Быть разным — это нормально. Как противодействовать травле и буллингу
По данным опроса ЮНИСЕФ, проведенного в 30 странах мира в 2019 году, более трети молодых людей страдают от онлайн-буллинга, а каждый пятый молодой человек вынужден был пропускать занятия в школе из-за кибербуллинга и насилия. В Украине 29% опрошенных подростков были жертвами онлайн-буллинга, а 16% были вынуждены пропускать из-за этого школьные занятия.
Если вы думаете, что пандемия улучшила ситуацию, то ошибаетесь. Сейчас очень распространен онлайн-буллинг в социальных сетях, в частности, в Facebook, Instagram, Snapchat, Twitter и TikTok. Люди могут травить и дразнить других, опираясь на что угодно: этническое происхождение, гендерную идентичность, религиозные взгляды, финансовое положение. Но стоит запомнить одну вещь: проблема кроется не в том, кого буллят, а в том, кто совершает буллинг.
Вместе с психологиней «Восточный вариант» разбирался в природе буллинга, а также узнал о средствах психологической и юридической защиты от буллинга.
Травма в школе и в соцсетях
«Когда это происходит, я перестаю что-то чувствовать» — говорит Тарро об эпизодах буллинга.
Она яркая 16-летняя девушка с пирсингом на лице и красными волосами. Учится на парикмахершу, ведет собственный блог в TikTok на тему видеоигр. А еще страдает от буллинга…
«Очень часто сталкиваюсь с буллингом в школе, особенно от взрослых людей, от учителей, от родителей своих знакомых. Сейчас уже, например, в интернете очень часто сталкиваюсь. Обычно это заканчивается тем, что мне просто пишут о моей внешности, о том, какой я человек вообще ужасный. Я не люблю, когда люди концентрируют свое внимание только на внешности и начинают оскорблять только за то, как ты выглядишь», — рассказывает Тарро.
Она отмечает, что не блокирует страницы тех, кто пишет ей оскорбления, но периодически удаляет комментарии.
«Иногда там пишут просто жесть», — признается Тарро. Приводить примеры не хочет, поскольку, по ее словам, пытается забывать все написанное.
Мотивы обидчиков описывает кратко: они пытаются выплеснуть свои негативные эмоции.
Пространство поддержки
Тарро посещает комьюнити-центр Equality EAST, расположенный в Мариуполе. По мнению его сотрудников и сотрудниц, здесь удалось создать настоящее пространство поддержки и помощи всем нуждающимся.
Коммьюнити-центр появился два года назад и сейчас предоставляет различные услуги, в частности, реализует профилактику ВИЧ-инфекции среди геев, бисексуалов и бисексуалок. Здесь можно получить услуги по тестированию на ВИЧ, а также услуги по доконтактной и постконтактной профилактике ВИЧ. Здесь свои консультации могут дать юрист и психологиня.
А еще в центре собирается местная молодежь. Они говорят, что для них это место, свободное от осуждения, ненависти и буллинга на основе их внешности, этнического происхождения и сексуальных предпочтений.
«Мы занимаемся тем, чтобы люди нашли место для себя, безопасное место, место, где нет дискриминации, какого-то шейминга, буллинга и так далее. Мы объясняем молодым людям и девушкам, как противодействовать этому, как принять себя. Мы формируем еще и такую штуку как союзничество. То есть гетеросексуальные люди, толерантно, терпимо и дружелюбно относящиеся к представителям ЛГБТ-сообщества», — рассказывает координаторка комьюнити-центра Equality EAST Инна Шумуртова.
Среди волонтеров и волонтерок центра есть как гетеросексуальные люди, так и гомо и бисексуальные. В основном это лица до 25 лет. Инна объясняет, что людям постарше труднее:
«Категория людей 35+, 30+, они очень закрыты из-за ощущения незащищенности. Из-за ощущения, что их могут разоблачить, и это опасно для их семей, для их партнеров и партнерш. Это может закончиться тем, что человек может остаться без работы или без дальнейшей карьеры», — объясняет координаторка.
Почти каждый день здесь проходят показы кинофильмов, выставки, образовательные занятия и теплые встречи сообщества.
«Наша работа состоит в том, чтобы оказать психосоциальную поддержку людям, подвергшимся этому шеймингу в школе, на работе, в семье. Да, мы не можем предоставить какие-либо услуги, такие как шелтер, но мы можем объяснить, как можно себя защитить», — отмечает Инна.
О природе буллинга
В центре уже несколько лет работает психологиня Юлия Островская. Женщина дает профессиональные консультации и советы обращающимся к ней посетителям. Она объяснила нам, что природа буллинга неоднозначна.
«С одной стороны, это социальное явление, а с другой, в него вовлечены люди, которые обладают определенными качествами и поддерживают этот процесс. Если говорить со стороны социального взаимодействия, то это нездоровая форма отношений, когда одна часть коллектива или сообщества начинает проявлять агрессию или пренебрежение к людям, которые, как им кажется, слабее или чем-то отличаются от них. У агрессора появляется как будто легальное право оскорблять или унижать других людей. С другой стороны, конечно же, здесь будут играть роль личные качества человека и с одной, и с другой стороны», — говорит Юлия Островская.
Она уточняет, что, как правило, агрессором выступает человек, привыкший контролировать ситуацию или привыкший справляться со своими личностными качествами агрессией.
Мы привыкли рассматривать буллинг как конфликт двух сторон — агрессора и жертвы. В то время как на самом деле есть еще и третья сторона — так называемый «наблюдатель». Сущность социальной структуры буллинга подобна треугольнику Карпмана и состоит из трех элементов: преследователя (буллера), жертвы и наблюдателя.
Психологиня говорит, что человек, страдающий от буллинга, также имеет определенные качества. Это, как правило, люди с пониженной самооценкой, новые люди в коллективе, люди нетрадиционных взглядов и так далее. Но все это никоим образом не дает права буллить этого человека.
«Прежде всего, нужно оценить ту ситуацию и состояние, в котором вы находитесь. Часто люди, которые попадают под буллинг, особенно это дети, подростки и взрослые люди, привыкающие к мысли, что это норма, что это с ними что-то не так. Что люди, которые их оскорбляют, как будто имеют право делать это. Прежде всего нужно признать тот факт, что никто не имеет права тебя оскорблять», — уверяет Юлия.
Она также рекомендует не умалчивать о проблеме и обратиться за помощью к близким людям. Также важно укрепить свою позицию, ориентируясь на личные границы.
Важно отметить, что если человек подвергается буллингу в одном сообществе, это не значит, что так будет и в другом. Поэтому Юлия Островская рекомендует найти другое сообщество, где можно почувствовать себя равноправным членом общества и получить поддержку и заботу.
Что говорит законодательство?
В Украине о явлении буллинга активно заговорили в ходе образовательной реформы. Психосоциальное развитие — неотъемлемая часть школьной жизни ребенка. В 2018 году были внесены изменения в законодательство Украины, и тогда же в законодательном поле появилось понятие буллинга.
В законе описано, что буллинг — это деяния участников образовательного процесса, заключающиеся в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемых в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица, или таким лицом в отношении других участников образовательного процесса.
Мы спросили юриста, куда обращаться в случае буллинга.
«Если мы говорим непосредственно об образовательной среде, то, собственно, первым делом обращайтесь к родителям, к учителям или к директору школы. Если мы уже говорим о каких-то рабочих отношениях, это будет непосредственно руководитель организации или предприятия и так далее или в органы полиции», — рекомендует юрист, адвокат общественной организации «Берегиня» Андрей Рудковский.
Согласно статье 173-4 Административного кодекса Украины за буллинг в отношении личности предусмотрена ответственность.
«Если это первоначальное наказание, то от 50 до 100 необлагаемых минимумов. Это от 850 до 1700 гривен. Если действия нанесены повторно в течение года, то этот штраф удваивается. Если группа лиц, то и ответственность выше», — отмечает юрист.
Андрей Рудковский подчеркивает: в украинском законодательстве пока речь идет о буллинге только в образовательной среде.
«Еще в 2019 году был в Верховную Раду внесен проект, чтобы внести такое понятие как мобинг как альтернатива буллингу. Потому что в нашем законодательстве буллинг сейчас отражается только как действия в образовательном процессе, то есть учителя, учащиеся и т.д. Мобинг же должен быть альтернативой, только уже на работе», — уточняет Андрей Рудковский.
Но проект закона был дважды отклонен.
Также стоит запомнить, что кибербуллинг также считается подвидом буллинга, поэтому если ребенок страдает от преследований, угроз и издевательств в социальной сети, он может обратиться к взрослым.
Что делать, если я чувствую себя жертвой буллинга?
- Главное, что нужно запомнить: вы не виноваты в этом. Вы только жертва этого процесса. Чтобы ни говорили ваши обидчики, какие качества вашей личности не высмеивали, они не имеют на это морального права.
- Не держите проблему в секрете. Откровенно расскажите о ней друзьям или родным. Вам нужна моральная поддержка.
- Если от словесных оскорблений обидчики перешли к физическим, не медлите, обратитесь к учителю, преподавателю, директору школы или главе образовательного учреждения. Если вы боитесь обратиться к старшим, обратитесь к сверстникам и попросите о помощи.
- Если в школе есть психолог, вы можете обратиться к нему. Он поможет вам разложить по полочкам ваши ощущения и сориентироваться в ситуации.
Что делать, если я чувствую себя буллером?
Запомните, буллинг — это не часть вашей личности. Это только действия, за которые вы можете отвечать и которые вам по силам изменить. К сожалению, буллинг причиняет эмоциональную, а иногда и физическую боль человеку, страдающему от него. Подумайте: действительно ли вы этого хотите добиться.
Возможно, вы сами нуждаетесь в помощи со средствами выражения своей агрессии или других негативных эмоций.
Помните: буллинг — это неправильно и может нанести вред всем сторонам. Нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, неважно жертва вы, свидетель или буллер.
Разобраться с ситуацией можно совместными усилиями и только если вовремя обратить на нее внимание.
***
Стаття підготована у межах проєкту «Корисні інструкції для безпечного життя», що реалізується ГО «Наш Дім — Слов'янськ» (онлайн-видання «Восточный Вариант») за технічного адміністрування ЗУРЦ у межах Програми ООН із відновлення та розбудови миру за фінансової підтримки урядів Данії, Швейцарії та Швеції.