Вторая жизнь. Кто и как в Мариуполе возвращает недостроям и "заброшкам" былое величие
В чем опасность заброшенных зданий и как их превратить в успешные пространства? Опыт Мариуполя и Европы
Там, где одни видят опасность, другие находят прекрасное. Такое противоречивое мнение у мариупольцев складывается о заброшенных и недостроенных зданиях.
Действительно, эти места нередко становятся эпицентрами трагедий — самоубийств и несчастных случаев.
При этом в «заброшках» и недостроях находят себе пристанище бездомные.
К тому же они остаются историческими точками на картах современных городов. Локациями, позволяющими ненадолго окунуться в атмосферу давно минувших дней.
В Мариуполе борются с такими местами по-разному. Кто-то «культурным оружием», устраивая экскурсии по самым удивительным руинам города, кто-то самостоятельно трансформирует их в общественные пространства, а городская власть превращает покинутые дома в социальное жилье и ЦНАП.
Городские призраки
По данным Департамента по работе с активами, в Мариуполе насчитывается 115 недостроев и заброшек. Среди них преимущественно частные объекты — всего 70, еще 24 находятся в коммунальной собственности, 13 — в государственной. Еще 8 пока остаются бесхозными, то есть их владельца найти не удалось.
Большинство сегодняшних недостроев — последствия экономических кризисов. Строительство известного всем «Первого квартала» на Левобережье, принадлежащего компании «Азовинтекс», имело стремительный старт и столь же стремительный финиш, когда в конце 2008 года мир накрыл финансовый кризис.
Еще одна помпезная стройка возле Мариупольского колледжа ДонНУЭТ им. Туган-Барановского остановилась в 2014 году, хотя и до этого продвигалась очень медленно. Здание, которое задумывалось как «небоскреб», сейчас стоит пустым.
Истории же заброшенных по тем или иным причинам зданий еще более печальны.
Так было с 14-этажкой вблизи автовокзала, из которой в 1990-х отселили всех жителей. Грунт под зданием начал проседать, из-за чего само строение сильно накренилось.
Мариупольцы называют дом «пизанской башней». Нередко на земле под зданием находили тела людей, совершивших самоубийство. Хотя строение огорожено забором, местные любители экстрима все равно находят способ пробраться внутрь.
В 2018 году мариупольские подростки опубликовали видео, на котором видно, как они бегают по этажам и выглядывают из окон, улыбаясь на камеру. Позднее выяснилось, что в социальных сетях подростки создали тематическую группу, где обсуждали особенности здания и самые интересные этажи.
Мариупольская журналистка и телеведущая Алевтина Шевцова вспоминает, что после очередного трагического события, связанного с высоткой, лестничные пролеты на нескольких этажах демонтировали, чтобы ограничить доступ.
«Через некоторые время мы снимали там сюжет и обнаружили, что подростки сами из балок построили лестницу на этажи, чтобы взбираться наверх. То есть, добраться туда снова было легко», — рассказывает Алевтина Шевцова.
Имеет ли восстановление смысл?
Она сама часто посещает различные «заброшки» Мариуполя: кинотеатры, старые дома и производства, чтобы прикоснуться к истории города. В эфире утреннего шоу на местном телеканале Алевтина вела рубрику «Мариуполь Нетуристический», где рассказывала истории заброшенных мест.
Многие из них действительно хранят в себе удивительные истории, достойные того, чтобы быть услышанными. Один из таких — дом купца Регира на улице Итальянской, 12, построенный в 1900-ом году. Дом украшен барельефами с грифонами, маскаронами и вызывает огромный архитектурный интерес. Но, увы, здание разрушается. Алевтина говорит, что это большая потеря для Мариуполя.
«Это самая колоритная “заброшка”, но внутри она уже непригодна для реконструкции. Недавно во время экскурсии, которая касалась сохранения дверей, я услышала, что в других городах существует некая консервация заброшенных помещений. Например, на стены наносят специальный раствор, который фиксирует стены в том состоянии, в котором они находятся, и не позволяет материалу разрушаться. Если бы эта практика внедрялась в Мариуполе было бы здорово. Утрата дома Регира была очень стремительной и катастрофической. Еще 10 лет назад там были обои на стенах и целые лестничные пролеты, а сейчас этого нет», — с грустью признает Алевтина.
Во время своих путешествий по заброшенным местам города она находила интересные артефакты прошлого, связанные с этими зданиями и не менее интересных людей, которые рассказывали истории этих мест. Но при всем этом телеведущая не отрицает — «заброшки» могут быть опасны и приходя к ним, люди сами несут ответственность за свою жизнь.
«Что касается восстановления, то нужно понимать, будет ли от него смысл. Например, если мы говорим про детский сад, то очевидно, что его закрыли, потому что не хватало детей. И еще до восстановления нужно понимать выхлоп от этой процедуры. Иначе детский сад будет обречен повторить свою судьбу и снова стать заброшенным», — считает Алевтина.
Она также сомневается, что идея превратить все заброшенные пространства в хабы будет иметь успех, поскольку в городе нет достаточной целевой аудитории для таких мест.
От кинотеатра до «Мультицентра»
Но у Мариуполя есть несколько успешных примеров трансформаций заброшенных пространств.
История кинотеатра «Союз» в Левобережном районе достаточно печальна. Открытый еще в начале 1970-х годов поначалу кинотеатр был очень популярен. Позднее в здании кинотеатра появились детские клубы по интересам. Вскоре кинотеатр закрыли ввиду нерентабельности. Затем уже частные лица открыли в его здании ночной клуб, который в 2010 году оказался в центре крупного скандала.
Как в то время писала мариупольская пресса, в кинотеатре организовали «притон, в котором развращали малолетних». Судебный процесс длился два года, в конце концов подозреваемых признали виновными по нескольким статьям уголовного кодекса.
После этого кинотеатр, казалось, был обречен доживать последнее. Его постепенно расхищали и несколько раз поджигали, последний крупный пожар случился в 2016 году.
Но уже в марте 2017 года стало известно, что в многострадальном здании кинотеатра оборудуют второй в Мариуполе Центр предоставления административных услуг. Реконструкция длилась более двух лет и обошлась более чем в 100 миллионов гривен.
Во время реконструкции подрядчик решил сохранить мозаичные панно внутри здания и крупный барельеф на переднем фасаде. Интересно, что барельеф носит название «Союз» и среди всех элементов произведения угадывается серп и молот.
Для реновации использовались средства местного бюджета, Государственного фонда регионального развития. 500 тысяч долларов предоставило Агентство США по международному развитию (USAID). Частично затраты покрыли частные промышленные компании. На открытие «Мультицентра» приехал президент Украины Владимир Зеленский.
Сейчас в «Мультицентре» предоставляют более 400 государственных услуг. На крыше здания проводят церемонии бракосочетания.
А вот другому мариупольскому кинотеатру повезло меньше. Он известен прежде всего своим мозаичным панно, на котором изображен украинский поэт Тарас Шевченко. Сам кинотеатр также назван в честь Кобзаря. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.
Многие мариупольцы обеспокоены судьбой не столько кинотеатра, сколько мозаики с Шевченко. Неоднократно местные культурологи поднимали вопрос о судьбе кинотеатра. Но поскольку кинотеатр находится в частной собственности, у местной власти связаны руки. И украинское законодательство в данном случае на стороне частного лица.
Дома для переселенцев
Кроме общественных пространств у Мариуполя есть опыт трансформации «заброшек» в социальное жилье для переселенцев. Но, как выяснилось позже, туда селили и мариупольцев, которые давно стоят на квартирном учете и нуждаются в улучшении жилищных условий.
В 2018 в городе появилось сразу два социальных жилья. Общежитие на улице Красномаякской превратилось в многоквартирный дом, в котором было 19 однокомнатных квартир и одна двухкомнатная.
На открытие дома приезжал тогдашний министр по вопросам временно оккупированных территорий Владимир Черныш.
В реконструированном доме на улице Менделеева также сделали 19 квартир, две из которых оборудованы под потребности людей с инвалидностью. Проект обошелся в 22 миллиона гривен и финансировался из бюджета города и государства. В конце 2018 года 13 мариупольских семей получили ключи от временного жилья в этом доме.
«Порт Культур» возродится из пепла
Одно из самых сильных потрясений в истории города — столкновение украинских военных и пророссийских сил у здания главка милиции в мае 2014 года, в результате которого погибли и получили ранения несколько военнослужащих и сотрудников милиции. Здание было обстреляно и горело.
Ежегодно 9 мая местные жители несут цветы к зданию главуправления милиции, чтобы почтить память погибших в бое за освобождение Мариуполя.
Но в 2020 году стало известно, что здание капитально отремонтируют, только размещаться в нем будут уже не силовые структуры, а культурный центр. Он должен стать местом рефлексии над историей и культурой города, местом поиска, открытия и познания жителями своей идентичности, символом возрождения. Для этого среди архитекторов всего мира провели конкурс на лучший проект.
В конкурсе приняли участие 49 проектов, а победили молодые архитекторы из Ирана Махди Тахери и Фарназ Мансур.
Как признались сами архитекторы, в конкурсе их заинтересовала тема – превращение здания, пострадавшего во время конфликта, в многофункциональное пространство. Судя по проекту, в здании будут лектории, библиотека, ресторан, выставочное пространство и многое другое.
«Название Украина ассоциировалось у нас с Чернобыльской катастрофой, Андреем Шевченко, белыми зданиями с цветными крышами, яркими цветами. Однако за время участия в конкурсе мы узнали гораздо больше о Мариуполе, о его городской среде, об исторических событиях и периодах, которые пришлось пережить городу в целом, и здании, которое мы проектировали, в частности», – поделилась тогда впечатлениями от работы архитекторка Фарназ Мансур.
Пока что проект остается проектом — к реконструкции еще не приступали.
Каждое здание требует уникального подхода
Хотя все вышеперечисленные примеры скорее можно назвать успешными, стоит признать, что в Мариуполе все еще много заброшек. Они вызывают обеспокоенность у родителей, чьи дети стремятся погулять по опустевшим этажам, да и просто у жителей окрестных домов.
«Восточный вариант» подал запрос в Мариупольский городской совет, чтобы узнать, есть ли у власти планы на заброшки. В ответ нам сообщили, что в Мариуполе разработана целевая программа для борьбы с заброшками.
Согласно целям программы, уже в 2024 году Мариуполь должен различными способами избавиться от заброшек и недостроев. На пять лет реализации программы, с 2020 по 2024 год, всего заложено 19,2 миллионов гривен. Пик демонтажа, судя по планам горсовета, приходится на 2021 год. Но кроме демонтажа город планирует брать под свою опеку бесхозные постройки, а также создать список объектов для будущей приватизации.
Учитывая, что в еще в 2019 году заброшек и недостроев в городе было 147, а сейчас 115, можно сказать, что горсовет движется неплохими темпами. Но и поводов «побуксовать» остается много.
Например, заброшенные здания в собственности государства могут перейти в собственность города только после двух аукционов, на которых не найдется желающих приобрести «заброшку». Но сложнее всего с частными зданиями. Получить их бесплатно можно, если умер его собственник и нет наследников. Все остальные здания нужно выкупать. Отобрать закон их не позволяет.
«Мы можем только сподвигнуть собственника принять меры через определенные рычаги влияния городского совета. Допустим, насчитать убытки под помещениями, которые заброшены», — комментирует директор департамента по работе с активами Мариупольского горсовета Светлана Штенда.
Также, по ее словам, существует судебная практика судов первой инстанции, когда собственников обязывают привести здание в порядок в соответствие с Государственными строительными нормами.
«Мы еще не знаем результат, поскольку нет практики Верховного Суда, но можно в этом вопросе работать. Для этого и нарабатывается судебная практика, чтобы понимать, как суд отреагирует на тот или иной процесс», — отмечает Штенда.
Еще один способ — отменить государственную регистрацию права собственности в связи с тем, что объект разрушен. Так сейчас пытаются решить вопрос с разрушенными хлебозаводами — на улице Куинджи и на улице Каффайской. Эти места Светлана Штенда называет самыми проблемными.
Она также отмечает, что сейчас город прорабатывает несколько подобных объектов, но называть их раньше времени не стала. «Но успешные кейсы, думаю, будут», — считает глава департамента.
«Собственники редко идут на соглашение либо пытаются продать объекты задорого, хотя мы понимаем, что в свое время они их приватизировали за копейки у того же государства или горсовета, когда в двухтысячных бурно проходили процедуры приватизации», — резюмировала Штенда.
Подсветили разрушенную синагогу, устроили джаз-вечер на Слободке
Громада Мариуполя также старается сделать «заброшки» местами силы районов. Так, в 2016 году активисты проекта Urban Curators провели уборку в здании заброшенного детского сада в поселке Слободка.
После уборки на площадке перед детским садом смонтировали деревянную сцену и торжественно провели джазовый вечер для всех желающих. Выступали ученики местного музыкального училища.
«Такие разрушенные, забытые всеми объекты больше всего нуждаются в восстановлении. Чтобы результат в городе был наиболее ощутим, начинать нужно с самых проблемных территорий. На протяжении долгого времени в этом месте были одни руины, и мы из них сделали функционирующую площадку, которая является интересным, урбанистическим, креативным местом для всей общественности – молодежи, детей, пенсионеров», — высказалась тогда одна из организаторок мероприятия Ольга Рудь.
За год до этого местные активисты проводили уборку на руинах мариупольской хоральной синагоги, построенной в 1864 году. А в этом году в Ночь музеев здание синагоги подсветили разноцветными софитами.
Действительно, некоторые старинные здания могут нести архитектурную и историческую ценность и вызывать интерес. Но не стоит забывать, что большинство высотных недостроек и заброшенных производств — это всегда риск.
Туризм на базе промышленности — новый тренд
Тенденция к переосмыслению культурного, промышленного, архитектурного наследия больших и маленьких городов уже давно шагает по миру. И в этом явлении значительно преуспела Европа.
Например, в Германии на базе огромного бывшего металлургического завода «Майдерих» создали ландшафтный парк. До 1985 года парк считался одним из главных предприятий Рурского района, но к концу века плавить сталь стало невыгодно.
По ненадобности некогда успешное предприятие стало просто огромным бесполезным пространством, которое хотели снести. Но местные жители категорически воспротивились. Чуть больше чем за 10 лет завод превратился в парк.
На доменной печи сделали смотровую площадку, откуда можно хорошо рассмотреть панораму города.
А огромная электростанция стала залом для торжественных мероприятий, где собираются местные деятели культуры для презентации своего творчества.
В соседней Польше из соляной шахты, глубина которой примерно 9 этажей, сделали музей.
Экспозиции демонстрируют процесс добычи соли от и до. Но кроме этого в бывшей шахте можно поужинать, провести конференцию или концерт и даже организовать личное торжество.
Шахта привлекает туристов со всего мира. До начала пандемии больше половины гостей музея-шахты имели иностранное происхождение.
Описанный выше опыт Германии и Польши может пригодиться и Украине, а конкретно ее восточной части. Ведь на Донбассе тоже много огромных промышленных пространств. И если с соляными шахтами вектор перерождения уже найден (в соляной шахте в Соледаре существует уже несколько экскурсионных маршрутов), то с большими заводами не все так просто. Во-первых, они до сих пор работают, а во-вторых, в Украине мало кто верит, что промышленный туризм будет кому-то интересен.
Но опыт Европы подсказывает: были бы деньги на ревитализацию, а желающие посмотреть и прикоснуться всегда найдутся.