Насколько доступны города Донецкой области и чему надо поучиться у стран ЕС
Команда инициативы «Доступно.UA» во главе с известным ведущим, блогером и паралимпийцем Дмитрием Щебетюком отправилась на восток — тестировать города на доступность и учить этому местных активистов.
Эксперты начали путешествие с Краматорска, Дружковки и Славянска. На очереди Мариуполь и Старобельск. После исследования эти города попадут в рейтинг доступности городов Украины «Тостер». Как оценивали? И что с доступностью в других городах Украины и за ее пределами? Разобрался «Восточный вариант».
«Мы приехали, чтобы еще больше вдохновить жителей и руководство города работать в сфере инклюзии. Для того чтобы вопрос доступности для маломобильных групп населения всегда был актуален. Чтобы во время реконструкции или строительства новых объектов к этому привлекали особое внимание», — говорит председатель организации «Доступно.UA» Дмитрий Щебетюк.
Он подчеркивает: проект призван сделать Украину в целом доступнее. Ведь каждый город, который попадает в рейтинг доступности, влияет на развитие инклюзии в стране.
В 2011 году Дмитрий получил серьезную травму позвоночника и спинного мозга. С тех пор он передвигается на коляске. Где-то через год начал заниматься плаванием и уже в 2015 году подтвердил звание мастера спорта. В том же году поднялся на седьмую строчку мирового рейтинга по плаванию в своей группе. Впоследствии был ведущим спецпроекта «Паралимпиада-2016. Студия» на телеканале «UA: Первый».
От участия в подготовке к Паралимпийским играм в Токио Дмитрий отказался, чтобы полностью сосредоточиться на общественной деятельности. В 2015 году он основал организацию «Доступно.UA», которая распространяет идею полноценного включения людей с инвалидностью в жизнь общества и доступности городского пространства. А еще начал развивать собственный влог.
“Вместо творчества или науки ты тратишь кучу энергии на то, как преодолеть препятствие”
«Большинство людей никогда не сталкивались с людьми с инвалидностью. Они боятся даже коммуницировать с ними. Основная цель нашей инициативы — преодолеть эти барьеры, познакомить людей БЕЗ инвалидности с людьми с инвалидностью», — объясняет Дмитрий.
«Пойти в супермаркет или еще куда-то — это не особая необходимость. Вместо творчества или науки ты тратишь кучу энергии на то, как преодолеть препятствие. Когда куда-то собираешься, то думаешь: мне трудно с кровати пересесть на коляску, потом спуститься, потом будет бордюр, а доступно ли то заведение, куда я хочу…
Я так все подумал и остался в постели. Потратил энергию только на те мысли и почувствовал себя лузером. И это не только о людях с инвалидностью. Родители выходят с ребенком в коляске погулять, посмотреть вокруг. А получается так, что улица, внешнее пространство вводят тебя в стресс», — говорит Дмитрий.
Широкую узнаваемость активисту принес второй сезон программы «# @) ₴? $ 0» с Майклом Щуром от «Телевидения Торонто». В 2017 году он был ведущим рубрики «Инклюзия», а в последующих сезонах появлялся в качестве приглашенного ведущего программы.
Автостопом по Европе
В том же году Дмитрий разрушил стереотипы о людях с инвалидностью. Он самостоятельно проехал автостопом на коляске 17 городов Украины и добрался до Беларуси.
В 2019 году Дмитрий расширил географию путешествий на страны Европы. Ездил так же автостопом, но уже вместе с другом. На двоих у них было только 100 евро, а маршрут путешествия выбирали подписчики блога.
Так ребята посетили более 30 городов в 10 странах. Сейчас Дмитрий пишет книгу о путешествиях автостопом. Вспоминает, что это необычайное чувство контраста — когда ты несколько часов стоишь под палящим солнцем на трассе, а уже через миг едешь в комфортном авто с ветерком. Это возвращает веру в доброту людей и добавляет любви к жизни.
На ютуб-канале Дмитрия есть много интересных влогов из путешествий.
“Славянск должен бы быть чуть ли не самым доступным городом в Украине”
Со Славянском Дмитрия связывают, как он выразился, «специфические воспоминания». Он уже бывал в городе раньше. После травмы в 2011 году проходил лечение на Славянском курорте, и именно здесь сделал предложение руки и сердца своей бывшей жене.
«Славянск должен бы быть чуть ли не самым доступным городом в Украине, поскольку здесь развивался курорт и много людей с инвалидностью проходят лечение. Я был удивлен, что здесь пока ничего не приспособлено для людей с нарушениями зрения. Не увидел тактильной плитки, понижения, тактильных табличек. Я ожидал большего», — признается Дмитрий.
«У санаториев Словкурорта почему-то нет даже удобных туалетов для людей с инвалидностью, хотя это основная целевая аудитория. Почему в сознании городского совета и владельцев заведений на курорте нет этого понимания. Хотя бизнес понимает язык цифр и без доступности теряет немало прибыли», — вспоминает Дмитрий.
Имея за плечами немалый туристический опыт, Дмитрий уже знает на каком уровне инклюзия заграницей и может сравнить ее с доступностью в Украине.
«Если хочешь примерно увидеть как в Европе, то отправляйся во Львов. Там ситуация на улицах за последние годы улучшилась. Есть определенные города, которые выделяются прогрессивностью в инклюзии, однако город Чернигов, занимающий первое место в нашем рейтинге доступности, даже близко не может называться доступным для маломобильных групп населения», — говорит Дмитрий.
"Сделать город доступным можно с минимальными затратами"
На самом деле, сделать город доступным можно довольно просто и с минимальными затратами. Иногда даже странно, почему некоторые методы до сих пор не реализовали в Украине.
Например, обычная брусчатка вместо специальной тактильной плитки как предупреждение людям с нарушением зрения.
Или как может выглядеть пристроенный пандус к старинному зданию без потери внешней привлекательности архитектуры.
А вот комбинирование лестницы и пандуса в старинном немецком городе Трир. Подобные варианты сейчас пытаются использовать и в Украине.
Чему поучиться у ЕС?
Украина может взять за основу опыт европейских стран.
Например, немецкий Мюнхен полностью приспособлен к людям с инвалидностью. Есть специально оборудованные квартиры, на коляске можно передвигаться без каких-либо препятствий. Рабочие места, транспорт, указатели, кнопки продажи билетов, вызова лифтов и многое другое. Люди с инвалидностью живут полноценной самостоятельной жизнью и не нуждаются в помощи.
В другом городе Бонне нет ни одного подземного перехода только с лестницей, а светофоры оборудованы датчиками. Все бордюры только сниженные, нет ни одного места, куда нельзя было бы заехать на коляске, к тому же разметка для людей с недостатками зрения.
Главная политика Швеции — дать людям с инвалидностью максимум возможностей жить полной жизнью. С 2010 года была налажена судебная система, полностью оборудованный транспорт (автобусы, метро, железная дорога, паромы, лифты, парковки и т.д.), бесплатная персональная помощь, а практика обустройства жилья (пандусы, лифты, автоматические двери, поручни) официально утверждена с 1963 года.
У каждого есть право выбора — жить самостоятельной жизнью в обустроенной квартире с помощью при необходимости, или с круглосуточным уходом в домах группового проживания.
С 1994 года в Швеции действует Закон о социальной помощи людям с инвалидностью. Запрещена любая дискриминация, а с 2008 года правительство Швеции ратифицировало Конвенцию ООН о правах людей с ограниченными возможностями.
«В первую очередь нам не хватает понимания. В Украине есть определенные нормы, которые приняты были еще в 2006 году. Если бы с тех пор их придерживались, то ситуация была бы совсем другая, гораздо выгоднее. Так же есть законодательная база, просто надо придерживаться этого. Надо говорить, коммуницировать, объяснять, что это будет полезно для родителей с детскими колясками, людей пожилого возраста. Не думайте что это только для людей на колясках. Это о сознании восприятия в целом», — говорит Дмитрий.
«Поджаренный» рейтинг
Как уже упоминалось ранее, инициатива «Доступно.UA» создала собственный рейтинг доступности.
«Тостер» — это такая игра слов, мы тестируем город. С другой стороны главная идея чтобы мэрам городов «подпекало» от своего рейтинга, «поджаривало» как хлеб. Это соревновательный эффект, потому что мэры любят рейтинги. Когда ты не на первых местах, то это снижает твою авторитетность», — объясняет Дмитрий.
Итак, рейтинг доступности городов «Тостер» сейчас выглядит так:
- 1 место — Чернигов с результатом в 19,46%
- 2 место — Винница, 16,15%
- 3 место — Черкассы, 16,02%
- 4 место — Ровно, 15,79%
- 5 место — Житомир, 15,38%
- 6 место — Сумы, 14,75%
- 7 место — Полтава, 14,48%
- 8 место — Черновцы, 10,32%
- 9 место — Ивано-Франковск, 9,7%
- 10 место — Каменец-Подольский, 6,44%
- 11 место — Тернополь, 6,38%
- 12 место — Николаев, 6,17%
- 13 место — Херсон, 5,59%.
На составление рейтинга влияет три основных направления:государственные институты и администрации (как ЦНАП, больницы, участки полиции, вокзалы), бизнес (рестораны, кинотеатры, магазины, аптеки) и сознание людей (не создаются ли неудобства для людей с инвалидностью, например, кто паркуется на специальных местах на стоянке).
Исследование города по отдельным локациями проводили активисты в рамках воркшопа. После определенного инструктажа участники проекта вооружились рулетками, смартфонами и анкетами. Измеряли ширину дверей, угол наклона пандусов (норма должна быть не более 5 градусов), высоту перил и т.д.
«На методологию одного объекта в среднем уходит около 18-20 минут. Но дает нам определенное представление понимают ли подрядчики, строители, что они делают и для чего они делают», — говорит Щебетюк.
«В составлении рейтинга человеческий фактор отсутствует. Показатели высчитывает автоматизированная система. После того как мы внесем и обработаем все данные, передадим результаты городам и предоставим рекомендации власти. Мы хотим и дальше сотрудничать, проверять города повторно и делать их доступными», — говорит координатор проекта «Доступный Восток» Марта Билас.
«То, что для нас “вау”, в Европе это нормально. Мы рассказываем об инструментах доступности, как это классно, хвалим мэров, которые больше всего в этом направлении работают. Но это должно быть нормой. В Украине пока самый действенный инструмент это привлечение внимания», — говорит Дмитрий Щебетюк.
Результаты исследования будут готовы уже через три недели. Обработанные данные собираются и даются рекомендации городскому совету, как именно и что именно можно изменить.
Как мы можем сделать город более инклюзивным?
Своими мыслями о ситуации с доступностью в Славянске поделились местные стейкхолдеры. Все сошлись во мнении, что тема инклюзии является самой важной.
«К сожалению, Славянск как город-курорт остался только на бумаге. Когда нам удастся его восстановить, пока неизвестно. Однако, о дорогах, тротуарах и зонах доступности нам надо говорить уже сейчас. При формировании бюджета нужно все эти расходы учитывать», — считает депутат Славянского городского совета Ольга Алтунина.
«Исторически так сложилось, что концентрация людей с инвалидностью в Славянске значительно выше, чем в других городах. Сейчас 21 век и хотя бы из этих соображений нельзя считать отсутствие доступности правильной. Все люди абсолютно равны и возможности равные. Современные строительные нормы требуют абсолютной доступности. Поэтому все проекты реконструкции, ремонта, строительства должны это учитывать. Сейчас Славянский курорт переживает непростые времена и мы обязаны сделать его доступным», — считает Алексей Яковленко.
«Проблема в том, что принимаемые меры не системны. У нас нет системы обеспечения нормальной жизнедеятельности людей с инвалидностью. Переходы, троллейбусы, поезда и прочее не приспособлены как должны быть. Без посторонней помощи человек на коляске может не справиться. Моя основная цель как депутата привлечь тех людей, кому это нужно. Чтобы люди с инвалидностью могли поднимать эти вопросы и инициировать их решение, ведь никто кроме них не знает как надо сделать», — отметил депутат Славянского городского совета Александр Белименко.
Что мы можем сделать уже сейчас?
В организации «Доступно.UA» выделяют 7 основных инструментов влияния на доступность города
- Написать заявление местным органам власти, писать запросы и обращения коммунальным предприятиям;
- Идти на личный прием к депутату, коммунальщику или госслужащему, который отвечает за сферу;
- Написание электронной петиции;
- Участие в Общественном бюджете;
- Организация митинга, акции для привлечения внимания;
- Проявить инициативу собственноручно вместе с единомышленниками или самостоятельно (сделать пандус, стоянку для колясок и т.д.);
- Попробовать себя в качестве депутата или коммунальщика (влиять на сферу изнутри).
«Инклюзия это не о людях с инвалидностью, это об обществе. Пол, гендер, цвет кожи, все процессы жизни и получения услуг. Важно восприятие людей самих себя, чтобы они чувствовали себя частью общества», — заключает Дмитрий Щебетюк.