Эксперт рассказал, как обстрелы объектов критической инфраструктуры на Донбассе могут повлиять на экологию региона
В Донецкой и Луганской областях системы водоотведения, водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения часто находятся в устаревшем состоянии, а обстрелы несут дополнительную нагрузку.
Заведующий кафедрой информационных систем Национального университета пищевых технологий, глава ОО «Ассоциация специалистов гражданской защиты», эксперт ОБСЕ, эксперт БФ «Право на защиту» Сергей Чумаченко рассказал «Восточному варианту», что поднимался вопрос о том, чтобы было заключено какое-то соглашение между противоборствующими сторонами о запрете обстрелов критической инфраструктуры.
«Иногда позиции размещались в непосредственной близости от этих объектов, чтобы прикрыться ими. Если попадание, то это угроза локальной или региональной техногенной чрезвычайной ситуации, она с точки зрения командиров должна была сдерживать противников от обстрелов этих территорий», — комментирует Сергей Чумаченко.
Аналитики проекта Truth Hounds отмечают, что в ходе многочисленных обстрелов КП «Попаснянский районный водоканал» вблизи поселка «Золотое-2» были повреждены технические строения станции. В резервуарах станции хранился раствор хлора для обеззараживания воды. Если бы они были повреждены, это могло бы привести к утечке хлора в питьевую воду.
«Угрожающая ситуация с состоянием очистительных сооружений, которые находятся на опасном расстоянии от линии разграничения. Их аварийное состояние угрожает загрязнением окружающей среды неочищенными сточными водами и ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации для населения», — отмечается в исследовании Truth Hounds.
Эксперты упоминают о фенольном заводе возле поселка Нью-Йорк. В 2017 году со стороны временно оккупированных территорий он был обстрелян, из-за чего была повреждена дамба и произошел сдвиг грунта. Повреждения починили, но есть риск, что при возможных обстрелах произойдет выброс фенола в речку Кривой Торец. Она связана с рекой Северский Донец — крупнейшей водной артерией востока Украины.
Нельзя отбрасывать и угрозу, которую несут некоторые терриконы. Сергей Чумаченко говорит, что и попадание снаряда в террикон может вести к печальным последствиям, поскольку они внутри «горят».
В истории независимости Украины такого не было, но в 1966 году в Мирнограде (тогда — «Димитров») от террикона откололся кусок горячей породы и засыпал ближайшие к нему дома.
При ликвидации последствий спасатели обнаружили заживо сгоревших людей. Как раз после этого была пересмотрена техника безопасности и расселение людей вблизи подобных объектов.
Всё вышеперечисленное — лишь крупица от общей массы проблем, которые несет в себе вооруженный конфликт. До его начала в Донецкой и Луганской областях насчитывалось около 4,5 тысячи потенциально опасных хозяйственных объектов. О состоянии некоторых из них сейчас можно лишь догадываться.
Читайте: Эксперты объяснили, какие угрозы несет затопление шахт на оккупированной территории