Альтернативный план реинтеграции: необходимость или политическая игра?
31 августа в парламент внесли на рассмотрение законопроект 5844-1 “Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины”. Его авторами выступили члены команды Национальной платформы примирения и единства совместно с Украинским институтом политики и общественными деятелями. Что предлагает альтернатива министерскому законопроекту и что об этом думают эксперты?
Среди авторов законопроекта указываются внефракционная депутатка Верховной Рады Виктория Гриб, основатель Национальной платформы примирения и единства (далее НППЕ) Сергей Сивохо, директор Украинского института политики Руслан Бортник, депутатка Донецкого облсовета Марина Черенкова и специалист отдела реформ Сартанской ВГА Сергей Шапкин.
Как сообщается на странице НППЕ в Facebook, работа над документом длилась более полугода. Обсуждение проводилось с жителями подконтрольного правительству Донбасса.
“Законопроект Минреинтеграции написан с точки зрения победителей в войне. Давайте ответим на вопрос: кого мы должны побеждать? Своих же граждан, которые находятся по ту сторону линии соприкосновения? Так мы всё-таки за деоккупацию или за реинтеграцию? Пора уже определиться!”, — пишут на странице организации от имени Сергея Сивохо.
Что предлагает законопроект?
В законопроекте предлагается ввести должность Уполномоченного по вопросам неподконтрольных территорий. Планируется, что он будет контролировать реализацию прав и свобод во время переходного периода.
Также прописывается полная амнистия и помилование. Законопроект гарантирует отсутствие наказания для участников событий на неподконтрольных территориях, кроме военных преступлений.
Все документы, выданные так называемыми “народными республиками”, предлагают признавать.
Штрафы за неуплату налогов и кредитов предлагают отменить, устойчивые социальные гарантии — ввести. Также указывается возмещение пострадавшим в результате конфликта, создание условий для свободного голосования на выборах и референдумах.
Предлагается создать территорию приоритетного экономического развития сроком на 25 лет.
Стоит отметить, что авторы законопроекта отказались от терминов и понятий декоммунизации, люстрации, запрета амнистии, полной унификации законодательства в гуманитарной области, гендерного измерения.
Что предлагает законопроект Министерства
Законопроект об “Основах государственной политики переходного периода” подан в Раду 9 августа.
Среди главных отличий от поданного несколько дней назад (авторства НППЕ) это отсутствие амнистии. Речь идет об участниках вооруженных формирований и так называемых администраций “ДНР/ЛНР” если они совершали убийства, грабежи, пытки, военные преступления.
Тем, кто входил в оккупационные силы, работал в оккупационных администрациях, предусмотрена амнистия.
Но самое главное — Россия на государственном уровне фиксируется как страна-агрессор. Ущерб компенсируется Украиной, но все иски будут поданы против РФ.
Грубо говоря, в приоритете законопроекта Министерства — возврат территорий, возобновление границ государства.
Что такое Национальная платформа?
Национальная платформа примирения и единства была создана в октябре 2019 года. Тогда украинский шоумен Сергей Сивохо был назначен советником секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса. Заявлялось, что главная цель платформы, созданной в рамках инициативы президента Зеленского, будет достижение мира на Донбассе.
“Главное направление — это диалог между сообществами, с этой и той стороны. Платформа создается для того, чтобы координировать общественные организации. Мы собираемся устраивать площадки для начала, скажем так, по интересам, по профессиям — медики с медиками, бизнесмены с бизнесменами, студенты со студентами. Мы будем на этих диалоговых площадках вырабатывать общее мнение, которое будем передавать потом дальше”, — комментировал создание платформы Сивохо журналистам.
Изначально презентация платформы была запланирована на февраль 2020 года. Из-за эскалации на фронте мероприятие перенесли на март. Тогда презентацию сорвали участники боевых действий и активисты “Нацкорпуса”.
Возмущения вызвали неоднозначные высказывания Сивохо. Например, военная агрессия РФ озвучивается как “внутренний конфликт”. Инициатора платформы обвинили в пророссийской риторике, называли “ватником и сепаратистом”. Презентация закончилась конфликтом.
После инцидента Сивохо уволили с должности советника СНБО.
Сначала Сивохо призвал Министерство реинтеграции не вносить в Раду законопроект “О переходном периоде”. Затем, в апреле этого года, предложил 60 правок в имеющийся законопроект о переходном периоде.
"Политические процессы в действии"
По мнению сооснователя "Восточной правозащитной группы" Павла Лисянского, команда Сергея Сивохо близка к президенту. Так же, как и законопроект Министерства. По его словам, в данном случае идет борьба сфер влияния.
"У меня скептическое отношение к законопроекту не потому, что это не нужно. Это, конечно, нужно, но я знаю, что до осуществления ещё далеко. Я мониторю ситуацию на местах, отношения местных людей. Знаю реалии политики по этой военной тематике. Изучаю политику РФ, как она отличается от того, что было в 2017 и 2018 году. На сегодняшний день то, что прописано в законопроекте, это космические идеи, трудно осуществимые. Но над ними работают", — считает Лисянский.
Как отмечает правозащитник, над законопроектом от министерства работали правозащитные организации, привлекалась общественность и все мнения были учтены.
Закон от национальной платформы был менее медийный. По его мнению, появление альтернативного законопроекта это признак демократии.
"В данном вопросе нужно приходить к единому мнению, потому что реинтеграция это не шутка. И то, что зарегистрирован второй законопроект, это такая конкуренция за борьбу в монополии реинтеграции. Все должны понимать, что реинтеграция — это выделение огромных финансовых средств. И сейчас пошла борьба за пальму первенства", — считает правозащитник.
“Восточная правозащитная группа” мониторила мнение людей о законопроекте по обе линии разграничения. Реакция была негативная. По мнению Лисянского, альтернативный законопроект с откровенной пророссийской риторикой может быть специальным элементом для анализа — как против него будут противостоять.
Борьба за электорат “Партии регионов”
Политолог Олег Саакян пока с текстом законопроекта не ознакомился. Считает, что шанс принять его довольно скуден.
"Во-первых, из-за идеологической основы, которая лежит в основе этой платформы. Во-вторых, из-за лоббистов этой инициативы из числа общественных и политических деятелей, которые прямо или косвенно ассоциируются в украинском публичном дискурсе с РФ или пророссийской позицией. В-третьих, из-за активного позиционирования этой платформы как сугубо региональной. Это такая себе борьба за наследство “Партии регионов” в том числе с бывшими представителями этой партии", — говорит Саакян.
По его мнению, такая инициатива не одинока и подобные будут появляться еще. Различные группы интересов, которые были ранее под зонтиком “Партии регионов”, будут выдвигать свои инициативы так же, поскольку для них электорально и идеологически этот вопрос ресурсный.
“Сам законопроект, который был зарегистрирован в правительстве и разрабатывался профильным Министерством, я не считаю идеальным. Но я точно думаю, что это шаг вперед, поскольку он задает целостную и согласованную между собой в разных направлениях рамку государственной политики в этом направлении. И она начинается с вопроса амнистии и заканчивается вопросами экономическими и управленческими. В горизонте не тушение пожара на протяжении одного-двух лет, а планирование на десятилетия вперед”, — считает политолог.
По мнению экспертов, альтернативные законопроекты нужны как признак демократии. Но в данном случае реинтеграция служит инструментом на политической арене для продвижения своих интересов.