Участники этой резиденции по-разному относятся к своим воспоминаниям, но отмечают, что очень часто память создает ловушку, подменяя в их сознании образы. Так дома, в которых они росли и которые когда-то казались большими, со временем стали маленькими. А детские аттракционы, от которых в детстве захватывало дух, превратились в безликие куски железа.
Почему объекты выглядят не так как раньше: это они изменились или мы?
Помнят ли окружающие нас люди наши общие события так же, как помним их мы?
Что может исчезнуть в ближайшее время? Как это сохранить? И нужно ли это вообще?
Участники этой резиденции по-разному относятся к своим воспоминаниям, но отмечают, что очень часто память создает ловушку, подменяя в их сознании образы. Так дома, в которых они росли и которые когда-то казались большими, со временем стали маленькими. А детские аттракционы, от которых в детстве захватывало дух, превратились в безликие куски железа.
Лиза, 16 лет
Фото: из архива Лизы
Я глубоко привязана к менторам платформы «ТЮ» с лета, с самого первого раза, как я туда пришла. Меня очень расположила творческая атмосфера, поддержка идей, полная мотивация и свобода действий.
К сожалению, первую часть «Стереологии» я пропустила из-за учебы. Но зато с рвением принялась за вторую.
У меня больше приятных воспоминаний. Тема памяти меня потому и вдохновила, что я люблю собирать всякие ретро штуки, я обожаю суперстарых исполнителей, изучаю искусство и литературу начала эпохи авангарда. Я коллекционирую виниловые пластинки, кассеты, газетные вырезки и другие памятные вещи.
К сожалению, первую часть «Стереологии» я пропустила из-за учебы. Но зато с рвением принялась за вторую.
У меня больше приятных воспоминаний. Тема памяти меня потому и вдохновила, что я люблю собирать всякие ретро штуки, я обожаю суперстарых исполнителей, изучаю искусство и литературу начала эпохи авангарда. Я коллекционирую виниловые пластинки, кассеты, газетные вырезки и другие памятные вещи.
Лиза записывает
кавер на песню
группы Joy Division/
Кадр: из видео
Саши Протяга
кавер на песню
группы Joy Division/
Кадр: из видео
Саши Протяга
Я не могу посмотреть на продукты современной культуры глазами стандартного потребителя, шестнадцатилетней девочки. Потому что я всю жизнь росла вообще в другой информационной среде и многие вещи я просто не понимаю — новые течения музыки и так далее.
Естественно, воспоминания, связанные с детством, так или иначе деформируются под более благоприятную среду. Многие страшные и нехорошие воспоминания притупляются, а хорошие — гипертрофируются. Так как мне 16, у меня вся жизнь состоит частично из детских воспоминаний и отрывков подростковой сознательности. Потому я часто не могу понять, действительно ли это мои воспоминания или это психосоматика? Или мне вообще это приснилось?
Я живу на Левом берегу, и мне ярким образом какого-то волшебного города запомнился наш парк «Веселка» с огромными динозаврами. А еще была комната смеха, которая, как и многие аттракционы, тогда казалась чем-то невероятным. Когда я их в сознательном возрасте посетила, я ужаснулась от того, в каком отвратительном состоянии они находились всё это время.
Естественно, воспоминания, связанные с детством, так или иначе деформируются под более благоприятную среду. Многие страшные и нехорошие воспоминания притупляются, а хорошие — гипертрофируются. Так как мне 16, у меня вся жизнь состоит частично из детских воспоминаний и отрывков подростковой сознательности. Потому я часто не могу понять, действительно ли это мои воспоминания или это психосоматика? Или мне вообще это приснилось?
Я живу на Левом берегу, и мне ярким образом какого-то волшебного города запомнился наш парк «Веселка» с огромными динозаврами. А еще была комната смеха, которая, как и многие аттракционы, тогда казалась чем-то невероятным. Когда я их в сознательном возрасте посетила, я ужаснулась от того, в каком отвратительном состоянии они находились всё это время.
У нас город быстро и сильно видоизменился, поэтому я на многие вещи смотрю по-другому.
Что касается того, как память подсовывает нам в воспоминания о неудачах, то я знаю, что для многих это жизненно, но не для меня. Я не экстраполирую это на себя. Как будто это не со мной происходило. Я очень люблю иронию, потому к абсурдным ситуациям отношусь с вдохновением, чем с ощущением «как мерзко, что это со мной произошло». Горжусь собой.
В рамках проекта «Стереология» сначала мы хотели взять песню, которая непосредственно связана по тексту с какими-либо воспоминаниями и памятью. Но в итоге мы пришли к песне группы Joy Division, как к чему-то дефолтному. Мы записываем её на аналоговый синтезатор, это будет музыкальное сопровождение к ряду фотографий.
Что касается того, как память подсовывает нам в воспоминания о неудачах, то я знаю, что для многих это жизненно, но не для меня. Я не экстраполирую это на себя. Как будто это не со мной происходило. Я очень люблю иронию, потому к абсурдным ситуациям отношусь с вдохновением, чем с ощущением «как мерзко, что это со мной произошло». Горжусь собой.
В рамках проекта «Стереология» сначала мы хотели взять песню, которая непосредственно связана по тексту с какими-либо воспоминаниями и памятью. Но в итоге мы пришли к песне группы Joy Division, как к чему-то дефолтному. Мы записываем её на аналоговый синтезатор, это будет музыкальное сопровождение к ряду фотографий.
Денис, 22 года
Фото: из архива Дениса
Я участвовал в первом эпизоде «Стереологии», мне понравилась творческая деятельность. В жизни я тоже понемногу занимаюсь творчеством: рисую, занимаюсь анимацией и так далее. Потому и решил поучаствовать во втором эпизоде арт-резиденции.
Тема памяти и конкретно моих воспоминаний уже ложилась в основу творчества. Я снимал видео о том, как работал на заводе. Это одно из самых ярких воспоминаний. В будущем тема завода также будет проявляться в творчестве.
Бывает, что воспоминания искажаются. Я давно не был в доме своей бабушки. Пришел к нему спустя лет 10 и увидел, что когда он казался мне гораздо больше, чем сейчас.
Тема памяти и конкретно моих воспоминаний уже ложилась в основу творчества. Я снимал видео о том, как работал на заводе. Это одно из самых ярких воспоминаний. В будущем тема завода также будет проявляться в творчестве.
Бывает, что воспоминания искажаются. Я давно не был в доме своей бабушки. Пришел к нему спустя лет 10 и увидел, что когда он казался мне гораздо больше, чем сейчас.
Очевидно это потому, что вырос я сам. Но в моей памяти он остался совсем другим. В детстве всё казалось большим, а сейчас я понял, что это обычный дом, похуже многих. Разочаровался.
Кадр рабочего
процесса
арт-резиденции
«Стереология»
процесса
арт-резиденции
«Стереология»
И все же у меня больше хороших воспоминаний. Плохое со временем затирается. А если и вспоминается, то ненадолго.
Продукт, который мы делаем в проекте «Стереология», как минимум кажется мне интересным и необычным. Сам я такой контент не потребляю, но участвовать в его создании очень интересно. Мы сделали несколько песен, созданных из надписей на мариупольских тополях. Я пробовал себя в роли актера озвучки: просто зачитал фразы, их вставили в песню.
Продукт, который мы делаем в проекте «Стереология», как минимум кажется мне интересным и необычным. Сам я такой контент не потребляю, но участвовать в его создании очень интересно. Мы сделали несколько песен, созданных из надписей на мариупольских тополях. Я пробовал себя в роли актера озвучки: просто зачитал фразы, их вставили в песню.
Кадр рабочего
процесса
арт-резиденции
«Стереология»
процесса
арт-резиденции
«Стереология»
Некоторые из этих надписей выглядят довольно заросшими. На деревьях буквально написано всё, что угодно. От стандартных до случайных фраз, вроде «Химик 2009». Что это значит, неизвестно. Еще было что-то вроде «Ира, жги!». А некоторые фразы вообще не представляется возможным расшифровать. Но при этом люди зачем-то захотели их оставить. Это интересно.
Я думаю основной посыл в том, что даже в самых незначительных вещах можно найти очень интересный смысл. Людям стоит чаще всматриваться в интересные штуки, задумываться о мельчайших подробностях вокруг мира. Тогда жить будет гораздо интереснее.
Я думаю основной посыл в том, что даже в самых незначительных вещах можно найти очень интересный смысл. Людям стоит чаще всматриваться в интересные штуки, задумываться о мельчайших подробностях вокруг мира. Тогда жить будет гораздо интереснее.
Саша Протяг, режиссер
Фото: Артем Березнев
Саша интересуется книгами, политикой, музыкой, языками, андерграундом и памятью. Сейчас работает над полнометражным фильмом The Past Unsimple.
В последние полтора года я работаю над большим фильмом The Past Unsimple «Минуле Непросте». Это фильм о невидимой памяти, о том, что не принято вспоминать, или даже опасно вспоминать.
О том, что всегда остаётся где-то на маргиналиях, в странных граффити, в заброшенных зданиях или в скрытых смыслах в песнях.
В эпоху цифровой памяти мы, определённо, помним по-другому, и забываем по-другому, и вспоминаем тоже не так, как раньше. Но самое важное запоминается не в гаджетах. Мы недавно разговаривали в команде о том, как важно иногда гулять и фотографировать всё головой, без камеры.
В последние полтора года я работаю над большим фильмом The Past Unsimple «Минуле Непросте». Это фильм о невидимой памяти, о том, что не принято вспоминать, или даже опасно вспоминать.
О том, что всегда остаётся где-то на маргиналиях, в странных граффити, в заброшенных зданиях или в скрытых смыслах в песнях.
В эпоху цифровой памяти мы, определённо, помним по-другому, и забываем по-другому, и вспоминаем тоже не так, как раньше. Но самое важное запоминается не в гаджетах. Мы недавно разговаривали в команде о том, как важно иногда гулять и фотографировать всё головой, без камеры.
КАДР РАБОЧЕГО
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
В рамках «Стереологии» мы работаем над несколькими проектами. Уже записали и смонтировали два видеоклипа с песнями, которые полностью сделаны из арборглифов — граффити на коре тополей. Мы собрали очень большой архив этих арборглифов.
Также мы сделаем короткометражный фильм, в котором попробуем вообразить, какой была бы электронная музыка в Мариуполе в 2060-е, если бы румейская и урумская культура сохранились в городской среде.
Ещё мы работаем со старой просроченной фотопленкой и стихами Всеволода Некрасова, очень важной фигуры в поэзии. Он провёл много времени в Мариуполе в 1950-х и начале 1960-х, и фактически тут разработал свой стиль, похожий на то, что в западной литературе называют «конкретной поэзией».
Также мы сделаем короткометражный фильм, в котором попробуем вообразить, какой была бы электронная музыка в Мариуполе в 2060-е, если бы румейская и урумская культура сохранились в городской среде.
Ещё мы работаем со старой просроченной фотопленкой и стихами Всеволода Некрасова, очень важной фигуры в поэзии. Он провёл много времени в Мариуполе в 1950-х и начале 1960-х, и фактически тут разработал свой стиль, похожий на то, что в западной литературе называют «конкретной поэзией».
Строчки стихотворения
Всеволода Некрасова
Всеволода Некрасова
Участники резиденции, Денис и Влад сняли свою очень необычную видеоинтерпретацию стихотворения Всеволода Некрасова.
С Лизой и Настей мы записали кавер песни группы Joy Division — Transmission. В рамках резиденции мы много работали с молодым битбоксером Dake, без которого наша работа была бы в 100 раз скучнее. Я также был очень впечатлен голосом Дениса. Он озвучил нам монологи вандала, который пишет на коре тополей историю своей жизни.
С Лизой и Настей мы записали кавер песни группы Joy Division — Transmission. В рамках резиденции мы много работали с молодым битбоксером Dake, без которого наша работа была бы в 100 раз скучнее. Я также был очень впечатлен голосом Дениса. Он озвучил нам монологи вандала, который пишет на коре тополей историю своей жизни.
КАДР РАБОЧЕГО
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
Joy Division, разговоры про Хармса и Введенского, чёрный юмор и интерес к абсурду, сложные переплетения политического и поэтического — это те точки соприкосновения, которые появлялись в нашей работе, или просто во время тусовок. У меня ощущение, что я попал в свои 90-е, из которых ощущаю разрыв поколений с 2020-ми.
Василий Лях, фотограф, саунд-артист
Фото: из архива Василия Ляха
В августе 2019 года присоединялся к общественной организации «Фрифилмерз» и участвовал в проекте «ТворчСхід-2». Сейчас работает над документальным фильмом «Клад».
Я занимаюсь пленочной фотографией и снимаю на просроченную советскую фото и кинопленку.
Также я пишу музыку, используя советские синтезаторы.
Для меня эта память в какой-то степени и политическая.
Я знаю, что пленочная фотография и синтезаторы вышли из военной сферы.
Я занимаюсь пленочной фотографией и снимаю на просроченную советскую фото и кинопленку.
Также я пишу музыку, используя советские синтезаторы.
Для меня эта память в какой-то степени и политическая.
Я знаю, что пленочная фотография и синтезаторы вышли из военной сферы.
Фото: Василий Лях
Предприятия раньше изготовляли продукцию для каких-то военных целей. Пленка, например, делалась для аэрофотографии. А синтезаторы сделаны из каких-то радиодеталей. Радиотехника поначалу использовалась, как технология военных. Затем все это вошло в массовый обиход.
Я часто думаю о том, как какие-то вещи, которые раньше были массовыми и доступными, как, например, фотопленка, сейчас стали скорее эксклюзивной вещью. Немногие сегодня снимают на пленку.
Другой мой проект, связанный с памятью — это фильм «Клад». Это фильм о моей семье, о памяти, о прошлом. Существует очень много интересных легенд внутри моей семьи, о которых все говорят, но толком ничего не знают. И мне интересно, как эта память вообще работает. Как люди запоминают легенды и передают их.
Я часто думаю о том, как какие-то вещи, которые раньше были массовыми и доступными, как, например, фотопленка, сейчас стали скорее эксклюзивной вещью. Немногие сегодня снимают на пленку.
Другой мой проект, связанный с памятью — это фильм «Клад». Это фильм о моей семье, о памяти, о прошлом. Существует очень много интересных легенд внутри моей семьи, о которых все говорят, но толком ничего не знают. И мне интересно, как эта память вообще работает. Как люди запоминают легенды и передают их.
Фото: Василий Лях
Одна из историй моей семьи — это то, что у нас в роду есть греки. Когда я об этом узнал, мне как раз предложили поработать с этнографом, который изучает греков Надазовья. Я с ним познакомился и больше углубился в музыку и традиции. И сейчас тоже начал заниматься архивами моей семьи, искать эти корни. Понемногу что-то начинаю находить.
В сталинские времена культура греков преследовалась и пропала из публичного пространства. Мне стало интересно, какой бы она была, если бы тогда не ущемлялась, а процветала. Я не хочу как-то привязываться к народной музыке и говорить, что она бы существовала сегодня в такой же форме, как и тогда. Мне кажется, она бы менялась, как и любая другая. И мне интересно это показать в рамках «Стереологии».
В сталинские времена культура греков преследовалась и пропала из публичного пространства. Мне стало интересно, какой бы она была, если бы тогда не ущемлялась, а процветала. Я не хочу как-то привязываться к народной музыке и говорить, что она бы существовала сегодня в такой же форме, как и тогда. Мне кажется, она бы менялась, как и любая другая. И мне интересно это показать в рамках «Стереологии».
КАДР РАБОЧЕГО
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
ПРОЦЕССА
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ
«СТЕРЕОЛОГИЯ»
У молодых людей, с которыми мне удалось поработать, есть какая-то легкость. Разрыва поколений я не почувствовал. Вот сейчас мы делаем кавер на песню Joy Division. Я понял, что они слушают те же группы, которые я тоже слушал и могу сейчас иногда послушать. Какие-то субкультурные явления задерживаются надолго.
В ходе проекта я раздал ребятам пленку, потому что им было интересно поработать с ней. И мне тоже очень интересно, что у них получится. Мы предложили им создать альбом, какие делали раньше, где они бы зафиксировали места, которые исчезают или могли бы исчезнуть. Но у нас нет четкого распределения, где у каждого есть своя задача. У нас более расслабленный вариант — каждый занимается тем, что ему нравится.
В ходе проекта я раздал ребятам пленку, потому что им было интересно поработать с ней. И мне тоже очень интересно, что у них получится. Мы предложили им создать альбом, какие делали раньше, где они бы зафиксировали места, которые исчезают или могли бы исчезнуть. Но у нас нет четкого распределения, где у каждого есть своя задача. У нас более расслабленный вариант — каждый занимается тем, что ему нравится.
Выставка результатов второго эпизода «Стереологии» откроется 18 декабря в платформе «ТЮ» с соблюдением всех карантинных правил и требований оранжевой зоны карантина. Также вы можете ознакомиться с творческими работами первого эпизода «Стереологии», которые посвящены теме одиночества.
Цифровую версию выставки можно будет увидеть на сайте strlg.art.
Третий эпизод резиденции стартует в конце зимы, а всего в проекте пять циклов. Мы на «Восточном варианте» будем подробно освещать каждый из них.
Цифровую версию выставки можно будет увидеть на сайте strlg.art.
Третий эпизод резиденции стартует в конце зимы, а всего в проекте пять циклов. Мы на «Восточном варианте» будем подробно освещать каждый из них.
Проект «Стереология» стал возможен и реализуется при поддержке Посольства Нидерландов в Украине.
Подписывайтесь на телеграмм-канал Восточного варианта
2790