В Соледаре презентовали графическую работу "Солерос": фото
В рамках арт-резиденции «Заземление» художник Виталий Агапеев создал графическую работу «Солерос» и объяснил, что общего между городом и этим растением.
Об этом сообщает Восточный вариант.
«Сначала была совсем другая идея, - рассказывает художник, приехавший в Соледар в начале июня в рамках арт-резиденции «Заземление» от платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. - Я планировал создать в городе мурал, однако всю неделю непрерывно лили дожди. Пришлось импровизировать. Так возникла необходимость перейти к «плану Б» - графической работе».
Виталий Агапеев - художник с граффити-бэкграундом, участник многих выставок и резиденций в Украине и за рубежом, совладелец DIY-бренда Square_NA. В своем творчестве исследует процесс аморфизации границ между человеческим сознанием, природой и технологией. Чаще всего Виталий работает с графикой, муралами, инсталляциями и Медиаарт.
«За неделю надо было не только обустроить свой быт в новом месте, но и параллельно создать художественный проект. Несмотря на своеобразную экстремальность условий, это был интересный эксперимент, - говорит он. - Когда стало понятно, что от мурала придется отказаться, я очень быстро кристаллизировал в конкретный образ и форму идею графической работы».
На первый взгляд работа Виталия Агапеева «Солерос» напоминает причудливую карту или план местности. Фактурный узор, напоминающий неизвестное письмо, рассеченное белыми полосами.
«Во время работы меня неоднократно спрашивали, что я рисую. Было выгодно отмалчиваться, поскольку интервьюеры сами предлагали свои варианты. Самый популярный из них - карта. Это довольно близко к истине, но эта карта - не физическая и не топографическая. Я не вижу резона в копировании уже имеющихся форм, - объясняет художник. - В работе я опирался на методы автоматического и асемичного письма. Оба предусматривают создание определенного вида письма, недоступного для считывания людям. Это чистый поток сознания, который только напоминает алфавит, но им не является ».
Чтобы больше рассказать о работе «Солерос» и объяснить некоторые заложенные в нее смыслы и идеи, Виталий Агапеев написал небольшое эссе. В нем он, в частности, проводит параллели между растением с аналогичным названием и самым Соледаром.
«Солерос - это универсальная метафора для города. Как растение, так и весь населенный пункт живет в экстремальных условиях. Каждый из них является спутником соли. Оба получают из-под земли неорганические вещества, перерабатывают их и этим поддерживают жизнь других существ. Собственно, весь Соледар и является новой реинкарнацией солероса, но сотканной из бетона, кирпича, металла, флоры и фауны», - объясняет резидент.
Рассказывает, что первое, что он заметил в городе - это коммуникации.
«Весь населенный пункт, как веревкой-шибари, опутао и перерезана газовыми трубами, теплотрассами и электропроводами. Вместе с тем большое количество людей постоянно общаются между собой, а не обособленные в своих молчаливых кельях-смартфонах. И, конечно, все всех знают, кроме меня. Поэтому в начале я получал лишь крохи и отрывки этих разговоров. Это и подтолкнуло меня к использованию метода нарезок в графике», - объясняет он.
Виталий рассказывает, что «среди этой текстуры коллективного тела» его не оставляла мысль о локальных коммуникациях. Именно поэтому он добавил в работу белые промежутки, которые постоянно соединяют пространство вокруг работы.
«Я не мог делать их геометрически ровными, поскольку ситуация с пониманием не столь идеалистическая, как казалось, - подчеркивает Агапеев. - Многие люди, с которыми довелось познакомиться, не удовлетворены существующим в городе порядком социальных процессов. Иногда им не так просто договориться между собой об обычных вещах, впрочем, как и всем нам. Но - что самое важное - вопреки всему, в городе сохраняется прочная связь между его акторами. А коммуникация, пусть и местами нарушена, продолжает выполнять свою функцию - сочетать».
Свой художественный опыт в Соледаре Виталий Агапеев подытоживает так: «Для художников работа в небольших городах - это нахождение каких-то новых для них визуальных образов и контекстов, которые, возможно, трудно заметить на фоне большого города, но легко заметить в малых населенных пунктах».
Читайте также: Киевский художник создал в Соледаре скульптуры "Люди-акулы". ФОТО
Подготовила Мария Семенченко