Стандарты НАТО в украинских реалиях: что это означает для военных и гражданских
Украина имплементировала около 20% от общего количества существующих стандартов НАТО. Рассказываем, что это значит и как оценивают изменения украинские защитники на Донбассе
В Украине много говорят о евроатлантической интеграции, в частности о вступлении в НАТО. Для этого в течение последних нескольких лет пытаются сделать соответствующими стандартам Альянса различные сферы деятельности отечественного военно-оборонного комплекса.
Стандарты НАТО часто появляются в информационном пространстве, но часто как абстрактная категория, поэтому большинству граждан не понятно, что именно несут под собой эти стандарты.
В этой статье мы разберемся, как можно «пощупать» стандарты НАТО, чем они полезны для военных и гражданских, и приближает ли Украину ко вступлению в Альянс их внедрение.
Какие стандарты НАТО существуют
В Украине термин «стандарт НАТО» используется не только в отношении военных стандартов НАТО, но и в отношении норм, принципов и практик Альянса. Это не совсем корректно, отмечают в своем исследовании специалистки центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук и Марианна Фахурдинова.
Стандарты НАТО разделяют на:
- Союзные стандарты или союзные публикации. Это внутренние документы, устанавливающие сам стандарт.
- Соглашения по стандартизации. Такие соглашения являются согласием страны вводить определенный стандарт.
- Другие документы, связанные со стандартами НАТО: каталоги, справочники и т. д.
Заместитель главы миссии Украины при НАТО, руководитель военной секции полковник Сергей Мукосий отмечает, что соглашения по стандартизации можно условно разделить на три группы: административные, оперативные и материально-технические.
Административные стандарты, например, определяют процессы управления и обмена информацией, порядок работы с документацией.
Оперативные стандарты направлены на оперативное планирование применения войск.
Материально-технические стандарты определяют единые требования к вооружению и военной технике союзников, управлению жизненным циклом, а также кодификации предметов обеспечения.
Приведем несколько примеров стандартов для лучшего понимания их сути
- стандарт совместной военной символики НАТО,
- совместная объединенная доктрина медицинской эвакуации;
- стандарт униформы и личного оборудования военных.
Таких стандартов существует около 2000, а соглашений по стандартизации 1200. Одно соглашение может включать несколько стандартов.
Спасение жизни по стандартам НАТО
До 2016 года украинские военные и военные медики даже в условиях боевых действий пользовались еще советскими аптечками. В таких аптечках находились старые резиновые жгуты, которые были неэффективными после нескольких раз использования, сильные обезболивающие, применение которых приводило к тяжелым последствиям. И при этом в аптечках не было действенных средств для прекращения кровотечения.
Военные и волонтеры часто поднимали вопрос замены старых советских аптечек на новые, более эффективные при ранениях в условиях войны.
«Натовская аптечка основана на лучших достижениях тактической медицины. Состав индивидуальной аптечки, состав аптечки военного медика является научно обоснованным, и испытанным не одним боем. Содержание натовских аптечек постоянно просматривают и дополняют современными и эффективными средствами и препаратами», — заявляли тогда в украинском Минздраве.
Сначала страны НАТО предоставляли Украине аптечки в качестве поддержки, а впоследствии для украинской армии разработали свои аптечки по стандартам НАТО.
Соучредитель компании обучения по оказанию первой помощи «FAST» Федор Сердюк в свое время проводил такие учения для военных. Он рассказал «Восточному варианту», что входит в современную аптечку украинского военного.
«Большинство стран ориентируется на стандарт США TCCC. Аптечка в США называется IFAK-2 и она соответствует уровню навыков солдата. Туда входят жгуты для остановки кровотечения, маркеры для пометок, карточки раненых, наклейки на грудь, в некоторых случаях это игла для декомпрессии, а также pill pack — набор из критических медикаментов обезболивающего в таблетках, противовоспалительного, антибиотиков», — рассказал Федор.
Он также назвал основные проблемы советской аптечки, использовавшейся до 2016 года.
Во-первых, по словам Сердюка, такая аптечка не основывалась на реальных рисках боевых действий. В частности, внимание уделялось оружию массового поражения. В результате пропускался момент реальных боевых ранений, а люди таскали с собой горы всего ненужного.
Во-вторых, аптечка не была собрана на основе доказательной медицины, а собиралась по принципу авторитета: если какой почтенный генерал считал, что что-то нужно положить в аптечку, то это и клали.
«Поэтому в аптечках появлялись такие вредные вещи как опиоидные обезболивающие. Советская медицина считала, что болевой шок существует, хотя такого понятия нет, и люди от него не умирают. А вот от передозировки обезболивающим умирают. Поэтому такие обезболивающие сейчас не кладут», — отметил Федор Сердюк.
В-третьих, средства в аптечках были низкого качества. Если новые резиновые жгуты и могли остановить кровотечение и выполнить часть своих функций при правильном пользовании, то из-за плохой резины они расползались на солнце и коченели на холоде.
Стандарты НАТО помогают странам развиваться
НАТО — военно-политический альянс, поэтому большая часть стандартов НАТО касается непосредственно вооружения и способов ведения войны. Но не только. Стоит отметить, что НАТО создано и существует исключительно как оборонительный альянс, который не предусматривает наступательных или агрессивных действий в отношении других государств.
«Это и развитие военно-оборонной промышленности, и научные исследования, и новейшие технологии», — отметил доцент кафедры международных отношений и дипломатической службы ЛНУ имени Ивана Франко и заместитель директора Центра Международной безопасности и партнерства Александр Кучик.
Что касается финансирования Альянса, то союзники вносят прямые и косвенные взносы в счет покрытия расходов, связанных с функционированием НАТО, осуществлением политики и мероприятий организации. Бюджеты и программы общего финансирования НАТО финансируются за счет прямых взносов и составляют лишь 0,3% от общих оборонных расходов союзников, что эквивалентно примерно 2,5 млрд евро для обеспечения функционирования всей Организации, ее командований и военной инфраструктуры.
Относительно оружия есть целый ряд требований, и касаются они не только технической составляющей оружия, но и каждого этапа — от изготовления до ввода в эксплуатацию и транспортировки оружия.
«Сама логистика, порядок проведения испытаний, внедрение в вооруженные силы — все это регламентируется стандартами НАТО», — добавил Александр Кучик.
Но кроме этого, в НАТО даже есть стандарты, регламентирующие непосредственно ведение военных операций. И, по словам эксперта, те страны, которые уже ввели эти стандарты, имеют преимущество.
«Это логистика, тыловое обеспечение, планирование операций. В качестве примера мы можем привести недавние события в Карабахе, где азербайджанская сторона, имея вооружение по стандартам НАТО и используя планирование и разведку в соответствии со стандартами НАТО, смогла достаточно эффективно решать военные задачи и увеличивать потери Армении. Силы последней и дальше находятся на пути развития по российским и советским стандартам ведения военных операций», — пояснил Александр Кучик.
Украинские военные о стандартах НАТО
Демобилизованный военный Александр Гордиенко завершил службу в 2019 году. Служил в Вооруженных силах Украины. Говорит, что больше всего о стандартах НАТО слышал в контексте обучения.
«Это и военные учения, и подготовка. Нам рассказывали, что если мы хотим регулярно попадать на обучение, проводимые совместно со странами НАТО, то нужно учить английский. Причем это касалось и учений в Украине, не говоря уже о поездках куда-то за границу, которые периодически случались.
Александр попал на одно из таких учений. Говорит, тогда ему как рядовому солдату язык практически не пригодился, хотя английский хорошо знал со школы, а вот офицерский состав должен коммуницировать с иностранцами.
«Насколько я знаю, там определенная документация на английском языке. Офицер должен владеть им», — добавил Александр.
Другой контрактник Евгений сейчас проходит службу в районном центре на Луганщине. Несколько лет он служил в различных воинских частях на западной Украине. Очень ощутимым отличием называет питание.
«По питанию можно сказать, где сотрудничество с НАТО, а где нет. Там, где “натовцы” периодически приезжают, с питанием все хорошо, а в некоторых частях — совершенно противоположная ситуация», — отметил Евгений.
Но, как пояснила в комментарии «Восточному варианту» руководительница проектного офиса реформ Министерства обороны Диана Петреня, разница в питании различных воинских частей связана с тем, что некоторые из них перешли на новую систему питания, а некоторые нет.
В украинской армии долгое время работала система аутсорса — частная компания обеспечивала полный цикл питания от доставки продуктов до приготовления и раздачи. Тогда фактически не было контроля за качеством продуктов и разнообразием блюд. Контролировался только вес выданных блюд по факту обращений солдат, если такие были.
«Поэтому посмотрели на кучу разных стран, общались с разными военными, которые к нам приезжали из Канады, Великобритании, США, и мы пришли к выводу, что нужно вводить новую систему питания. Пищу нашим военным должны готовить наши повара. А также решили отходить от расчета порций по граммам и считать по килокалориям, так, как это делают в странах НАТО», — рассказала Диана Петреня.
Также для солдат увеличили перечень продуктов для приготовления пищи с 35 до 410. Еду начали готовить сами, а от аутсорсеров требовалась только доставка продуктов по четко разработанным правилам.
Военные части начали постепенно переходить на эту новую систему питания. И те, которые перешли, по словам Дианы, почувствовали разницу. Однако в последнее время говорит экспертка, переход приостановился, и в большинстве воинских частей остались все те же аутсорсеры и невозможность контролировать качество блюд.
Политика и стандарты: чего не хватает Украине
По данным центра «Новая Европа» на январь 2021 Украина внедрила 292 или около 19% стандартов Альянса. При этом треть из них — около 100 — ввели за последние полтора года.
По мнению вице-премьер-министра Ольги Стефанишиной, это приближает Украину к евроатлантической интеграции.
«Та динамика, которую мы уже демонстрируем в трансформации сектора безопасности и обороны и внедрении стандартов НАТО в Вооруженных Силах за последние полтора года, позволяет нам ставить перед собой амбициозные цели в евроатлантическом направлении», — добавила Ольга Стефанишина.
И как говорит Александр Кучик НАТО не ставит требования имплементировать определенное количество стандартов, чтобы вступить в Альянс.
«Это не предусмотрено ни одним документом, что мы должны ввести 300, 400, или 500 стандартов, чтобы вступить в НАТО. Речь идет об эффективном функционировании военно-оборонного комплекса. Безусловно, чем больше стандартов реализовано, тем больше это приближает страну к НАТО. Но к примеру, одним из таких стандартов является коммуникация и слаживание военных сил в Арктике», — отметил эксперт.
Он добавил, что по количеству введенных стандартов Украина не уступает некоторым новым членам, но при этом имеет ключевую проблему, которая, по его мнению, и мешает интеграции. Это коррупция.
«Мы очень часто слышим ответ, что нам нужно бороться с коррупцией. Ведь в НАТО существуют стандарты прозрачности осуществления закупок, оборонного планирования, бюджета, так называемый гражданский контроль за вооруженными силами», — подчеркнул Александр Кучик.
По его словам, гражданский министр обороны должен осуществлять координацию развития и деятельности вооруженных сил, в том числе и в борьбе с коррупцией, а генеральный штаб должен отвечать непосредственно за военную составляющую.
При этом эксперт считает большим позитивом внедрение стандартов НАТО в Украине, поскольку это «приближает страну, даже не члена, а партнера НАТО, к высокому уровню социально-экономического развития и благосостояния граждан». А также, вероятно, к уменьшению коррупционных рисков.