Эксперты рассказали, как Украина может использовать опыт других стран в вопросе амнистии боевиков на Донбассе
Эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека Олег Мартыненко исследовал опыт других стран в вопросе амнистии после прекращения войны.
Об этом говорится в материале "Восточного варианта".
"В мирных соглашениях, одобренных Организацией Объединенных Наций, не может предусматриваться амнистия за геноцид, военные преступления, преступления против человечности или грубые нарушения прав человека", - говорится в исследовании.
Также амнистия не всегда прописывается в законе, предусматривающем длительное время. В некоторых странах, например в Демократической республике Конго в 2002 году, амнистию сначала объявили указом президента, а потом уже приняли соответствующий закон.
В Уганде приняли закон, который амнистирует всех, кто участвовал в боевых действиях против власти в определенный период.
А в Боснии и Герцеговине в 1999 году прописали:
"Освобождение от уголовного преследования или полное освобождение от вынесенного приговора или части приговора, предоставляется всем лицам, совершившим в период с 1 января 1991 года по 22 декабря 1995 года… (далее перечень действий)".
Получение амнистии предусматривает выполнение определенных условий, которые ставит власть.
Государство может потребовать:
- лично подать заявление в определенные органы. Иногда же амнистия распространяется автоматически, но подача заявления помогает государству зафиксировать количество людей, участвовавших в боевых действиях. А еще существует практика применения амнистии только после судебного приговора;
- уложиться в определенный срок - от нескольких месяцев до года. После того, как срок уплатит, получить амнистию будет невозможно;
- сообщить все детали преступления;
- принять участие в публичных слушаниях.
Те, кто претендуют на амнистию, должны выступить перед комиссией. Такие слушания проводились в Колумбии и Либерии. А в ЮАР публично заслушали более 2100 дел. Жертвы во время публичных слушаний имели право предоставлять доказательства и давать официальные показания, допрашивать виновных лично или через законных представителей, делать заявления в устной форме или письменно.
"Объем условий амнистии, по мнению многих исследователей, свидетельствует о силе государственной власти в условиях вооруженного конфликта - слабое государство часто не выдвигает детализированных условий, кроме прекращения огня и разоружения, предпочитая модели безусловную, широкую амнистию. Но чем увереннее позиция государства, тем шире перечень условий, которые она выдвигает к вооруженной оппозиции и незаконным вооруженным формированиям", - говорит в своем исследовании Олег Мартыненко.
Какую из международных практик примет во внимание Украина, пока сказать сложно. Известно, что сейчас проводятся консультации и формируется основа стратегии переходного правосудия.
Эксперты отмечают, что Украина уже сейчас должна донести до людей на оккупированной территории, а также до вынужденных переселенцев, кто и как должен отвечать перед украинским законом за оккупацию Луганской и Донецкой областей.
Читайте: Эксперты назвали основные преимущества закона о военных преступниках на Донбассе