Отток кадров в ОРДО: почему местные жители массово уезжают на заработки
На неподконтрольной части Донбасса бьют тревогу: железнодорожная сфера умирает. Сотрудники ЖД выезжают из ОРДО в поисках лучшей жизни. Кадровый голод даже признают самопровозглашенные “власти”. В сюжетах пропагандистских каналов все чаще звучат призывы — “не уезжайте из “молодых республик”! Что же происходит на оккупированных территориях, почему люди массово уезжают и только ли работники железной дороги? Разбирался “Восточный вариант”.
Донецкие железнодорожники массово уезжают на работу в Россию. Основная причина рабочей миграции — низкие зарплаты, которые и так выплачивают с большими задержками.
Как рассказал сепаратистским СМИ “начальник вагонного депо” оккупированной Ясиноватой Валерий Ковалевский, люди уходят сразу после получения российского паспорта. По его словам, средний размер зарплаты железнодорожников 12 — 14 тысяч рублей (4400 — 5100 гривен). В то же время в России за аналогичную работу сотрудники ЖД получают около 50 тысяч рублей (18 360 гривен).
На оккупированной территории в железнодорожной сфере острый дефицит сварщиков, слесарей, токарей и фрезеровщиков.
“За последнее время уволилось 30 человек, а на смену пришло 7”, — отмечает Ковалевский.
Как умирала ЖД
Вместе с сооснователем “Восточной правозащитной группы” Павлом Лисянским вспомним хронологию заката железной дороги неподконтрольного Донбасса.
Основной доход железной дороги — грузоперевозки. Это прежде всего транзит, отгрузка, логистика материалов. С началом войны на Донбассе движение поездов практически по всей восточной части Донецкой железной дороги прекратились.
Упали объемы производства металла и угля. Такие предприятия, как Алчевский и Енакиевский металлургические заводы, стали выпускать меньше продукции и, соответственно, меньше угля потреблять, вспоминает Лисянский.
Все это привело к промышленному коллапсу на оккупированных территориях.
В 2017 году объявлена торговая блокада. В январе активисты во главе с некоторыми народными депутатами устроили протесты против торговли с оккупированными территориями. Строили блокпосты, чтобы заблокировать проезд грузов для украинских предприятий на неподконтрольной части Донбасса.
Ситуацией воспользовались боевики и объявили о так называемой “национализации”.
Группировки захватили 43 предприятия на захваченной ими территории. В марте 2017 года СНБО Украины объявил официальную блокаду торговли с неподконтрольными территориями. Перемещение грузов через линию разграничения остановлено. В железнодорожной инфраструктуре ОРДЛО последовали изменения.
“Изначально было две железные дороги — в “ДНР” и “ЛНР”. Еще в 2015-17 года ситуация была плачевная. Когда все стало ухудшаться, боевики провели первую “оптимизацию”. Сделали вместо двух железных дорог одну — ГУП “Железные дороги Донбасса”. Это единое предприятие в “ЛДНР”, которое появилось в 2019 году”, — рассказывает Павел Лисянский.
Соответственно, сформировался один аппарат управления железной дороги. Оптимизация подразумевала собой сокращение должностей. Фактически первое сокращение работников.
“Ранее часть Донецкой области, которая сейчас находится в оккупации, была транзитной. Через нее ходили поезда. Дебальцево как крупнейший железнодорожный узел, Ясиноватая. Огромное количество грузо и пассажироперевозок, транспорт металла. Естественно, зарплата была высокой и отрасль жила. На сегодняшний день они работают только в одну сторону — РФ”, — говорит Лисянский.
В прошлом году закрылись более 40 шахт, в этом — более 10. Итого более 50 донбасских шахт на оккупированной территории закрыты и больше не требуют перевозок. Огромное количество железнодорожных путей остались ненужными. Отрасль начинает умирать.
По словам правозащитника, генеральные директора “Железных дорог Донбасса” уменьшать себе заработную плату не собирались, поэтому начались плановые сокращения зарплаты работников.
“Сейчас их переводят на трехдневку, затем на двухдневку. Часть специальностей вызывают на 2-3 часа работы. Зарплата становится все меньше и меньше. Это приводит к массовым недовольствам. У них есть профсоюзы железнодорожников, даже какие-то письма они писали. Но в оккупации протест запрещен, у них там военное положение. Соответственно, нет демократии и вместо забастовок люди просто уезжают работать в РФ”, — рассказывает Лисянский.
Люди массово выезжают
С 2006 года в РФ действует программа переселения “Соотечественники”. С 2012 года для украинцев она продлена бессрочно. Основная цель данной программы — пополнение РФ трудовыми ресурсами.
По данным “Восточной правозащитной группы”, на 2021 год определены такие районы:
- Забайкальский край
- Камчатский край
- Республика Бурятия
- Амурский край
- Хабаровский край
- Иркутская и Магаданская область
- Сахалинская область
Участник программы должен быть совершеннолетним, владеть разговорным и письменным русским языком, иметь квалификацию и опыт работы по профессии шахтер, металлург, токарь и т.д.
Программа "переселенцев соотечественников" из Украины в Россию в 2021 году обязывает участника, прожившего на территории РФ менее 2 лет и покинувшего страну, возместить все средства, затраченные государством, на интеграцию переселенца в общество на своей территории.
По информации источников "Восточной правозащитной группы", в подразделениях миграционной службы НВФ "ЛНР" и "ДНР" за последние 2,5 года около 900 тысяч жителей ОРДЛО воспользовались данной программой.
“Рабочих рук в РФ не хватает, а бедные рабочие, которые намаялись, намучались, не получали вовремя зарплату. Их с удовольствием забирает российская железная дорога”, — поясняет Лисянский.
К слову, с 2017 года управление Донецкой железной дороги, что находится на подконтрольной территории, базируется в городе Лиман. После введения торговой блокады структура объявила о трудоустройстве своих сотрудников с оккупированной части области. Многие железнодорожники переехали жить и работать на свободный Донбасс.
Теперь оккупационным властям свободная раздача российских паспортов выходит боком. Местные жители уже 7 лет живут как заложники ситуации и красные книжечки с двуглавым орлом рассматривают как спасение. В поисках лучшей жизни выезжают представители разных возрастов и разных профессий.
Сейчас донецкие шахтеры работают в Якутии. Тенденция не новая, но уже обрела массовость. В 2016 году российская угледобывающая компания “Колмар” приняла на работу 200 шахтеров из Донбасса. Сейчас, спустя 5 лет, это количество увеличилось в 10 раз.
Как заявил глава “Колмара” на одном из российских экономических форумов, в промышленном холдинге было принято решение избавиться от вахтового метода. Для этого нашли доступную рабочую силу. Донбасским шахтерам помогли с российскими паспортами и поселили в Нерюнгри. Речь о 2000 горняков.
Сами шахтеры расценивают это как шанс — стараются сохранить свою должность и перевезти с собой семью.
Улицы оккупированных городов “украшают” такие объявления о работе в РФ.
На фоне ситуации на местах предложения выглядят вполне выгодно:
А кто “республику” строить будет?
Кадровый голод на неподконтрольных территориях ощущается во всех сферах.
Катастрофическая нехватка медиков, учителей, строителей и разнорабочих. Это даже признали оккупационные администрации. Так называемые чиновники в эфирах местных пропагандистских телеканалов призывают жителей не покидать оккупированную территорию.
Вот т.н. “мэр” Макеевки умоляет женщин не отпускать своих мужей на заработки в Россию:
Никем не избранный “глава” Макеевки Сергей Голощапов заявляет о высоких зарплатах на местных предприятиях. Якобы можно спокойно заработать около 20 000 рублей, это примерно 7400 гривен.
Вот что пишут местные жители в обсуждениях к этому видео:
Кроме упрашиваний в телеэфирах, боевики начали действовать через давление.
Оккупационные администрации издали указ: родители, уезжающие на заработки, могут оставить детей на ближайших родственников (бабушек, дедушек и т.д.) только с разрешения так называемого отдела по делам семьи. Нужно подать прошение, указать точные сроки и уважительную причину. В противном случае детей заберут органы опеки. Посчитают ли боевики выезд на заработки уважительной причиной? Предлогов для отказа может быть масса.
Также в социальных сетях люди публикуют фото объявлений о трудоустройстве:
Как мы видим, самая высокая заработная плата в трамвайном депо Донецка у кузнеца на молотах и прессах — от 6600 рублей. Это около 2400 гривен, когда минимальная зарплата в Украине на сегодняшний день — 6000 грн и с декабря будет повышаться.
Тем временем на подконтрольной территории ситуация с зарплатами в этой же сфере такова:
Возвращаясь к работе на железной дороге. Мы специально просмотрели актуальные вакансии в разных городах Украины.
Предложения есть и самая минимальная заработная плата - 10 000 гривен. Например, в той же Донецкой области, в Покровске (бывший Красноармейск) машинист электровоза получает от 19 до 35 тысяч гривен в месяц.