Обострение на Донбассе: чего добивается Кремль?
В чем кроются причины эскалации на востоке Украины? И как должна реагировать Украина? Узнали у экспертов
Боевые действия на Донбассе обострились с конца августа. Количество обстрелов и раненых военнослужащих существенно возросло. Особенным потрясением стал обстрел прифронтовой Авдеевки. Под снаряды попал жилой сектор. В тот день, 28 августа, было ранено 8 украинских военных, прервали железнодорожное сопровождение.
С начала этого месяца ранено более 10 военнослужащих. Только за сутки 7 сентября Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала 1566 нарушений режима прекращения огня. А за последние сутки погиб еще один украинский защитник, еще трое было ранено.
Эскалацию на фронте эксперты связывают с рядом факторов, в том числе политической ситуацией на международной арене. “Восточный Вариант” узнал подробности.
Причины обострения
Сейчас в России проходит ряд военных учений. В частности, не так давно проходили российские учения вблизи границ с Донецкой областью. В результате зафиксирована эскалация, отмечает руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.
“Это такая практика — как только Россия проводит военные учения, особенно вблизи границы с Украиной, особенно с оккупированными территориями, так и происходит эскалация и обострение. В этот период российские подразделения проводят ротации. И в период этих учений по ротационному принципу очень часто заходят российские военные. Конечно, под прикрытием. Отрабатывают, как они это называют, определенные задачи: фактически ведут боевые действия против позиций украинских военных”, — отмечает эксперт.
“Это такая практика — как только Россия проводит военные учения, особенно вблизи границы с Украиной, особенно с оккупированными территориями, так и происходит эскалация и обострение. В этот период российские подразделения проводят ротации. И в период этих учений по ротационному принципу очень часто заходят российские военные. Конечно, под прикрытием. Отрабатывают, как они это называют, определенные задачи: фактически ведут боевые действия против позиций украинских военных”, — отмечает эксперт.
Вторая причина эскалации, по мнению экспертов, это события на международной повестке. Среди них прощальный визит в Киев канцлера ФРГ Ангелы Меркель, проведение Крымской платформы, визит украинского президента Зеленского в США.
“В ходе визита не были упомянуты минские договоренности. Для России это большое политическое поражение. Да, они могут устроить обстрелы на Донбассе. Наносить потери для того, чтобы напомнить нам: у нас есть конфликт, который нужно решать”, — считает военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов.
Минск в тупике
Ситуация на Донбассе — рычаг давления на Украину в руках Кремля. За первые годы войны Россия совершала открытый акт агрессии и сейчас ситуативной поддерживает режим тихой эскалации. Где-то дергают, где-то договариваются, считает аналитик Национального института стратегический исследований Валерий Кравченко.
“В этом году впервые не было перемирия на 1 сентября. Это еще одна демонстрация того, что Россия больше не намерена играться с точки зрения урегулирования. Она саботирует все, что касается мирного процесса. Я думаю, что мы видим такие похороны минских переговоров”, — говорит Валерий Кравченко.
Нормандский формат находится не в лучшей ситуации. Под вопросом два из четырех участников переговоров.
Пока неизвестно кто станет новым канцлером Германии вместо Ангелы Меркель и останется ли президент Франции Эмманюэль Макрон на следующий срок — выборы назначены на май следующего года.
Украина уже давно обсуждает возможные форматы участия США в переговорах по Донбассу. От Норманди до Будапештского меморандума. По мнению Валерия Кравченко, в самом переговорном процессе Киев вряд ли может рассчитывать на США.
“Мы не знаем, насколько изменится подход к Нормандскому формату. И американцы отдают себе в этом отчет. Они понимают, что нельзя договориться с тем, кто этого не хочет. Успешный кейс для Украины России не нужен. Здесь не будут договариваться, чтобы как-то ослабить хватку”, — считает аналитик.
8 сентября советники лидеров стран “нормандской четверки” провели видеоконференцию — договаривались о встрече министров иностранных дел. Кремль продолжает настаивать на своих условиях: безоговорочном выполнении Украиной Минских соглашений.
В то же время США высказали готовность присоединиться к переговорам о Донбассе в любом формате. Об этом заявила заместитель государственного секретаря США по политическим делам Виктория Нуланд на конференции YES Brainstorming в Киеве 10 сентября.
“Относительно переговорного формата, вы знаете, что в администрации Обамы я и другие принимали участие в формате, параллельном с "нормандским". Германия и Франция были в "нормандском" формате с Украиной и Россией, и потом мы в поддержку целей и стремлений говорили с Москвой и Киевом, чтобы попытаться поддержать, закрыть пробелы и добавить нашу долю креативности. Эти усилия не значительно продвинулись. Что мы сказали Украине, России, европейцам — это то, что мы готовы повторно участвовать в любом виде. То ли в "нормандском" формате, то ли снова в параллельной поддержке, если наша сторона увидит способ, которым мы можем помочь”, — сказала Нуланд.
Готовность к полномасштабной войне
По словам Валерия Кравченко, США всегда лоббировали интересы Украины. Их тактика — максимально усиливать Киев с точки зрения обороны от российской агрессии. В совместном заявлении двух стран, Соединенные Штаты объявили о новом пакете помощи в объеме 60 млн долларов, включая системы Javelin и прочее оборонное летальное и нелетальное оборудование.
С 2014 года США выделили 2,5 млрд долларов на поддержку украинской армии, включая 400 млн долларов, предоставленных в этом году.
Возможность полномасштабной войны с Россией не исключается. Президент Владимир Зеленский считает, что такой сценарий развития событий является самым страшным. В Кремле такое заявление восприняли “с сожалением” и назвали “апокалиптическим”.
Украинская армия готова освободить оккупированные территории Донбасса как только получит приказ. Но это повлечёт многочисленные жертвы.
"Наша армия готова выполнить любую задачу. То, что наши ребята выполняли в Афганистане, ни одна страна мира не может выполнить. Если сегодня наш главнокомандующий даст команду взять Донецк и Луганск, то они могут это сделать. Но что делать с теми десятками и сотнями людей, которые при этом могут погибнуть?" — заявил глава СНБО Алексей Данилов.
В ВСУ утверждают: к вторжению страны-агрессора готовятся постоянно. Совместно с международными партнёрами проводятся военные учения, о чем мы расскажем чуть позже.
Ответный огонь и учения
По словам Жданова, за 7 лет войны выработалась система: когда происходят политические события, связанные напрямую или косвенно с разрешением кризиса на востоке Украины, происходит эскалация на фронте. Опыт военных конфликтов показывает: без адекватного ответа нельзя добиться от противника выполнения обязательств, считает эксперт.
“В соответствии с мировой практикой: если действовать по принципу священного писания — тебя ударили по одной щеке, подставь вторую, то это будет продолжаться бесконечно. Реакция с нашей стороны практически нулевая. Мы просто терпим, несем потери убитыми, раненными. Это печально для нас”, — говорит Олег Жданов.
Но реакция есть. Как заверил глава СНБО Алексей Данилов, украинские военнослужащие открывают ответный огонь на обстрелы боевиков. В результате противник даже запрашивает режим тишины.
“Если кто-то считает, что мы сидим сложа руки и смотрим, как убивают наших парней и девчат, то он глубоко ошибается. Поверьте, отвечают. И отвечают так, что те сходят с ума и просят прекратить вообще огонь... Отвечают и будут отвечать. Нельзя не отвечать, когда тебя хотят убить, это обязанность любого военного”, — уверяет Данилов.
Мы не должны оставлять ни один обстрел без ответа. Тем более, что они заканчиваются ранениями или потерями украинских бойцов. ВСУ должны отвечать, говорит аналитик Национального института стратегический исследований Валерий Кравченко.
"Для чего делаются эти все провокации, в частности обстрелы мирных кварталов Авдеевки. Однозначно, чтобы мы ответили. Тактика 2014-15 годов продолжается и сейчас. Боевики стреляют из локаций максимально приближенных к мирным кварталам, чтобы в случае “ответки” были жертвы. Мы должны понимать, что это все расчет на то, чтобы выставить Украину в плохом свете. Чтобы у нас не было поддержки в мире. Думаю, здесь нужна выдержка в этом вопросе, но и четкие прицельные ответы. Мы должны четко понимать и отдавать себе отчет, что если мы не отвечаем, то провоцируем новый огонь", — говорит Кравченко.
Возвращаясь к теме учений. Если говорить о стратегическом аспекте, то с 10 сентября стартовал “Запад-2021”. Это совместные военные учения РФ и Беларуси. Они проходят на 9 полигонах на территории России и 5 полигонах вооруженных сил Беларуси, сообщается о привлечении оккупированных территорий Донбасса.
Официально заявляется об участии 200 тысяч человек личного состава, около 80 самолётов и вертолетов, 760 единиц боевой техники, в том числе 290 танков, 240 орудий, реактивных систем залпового огня, а также до 15 кораблей. Учения проходят, в том числе, около украинской границы, что воспринимается как прямая угроза.
"Это демонстрация силы, такой тактический театр включая и Донецк, и Луганск. Рассчитано даже шире, чем на Украину. Здесь целевая аудитория не только Киев, но и мир, президент Байден в частности. Сейчас то самое время, когда можно попробовать вот таким образом давить на США после поражения в Афганистане", — считает аналитик.
Сейчас союзное государство РФ — Беларусь. Хозяин Кремля не отступает от своей цели воссоздать империю из триединого государства. Украина должна осознавать — после Беларуси настанет наш черед.
"Мы должны отдавать себе отчет и готовиться. Повышать боеспособность, договариваться с союзниками. Готовиться на самом деле к чему-то более серьезному, чем сейчас происходит на Донбассе", — подчеркивает Кравченко.
В Украине масштабные стратегические командно-штабные учения совместно с вооруженными силами стран-партнеров "Объединённые усилия 2021". Они анонсированы с 22 по 30 сентября на основных военных полигонах включая Чёрное и Азовское моря.